ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Развитие речи»
для обучающихся в общеобразовательном учреждении
в условиях ФГОС, как часть адаптированной
основной образовательной программы НОО
(вариант 5-2)
1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_razvitiyu_rechi.docx61.55 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП НОО

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Развитие речи»

для обучающихся в общеобразовательном учреждении в  условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО

(вариант 5-2)

1-4 классы

Автор: учитель начальных классов Куянова С.П.

2021-2022 учебный год

г. Нижневартовск.

1. Пояснительная записка

Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) и разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
  3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286- 15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
  5. Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;
  6. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.2).
  7. АООП НОО учащихся с ТНР МБОУ СШ № 43 города Нижневартовска

Несформированность всех компонентов речи у обучающихся с ТНР является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

  1. Общая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.2)

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) характеризуется более поздним, по сравнению с нормой, развитием речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.

Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Обучающиеся с ТНР (вариант 5.2), находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов, не способны дифференцированно обозначать названия предметов, действий, отдельных признаков.

Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Произношение детей характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза). Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования.

Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ТНР характеризуется следующими проявлениями: - нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа; - ограниченным словарным запасом; - наличием многочисленных словесных замен; - бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений - связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей с ТНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ТНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ТНР (как первичного дефекта).

  1. Цели и задачи программы

Главной целью программы «Развитие речи» является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств как базы для успешного усвоения общеобразовательных программ и социализации у обучающихся с ТНР.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
  • формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
  • практическое        овладение        основными        морфологическими        закономерностями грамматического строя речи;
  • практическое        овладение        моделями        различных        синтаксических        конструкций  предложений;
  • усвоение        лексико-грамматического        материала        для        овладения        программным  материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

1.4 Принципы построения программы

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно- воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно- воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

  1. Общая характеристика курса «Развитие речи»

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Русский язык» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На занятиях по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они учатся наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Коррекционно–развивающая работа обеспечивает специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.

  1. Описание места курса в учебном плане.

Курс «Развитие речи» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Он является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий.

Занятия проводятся в 1-4 классах.

Классы

Кол-во часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

1

2

32

64

2

2

33

66

3

4

33

132

4

4

33

132

ИТОГО на уровне начального общего образования

394

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, поэтому коррекционно- логопедические занятия способствуют формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе коррекционно-логопедического обучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Коррекционно-логопедические занятия являются для учащихся основой для успешного освоения основной общеобразовательной программы, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметметных и личностных результатов.

Основной целевой установкой для курса «Развитие речи» является формирование полноценной речевой деятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения. На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.

Немалую роль играет система упражнений по формированию планирующей и регулирующей функциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных и метапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом.

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Целостное восприятие окружающего мира.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
  6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
  6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».
  11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».
  13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
  14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя),
  15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
  16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
  17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты освоения программы

по «Развитию речи»

Языковые

  • Умение различать на слух и в самостоятельной речи грамматические формы слова.
  • Знание названий окружающих предметов, их качеств, повседневных действий. Умение их употреблять в составе собственного высказывания.
  • Умение образовывать новые слова суффиксальным способом (изученные формы).
  • Умение выражать пространственные отношения предметов с помощью изученных предложно-падежных конструкций.
  • Практическое        осознание        взаимосвязи        между        морфемами        в        составе        слова        

и           изменением смысла слова.

  • Умение осознанно грамматически правильно строить предложения из 3-4-х слов.

Коммуникативные

  • Умение вслушиваться в обращенную речь, понимать инструкции и небольшие связные высказывания.
  • Умение корригировать свою деятельность в соответствии с указаниями педагога или замечаниями соучеников.
  • Умение точно отвечать на вопросы (простая форма).
  • Умение обратиться к взрослому или ребенку с просьбой или вопросом для удовлетворения своих потребностей.

  1. Основное содержание программы «Развитие речи»

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа  над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:

  • формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;
  • обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования; - формирование представлений об обобщенном лексико- грамматическом значении слова;
  • уточнение значений слов;
  • развитие лексической системности;
  • расширение и закрепление связей слова с другими словами;
  • обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:

  • формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
  • формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
  • формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
  • формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.

Примерная тематика для развития речи:

  1. класс - «Наш класс», «Наша школа», «Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя семья», «Наш дом», «Весна», «Лето».
  2. класс - «Окружающая природа», «Вспомним лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Скоро лето».
  3. класс - «Космос и Земля», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Земля», «Вода»,

«Формы поверхности», «Наш край», «Человек и общество», «Устное народное творчество».

