Реализация модели «смена рабочих зон» на уроке русского языка
статья (2, 3, 4 класс)

Нелин Надежда Александровна

Современные дети, как говорят сейчас, «родились со смартфонами в руках», поскольку дети очень много времени проводят, не расставаясь с любимым гаджетом – смартфоном или планшетом. С одной стороны, это влечет за собой множество проблем с интеллектом и здоровьем. С другой стороны, из этого увлечения можно извлечь и пользу.

Мне кажется, что в цифровой век разлучать детей с их любимыми гаджетами не стоит. Можно попробовать использовать их смартфоны и планшеты так, чтобы они приносили пользу детям. Это может смотивировать и заинтересовать учащихся к учебной деятельности.

 

image

 

 

Я поделюсь с вами опытом использования одной из моделей смешанного обучения. Мы рассмотрим организацию групповой работы с помощью модели «смена рабочих зон».

 

Немного теории.

ФГОС второго поколения ориентируют на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием современных технологий и коммуникации с людьми. Смешанное обучение как никакая другая технология помогает решать данные задачи.

В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства, оно формировалось спонтанно в результате многочисленных попыток изменить существующие подходы к обучению. Отсюда и множество трактовок понятия «смешанное обучение».

Изучив научные труды по данному вопросу, я пришла к выводу, что смешанное обучение – это форма организации образовательного процесса, в рамках которой традиционное обучение смешивается с электронным. Эта технология расширяет образовательное пространство, насыщая его современными средствами и способами деятельности, и позволяет использование как традиционных, так и суперсовременных цифровых технологий.

Применение технологии смешанного обучения позволяет выделить три наиболее важных преимущества:

  • предлагает более широкий выбор материалов и заданий, подходящих для конкретного класса;
  • помогает более эффективно использовать время занятия;
  • развивает интерес к учению и общеобразовательных дисциплин.

Можно отметить и другие положительные моменты: более широкое использование электронных образовательных ресурсов, возможности адаптировать учебный процесс для реализации образовательных потребностей каждого из обучающихся, активное вовлечение родителей в решение образовательных задач.

Профессор Гарвардского университета Клейтен Кристенсен выделяет более 40 моделей смешанного обучения.  Выбирая одну из этих моделей для реализации на конкретном уроке, необходимо учитывать характеристику класса и планируемый результат. К примеру, для организации смешанного обучения на уроках русского языка и литературы в разновозрастных группах я чаще использую модель «смены рабочих зон», которая подразумевает прохождение учащимися в течение одного занятия нескольких станций, то есть рабочих зон.

Следует сказать о том, что технология концентрированного обучения, которую мы используем в Научно-образовательном комплексе, позволяет более продолжительное время выполнять задание на каждой рабочей зоне. К тому же, переходы от одной рабочей зоны к другой являются для обучающихся 2-4 классов и динамической паузой, и кратковременной сменой вида деятельности.  

Рассмотрим механизм реализации данной технологии обучения. Учебный кабинет делится на 3-4 рабочие зоны. Это могут быть зоны для целенаправленной работы с учителем, зона для онлайн-работы, зона для индивидуальной работы, зона для групповой работы, зона для работы с текстом, зона проектно-исследовательской деятельности и др.

Обучающиеся входят в одну из микрогрупп, количество которых равняется количеству рабочих зон. Каждая группа должна поработать в указанных зонах и выполнить конкретное задание. В итоге работы на каждой станции создается продукт. Примерное время работы на каждой станции при классно-урочной системе -10-12 минут.

Источником информации для выполнения заданий на станциях могут быть учебники, справочники, электронные образовательные ресурсы: https://www.yaklass.ru/, https://education.yandex.ru/, https://www.classtime.com/, https://interneturok.ru/, https://resh.edu.ru//, https://learningapps.org/, https://www.saharina.ru.

 

 

Теперь – практика.

Одним из успешных уроков, реализованных по данной технологии,  считаю урок русского языка по теме «Связь имен прилагательных с именами существительными». Это был урок обобщения и систематизации знаний.

 

 

image

 

Модель «смена рабочих зон» или «ротация станций» подразумевает прохождение учащимися в течение одного занятия нескольких станций, то есть рабочих зон. Учебный кабинет был разделен на 3 рабочие зоны: «Работа с учителем», «Онлайн-работа», «Работа в группе».

