Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Попова Лариса Анатольевна

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и главную мысль; умения выражать собственное мнение к событиям, поступкам, героям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор.

                                                В. В. Бианки "Музыкант".      2 класс.

                             Составила:    учитель начальных классов: Попова Л.А.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: -    познакомить учащихся с рассказом «Музыкант».

-         выявить традиционный характер медведя в русских народных сказках и авторских.

  Метапредметные результаты обучения: 

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать).

Познавательные УУД

  • ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; уметь находить ответ на вопросы, опираясь на текст; формировать способности решать проблемы поискового характера;
  • развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в учебный диалог;   оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

 Предметные результаты обучения:

  • объяснять смысл названия рассказа;  рассказывать о герое произведения; развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению природы через чтение народных произведений и  произведений  В.В.Бианки;
  • уметь прогнозировать содержание;
  • определять жанр произведения;
  • уметь вписывать данные о произведении в карточку, соединять слова с их лексическим значением;
  • уметь выразительно читать и развивать связанную речь.

Задачи для учителя:

Образовательные:

- Создать условия для знакомства с рассказом В. Бианки «Музыкант».

-Расширить знания детей о животном мире леса.

-Совершенствовать технику чтения.

-Пополнять словарный запас детей.

Предыдущая тема: Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору.

Следующие темы: Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте.

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших»

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

                                                                                                             Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, пожалуйста,  повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки.  Садитесь.

-Что мы будем делать с вами,

Тайны, чтобы  все  узнать,

Все загадки разгадать?

Дети: Будем вместе развивать качество –

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

   - Подготовимся к чтению, хором прочитаем пословицу, сначала медленно, теперь выразительно.      

         Речевая разминка

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи ». (СЛАЙД 2)

  - Как вы понимаете эти слова?

  - Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей.

Приветствие учителя, гостей проверка готовности к уроку обучающимися.

(Ответы детей)

Личностные УУД:

-формирование положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация полученных знаний

-  Ребята,    на  прошлом  уроке  мы  познакомились

с каким произведением?  

- Назовите жанр этого произведения.

- Веселая и поучительная сказка о том, как простой мужик медведя перехитрил.

 - Чему учит эта сказка?  (Она учит ценить труд, дружбу, знания и избегать плутовства, если нужно сохранить добрососедские отношения.)

Обобщение изученного.

 -      Кто главные герои сказки?  (СЛАЙД 3) (Мужик и медведь)

 -    Какой  характер у медведя в этой сказке?

 -    Как медведь представлен в сказке?   (сильный, мощный, глуповатый).

 

 Проблемный вопрос

- Ребята, а только ли в сказках мы можем узнать о таком герое, как медведь?

 - Есть авторы, которые тоже писали о медведях.

-  С произведением, одного автора мы с вами недавно   познакомились. Он писал научные сказки о природе, животных.            

- Посмотрите на портрет писателя. Узнали ли вы его? (на доске портрет В. Бианки)

- И сегодня мы прочитаем ещё одно произведение этого замечательного писателя, а какое узнаете, открыв учебник на странице 142.          

      «Музыкант».

- Как называются произведения, которые пишет автор?

- Зная название произведения, давайте попробуем вместе поставить цели урока.

  1. Познакомиться с  рассказом В.Бианки «Музыкант».
  2. Учиться правильно, выразительно читать и анализировать его.

3.    Воспитывать в себе бережное отношение к природе.

«Мужик и медведь».  

  Сказка

 (Трудолюбию, находчивости и умению найти выход из трудной ситуации.)

Дети высказывают свои предположения.

Определяют на портрете писателя В. Бианки

Вспоминают, что знают о нём.

-Да. Это Виталий Валентинович Бианки.

«Сова».

Определяют задачи урока.

Р. УУД:  -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

П.  УУД:  -уметь прогнозировать содержание.

К. УУД:  - умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение,

Р.  УУД:  соотносить свои действия с поставленной задачей.

3.  Целеполагание, постановка задач

Закройте глаза и послушайте!

       (включаю  музыку: отрывок из произведения Паганини-  скрипка)

 - Какой музыкальный инструмент вы услышали?

- Да, ребята, это скрипка, - инструмент  душевный, звучный, тонкий.  

- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да?    Какие?

(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка)

- Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются ……?        

 – Музыканты!

- Кто может объяснить лексическое значение этого слова?

 - Когда видим незнакомые слова, часто смотрим в толковый словарь, словарь Ожегова, в словарь помещённый в учебнике.

- (имя) прочитай, толкование слова из словаря.

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.

- А теперь обратимся к картинке на стр. 144.

Предположите, о чём будет это произведение?

- Как вы думаете, медведь может быть музыкантом?

- Об этом мы узнаем, прочитав  рассказ.

- Нам мало познакомится с произведением, нам надо сравнить, как в разных произведениях показан образ медведя.

- Тема урока: Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д. Ушинского и других на выбор.   В. В. Бианки "Музыкант".

-Ребята, так - же  ещё одна цель нашего урока - узнать новое о медведе,  для того, чтобы сравнить медведя в разных произведениях.

 - Но сначала немного потренируемся в прочтении сложных слов.         (СЛАЙД 6). 