  1. класс - «Единство человека и природы», «Организм человека, охрана его здоровья»,

«Восприятие окружающего мира», «Человек и история», «Российская история», «Древняя Русь», «Московское царство», «Российская империя», «Российское государство», «Как мы понимаем друг друга»

Класс

Характеристика деятельности обучающихся

Формирование лексико-

грамматической стороны речи

Развитие связной речи

1

Знать        строение        артикуляционного

аппарата;        акустико-артикуляционные

Знать общее понятие о тексте: тема

текста; заглавие текста; опорные слова;

различия и сходства звуков; значение правильного        дыхания;                основные грамматические термины: слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные звуки,        твердые                и        мягкие        согласные звуки, называть положение звука в слове, обозначать звук буквой; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

определять место ударения в слове. Знать        основные        грамматические термины:                речь,                предложение, словосочетание, слово,

отличать на слух выразительную речь от невыразительной;

уметь пользоваться дыханием и голосом

в процессе речи.

вычленять в тексте опорные слова; составлять простые предложения на заданную тему;

давать ответы на вопросы;

пересказывать небольшие тексты с опорой на вопросы, картинки.

2

Знать значения многих лексических единиц; правила связи слов в предложении; основные грамматические термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая;

быстро        находить        нужное        слово, наиболее точно выражающее мысль; находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;

выделять слова в переносном значении; пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; интонационно оформлять высказывание;

редактировать предложения.

Знать основные признаки текста; виды текстов;

выразительно читать текст;

определить основную мысль текста; выделять в тексте опорные слова делить текст на части;

составлять        план        текста; восстанавливать деформированные предложения;

сочинять тексты описательного характера;

писать творческое изложение.

3

Знать основные качества речи; основные правила общения; стили речи; изобразительно-выразительные средства языка;

уметь инсценировать диалог;

составлять        диалог        по        аналогии        с данным;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

выделять        в        тексте        синонимы, антонимы,

устанавливать их роль в тексте;

устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении

Знать типы текстов; виды текста; составлять текст по заданной теме; осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение; пользоваться различными частями речи при составлении предложения; анализировать речь (на уровне текста, предложения); составлять текст на определенную тему; грамматически правильно связывать слова в предложении; использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций; выразительно  читать предложения, разные по  цели высказывания и интонации.

4

Знать        лексические,        грамматические

Знать тематические интонационные средства связи, особенности построения стихотворного произведения, виды стихотворных произведений, стили речи; составлять текст-диалог, текст- монолог;

редактировать простое и сложное предложение: заменять неудачно употребленные слова;

распространять предложения;

анализировать        и        редактировать сочинения;

анализировать        художественное произведение;

составлять        отзыв        о        произведениях художественной литературы

средства связи; виды плана;

основные элементы композиции;

определять        стилистическую

принадлежность        текстов,        составлять

текст в заданном стиле;

определять        стиль        речи        с        учетом

лексических особенностей текста;

составлять        художественное

повествование с элементами описания;

определять средства связи предложений

в тексте;

определять элементы в данном тексте.

  1. Тематическое планирование курса

  1. 1 класс

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1.

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь

1

2.

Техника речи: дыхание

1

3.

Техника речи: голос

1

4.

Техника речи: дикция. Скороговорки

1

5.

Звуки речи

1

6.

Буквы

1

7.

Звуки речи и буквы

1

8.

Звуки речи: гласные и согласные

1

9.

Алфавит

1

10.

Твердые и мягкие согласные звуки

1

11.

Звонкие и глухие согласные звуки

1

12.

Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных

1

13.

Закрепление изученного

1

14.

Деление слов на слоги

1

15.

Деление слов на слоги. Ударение

1

16.

Ударение. Перенос слов

1

17.

Закрепление изученного

1

18.

Слово, его значение. Толковый словарь

1

19.

Прямое и переносное значение слова.

1

20.

Многозначные слова

1

21.

Слова приветствия и прощания

1

22.

Слова, выражающие просьбу, благодарность, извинение

1

23.

Закрепление изученного

1

24.

Слова-предметы

2

25.

Слова-признаки

2

26.

Слова-действия

2

27.

Омонимы.

1

28.