 

Перед уроком обучающиеся были объединены в три группы с учетом интеллектуальных и возрастных особенностей.

В структуре урока выделялись следующие этапы:

  1. Организационный
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание
  4. Мотивация на учение
  5. Обобщение и систематизация знаний и умений
  6. Обсуждение работы
  7. Рефлексия

После коллективного обсуждения темы урока, постановки целей и задач, а также актуализации знаний в форме фронтального опроса каждая группа получила маршрутные листы. Одна группа начинала работу с рабочей зоны 1 (Работа с учителем), вторая – с рабочей зоны 2 (Онлайн-работа), третья – с рабочей зоны 3 (Работа в группе).

 

 

Я рассказала, как будет дальше построен урок, как следует переходить по станциям, как успевать выполнять задания, что необходимо выполнить на каждой станции.

image

 

Прозвучал сигнал, и ребята приступили к работе.

На станции «Онлайн-работа» учащимся было предложено выполнить несколько карточек на образовательной платформе «Яндекс.Учебник». Каждый ученик под своим логином и паролем зашел в личный кабинет и увидел карточки, которые необходимо выполнить. Не все ребята успели все выполнить, у них была возможность доделать задание немного позже. Ребята, которые справились со своим заданием быстрее остальных, могли помогать другим ребятам своей подгруппы.

На станции «Работа с учителем» учащиеся совместно с учителем тренировались выполнять морфологический разбор прилагательных и существительных. Несколько ребят успели поработать на доске, другие ребята отвечали на вопросы с места. Здесь также учителем был проведен небольшой опрос на знание теории по теме урока.

На станции «Работа в группе» учащиеся выполняли общее для всех задание: необходимо было распределить карточки с упражнениями по разделам на плакате, а также выполнить карточки, сделать собственный вывод по теме урока. Ребята сразу же выбрали ответственного, который следил за ходом работы всей группы, распределял задания.

После того, как учащиеся поработали на каждой станции, мы подвели итог урока, сделали коллективный вывод, обсудили работу в группах, плюсы и минусы работы в группе.

Рефлексия урока была проведена при помощи карточек и приложения Plickers.

К выводам.

После проведения урока я сделала следующие выводы:

  • освоение учениками знаний, умений и навыков проходило в деятельностной форме;
  • переходы от станций – динамическая пауза;
  • на уроке использовались различные методы, приемы, формы и средства обучения;
  • учебная информация была привлекательна и понятна для детей;
  • учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен;
  • интенсивность урока была оптимальной с учётом возрастных, физических и психологических особенностей детей;
  • на уроке осуществлялся всесторонний контроль: со стороны учителя, со стороны электронного ресурса, взаимоконтроль с одноклассниками;
  • урок полностью соответствует требованиям ФГОС.

Мои собственные педагогические наблюдения после проведения уроков по модели «смена рабочих зон» свидетельствуют об этом же. Дети с неподдельным интересом и большим удовольствием учатся, они охотно посещают предлагаемые интернет ресурсы, выполняют в онлайн-режиме задания и тесты, учатся адекватно оценивать собственные достижения, определять перспективы своего личностного развития.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт признал системно-деятельностный подход наиболее перспективным для достижения более высоких образовательных результатов.

Использование технологии смешанного обучения наиболее  естественным образом помогает решить эту грандиозную задачу современного образования.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация учебного процесса и рационализация использования рабочего времени на уроках русского языка.

Материал содержит рекомендации по планированию и распределению рабочего времени на уроках. Предназначен в помощь начинающему учителю....

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам русского языка по "Перспективе" для 3 класса....

Реализация деятельностного метода обучения на примере урока русского языка

Данная статья опубликована в сборнике: «Педмастерская – 2013» (из опыта преподавания учителей начальных классов). – Слободской, 2013. – С. 8 – 15. – ББК 74.202.6 (2 Рос – 4 Кир)....

Рабочий лист к уроку русского языка по тем " Повторение изученного в 1 классе"

Разрвботка рабочего листа к уроку для организации работы в парах...

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку русского языка по теме "Правописание слов с глухими и звонкими согласными"...

Рабочий лист к уроку русского языка во 2 классе

Обучающее сочинение  по картине А.С. Степанова "Лоси"...