     

 

   Отвечают

Читают хором.

Регулятивные УУД:

определять цель урока с помощью учителя и самостоятельно ставить задачи урока.

П. УУД:  определять круг своего знания и незнания;

  1. Изучение нового материала

  -В произведении нам встретятся несколько незнакомых  для вас слов.  Давайте,  прочитаем эти слова в словаре.

 Один ученик читает в словаре учебника. Другой в словаре Ожегова.

(Слайд  7-8)    с картинками их обозначающих.

-Ребята, предлагаю познакомиться с текстом. Мы будем использовать чтение с остановками (высказывать предположения, что будет дальше.)

Читают подготовленные дети.

Приём: «Чтение с остановками»,

- Итак, ребята, кто же в итоге оказался музыкантом?

- Действительно, ребята, в жизни очень часто можно встретить необычное в поведении и способностях животных.

- А

Читают текст, делают предположения.

(чтение первичное)

 Ученики: медведь.

Предметные УУД:

-работать с текстом,

выразительно читать и развивать связанную речь.

Личностные УУД:

проявлять интерес к чтению произведения природоведческого характера, определять в тексте своё знание и незнание.

   5. Физкультминутка  

 - А сейчас, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!

 Я буду вам называть  – музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем играть.   А если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат аплодисменты.

Итак, начали:

Скрипка! (дети показывают)

Завалинка! (аплодисменты)

Баян! (дети показывают)

Медвежатник! (аплодисменты)

Пианино! (дети показывают)

Барабан! (дети показывают)

Дудочка!  (дети показывают).

        - Замечательно, пожалуйста, садитесь!

  6. Обобщение и систематизация знаний

Работа с текстом.

-Ребята, определите жанр прочитанного произведения.

- Докажите.

-С чего начинается рассказ?

-Какое слово автора говорит, что старик был плохой музыкант?

 - Каким человеком был старик-медвежатник?

-Прочитайте в тексте как охотник объяснил колхознику, почему он не убил медведя?

- Ребята, найдите в рассказе описание иллюстрации  в учебнике.

  Карточка  - работа в паре.

 -   Ребята, у вас на партах лежат карточки с отрывком из произведения.  В скобках даны слова. Подчеркни верное слово.

   Старый медвежатник хотел научиться играть на (пианино, дудочке, скрипке)  ...        ( Слайд 9)

 -Как вы думаете, пойдёт ли ещё старый медвежатник на охоту?

-  Старый медвежатник всю жизнь охотился на медведей, но этот случай так поразил его, что, возможно, он больше никогда не поднимет ружья на животных.

 -Какая главная мысль рассказа?

Любовь охотника к природе, к животным. Любовь к музыке, оказалась сильнее, чем к охоте.

- Вчера и сегодня на уроках мы с вами познакомились с 2-мя разными произведениями. Подумайте и скажите есть ли между ними что-то общее в описании животных?  Или есть разница?

- Дайте характеристику медведя в народной сказке  «Мужик и медведь»      и рассказе «Музыкант».

Меняется ли образ медведя в авторских сказках?

На доске названия произведений и карточки – характеристики животного

        Сказка                                              Рассказ В. Бианки

 «Мужик и медведь»                           «Музыкант»

Слова:  сильный,  мощный, слегка глуповатый, трусливый,  добрый,   доверчивый, справедливый, безобидный, неуклюжий, злой,  свирепый.

– Медведь в народных сказках всегда сильный, мощный, слегка глуповатый. В нем нет ни злобы, ни хитрости.

  • Делятся своими впечатлениями.

-Рассказ. (Небольшое по размеру произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни героев).

-Что старик сидел на завалинке и пиликал на скрипке.

(дети читают по тексту

-Пиликал

Мы чувствуем любовь автора к его герою.

-Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант как и я?

Ученики самостоятельно читают задание и выполняют. (взаимопроверка)

Одна пара озвучивает свой ответ.

Ученики: Оба рассказа учат нас быть любознательными по жизни, бережному отношению к природе и к животным, ведь не зря их называют братьями нашими меньшими.

 Прикрепляют карточки.

Предметные УУД:

-определять жанр произведения;

-уметь вписывать данные о произведении в карточку.

Личностные УУД:

-умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

7. Итог

– Что вы взяли для себя из сказки и рассказа? Чему они  учат? 

-Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну.   (СЛАЙД 10)

Учат быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)

 8. Рефлексия

- Кто считает, что сегодня на уроке активно поработал, открыл для себя что-то новое при знакомстве с произведениями - встаньте.

 - А кто ничего нового  не узнал, для себя, ничего не открыл, произведение не затронуло ваших чувств – сидите.

Определяют, какие задачи выполнены.

Ученики оценивают свою работу на уроке

Л. УУД:

К.  УУД: - Возвращается к поставленным задачам.

  • Оценивают работу на уроке.

9. Д/з.

Предлагаются на выбор задания разного уровня.

-Выразительное чтение рассказа

-Приготовить пересказ. - Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.

-Давайте встанем и скажем до свидания, нашим гостям.

Записывают Д/з в дневник.

Выбирают задание по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)

Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....

Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»

Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы;  обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...