Синонимы.

1

29.

Антонимы

1

30.

Тематические группы слов.

1

31.

Закрепление пройденного

1

32.

Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение»

1

33.

Вычленение, подсчет слов в предложении

2

34.

Составление предложения по заданной картинке

2

35.

Закрепление пройденного

1

36.

Общее понятие о тексте

1

37.

Тема текста

1

38.

Главная мысль текста

1

39.

Опорные слова в тексте

1

40.

Заглавие текста

1

41.

Составление небольшого рассказа по сюжетным картинкам

2

42.

Составление предложений на заданную тему по опорным словам

2

43.

Составление предложений – полных ответов на вопросы к тексту

2

44.

Составление предложений - кратких ответов на вопросы к тексту

2

45.

Деление сплошного текста на предложения

1

46.

Пересказ с опорой на вопросы

1

47.

Пересказ по сюжетным картинкам

1

48.

Восстановление деформированного текста по серии картинок

2

49.

Составление рассказа-описания по картинке

2

50.

Составление рассказа –описания о домашнем любимце

2

51.

Обобщение пройденного материала за год

2

52.

Итого

64

  1. класс

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

1.

Слово. Повторение изученного в 1 классе.

1

2.

Определение лексического значения слов.

2

3.

Прямое и переносное значение слова.

2

4.

Многозначные слова.

2

5.

Синонимы.

2

6.

Пословицы и поговорки.

2

7.

Загадка. Обучение сочинению загадок.

2

8.

Считалки. Обучение сочинению считалок.

2

9.

Предложение и словосочетание. Их отличие.

2

10.

Знаки препинания в конце предложения.

2

11.

Текст. Признаки текста.

2

12.

Текст. Тема текста.

2

13.

Текст. Основная мысль текста.

2

14.

Текст. Опорные слова.

2

15.

Абзац. Связь предложений в тексте.

2

16.

Части текста. Опорные слова.

2

17.

Деление текста на части.

2

18.

План текста.

2

19.

Виды плана. Составление планов разных видов.

2

20.

Составление плана текста с обозначенными частями.

2

21.

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

2

22.

Текст-описание. Характерные признаки текста- описания. Схема построения

2

описания.

23.

Сочинение – описание по готовому началу, коллективно составленному плану

и опорным словам.

2

24.

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста- рассуждения. Схема

построения рассуждения.

2

25.

Выразительное чтение. Интонация.

2

26.

Анализ текста.

Редактирование текста-описания.

2

27.

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста.

2

28.

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному

плану.

2

29.

Сочинение сказки.

1

30.

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их

устранения.

2

31.

Работа        с        деформированным        текстом.        Грамматическое        оформление

предложений с повторяющимися словами.

2

32.

Изложение-повествование по памяти.

2

33.

Сочинение - сравнительное описание.

2

34.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

2

35.

Итого

66

  1. класс

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

1.

Речь. Средства выразительности устной речи (темп, громкость, мимика,

жесты). Мои воспоминания о лете. Беседа.

2

2.

Основные правила общения. Требования к речи.

2

3.

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

2

4.

Слово. Его значение.

2

5.

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с

кроссвордами.

2

6.

Обобщение

1

7.

 Прогулка по осеннему парку. Умение давать распространенные ответы

2

8.

Ранняя осень, золотая   осень, поздняя   осень.   Составление   и   запись

предложений на основе наблюдений.

2

9.

Изложение «Пришла осень».

3

10.

Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте.

3

11.

Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте.

3

12.

Употребление синонимов в речи.

2

13.

Омонимы.

3

14.

Образные слова и выражения. Загадки.

2

15.

Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

3

16.

Крылатые слова и выражения.

3

17.

Обобщение

1

18.

Устаревшие и новые слова.

2

19.

Возникновение слов, происхождение некоторых топонимов и антропонимов.

1

20.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

2

21.

Виды предложений по интонации.

2

22.

Члены предложения.

2

23.

Связь слов в словосочетании, предложении.

2

24.

Выделение признаков связного текста.

2

25.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

2

26.

Мой город. Расширение предложений за счет вопросов

2

27.

Мой город. Изложение.

2

28.

Обобщение

1

29.

  Зима (природные явления) Беседа по картине.

2

30.

Зимний пейзаж.

(письменная работа с опорой на картинку и текст)

Работа по распространению предложений. Изложение «Снег идет».

3

31.

Здоровье зимой. Составление текста из деформированных предложений

2

32.

Забавы зимой. Работа над связным высказыванием по опорным словам.

Устное сочинение по картинкам

2

33.

Новый год. История праздника Распространение предложений.

2

34.

Письмо Деду Морозу (письменная работа) Обобщение.

2

35.

Обобщение

1

36.

Каникулы. Самый интересный день каникул.

2

37.

Стили речи: разговорный и книжный.

2

38.

Разговорный стиль. Диалог.

2

39.

Диалог и монолог.

2

40.

Художественный стиль. Общее понятие.

2

41.

Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану,

опорным словам.

2

42.

Обобщение

1

43.

Устное сочинение по серии картинок. Деление текста на части.

3

44.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

3

45.

Изобразительно- выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

3

46.

Изобразительно- выразительные средства языка. Олицетворение.

3

47.

Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна».

3

48.

Изложение-повествование   на   основе   слухового   восприятия   текста   по

обобщенным вопросам, опорным словам.

2

49.

Обобщение

1

50.

Мамы всякие важны, мамы всякие нужны.

2

51.

Праздник 8 Марта.

Написание письма-поздравления.

2

52.

Выходной день в моей семье.

2

53.

Люби книгу!

Сочинение с элементами рассуждения.  Мой любимый герой.

3

54.

Обобщение

1

55.

Научный стиль речи. Научные слова.

2

56.

Как написать письмо.

2

57.

Идет весна. Беседа.

2

58.

Сочинение по картине И. Левитана «Весна. Большая вода.»

2

59.

Изложение        описание        на        основе        зрительного        восприятия        текста        по

коллективно составленному плану, опорным словам

3

60.

Творческое редактирование текста.

2

61.

Повторение

3

62.

Обобщение за год

3

63.

Итого

132

  1. класс

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

1.

Повторение изученного. Текст, его виды и средства связи в нем.

3

2.

Повторение изученного. Стили языка.

3

3.

Речь как средство воздействия на другого человека.

3

4.

Культура речи. Техника речи.

3

5.

Разговорный стиль языка. Диалог.

3

6.

Выразительное чтение. Интонация.

3

7.

Речевой этикет.

3

8.

Обобщение

2

9.

Драматическая импровизация.

3

10.

Художественные произведения. Стихи и проза

4

11.

Стихи.        Особенности        построения        стихотворного        произведения.        Виды стихотворных произведений.

4

12.

Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным.

Жанры прозаических произведений.

4

13.

Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

3

14.

Обобщение

2

15.

Пословицы. Поговорки. Афоризмы.

4

16.

Сочинение по пословице.

3

17.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

4

18.

Композиция текста. Средства соединения предложений и частей в тексте.

4

19.

Сочинение сказки по готовому началу.

4

20.

Научный стиль. Заимствованные слова.

4

21.

Обобщение

2

22.

Простое и сложное предложение.

4

23.

Предложение со сравнительным оборотом.

4

24.

Однородные члены предложения.

4

25.

Коллективное сочинение – повествование по серии картинок, опорным словам.

3

26.

Незаменимые помощники-словари.

4

27.

Размышления «Почемучек». Сочинение-рассуждение.

3

28.

Творческие текстовые упражнения.

5

29.

Сочинение по картине.

3

30.

Обобщение

2

31.

Газетные жанры (корреспонденция, репортаж, интервью)

4

32.

Официально-деловой стиль.

4

33.

Повторение и обобщение о стилях языка.

3

34.

Коллективное        сочинение-повествование        по        сюжетной        картине,        плану, опорным словам.

2

35.

Анализ и редактирование сочинений.

4

36.

Анализ художественного произведения.

4

37.

Составление отзыва о произведениях художественной литературы.

4

38.

Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие»

2

39.

Обобщение

2

40.

Повторение

3

41.

Итого

132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи», ТНР 5.1

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи», ТНР 5.1. На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, норма...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказа...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» 2 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 - 42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 -63. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6...

Календарно-тематическое планирование программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 1 класс

Тематическое планирование в 1 классе включает 66 занятий, 8 из них диагностика на начало и конец учебного года...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 2класс

Календарное планирование во 2 классе включает 68 занятий, 8 из которых диагностика на начало и конец учебного года...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» для учащихся 4 класса

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   3 -42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4- 53. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  6- 9...

Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса

Адаптированная  коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...