Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему

Цыбульская Лариса Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Карпова Е.В./

Протокол                 №

От «__»  _________2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УМР МБОУ Гусинской СОШ

___________/Зарецкая С.Г./

Протокол                 №

От «__»  _________2013г

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ Гусинской СОШ

___________/Егорова С.Ф./

Приказ                 №

От «__»  _________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           по литературному чтению в 3 «А» классе

        Цыбульской Л.И. – учителя начальных классов

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе:

•        ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г,

  • требований ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373),
  •   Примерной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение»,
  •  авторской программы  Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой по предмету «Литературное чтение»,
  • БУПа МБОУ Гусинской  СОШ на 2013-2014 учебный год,
  •  учебника «Литературное чтение»  3 класс - Л.А. Ефросинина. Учебник внесен  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067)

Цель:

-формирование читательской компетентности младшего школьника. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения,  приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Задачи:

1) формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико – литературными понятиями.


Содержание программы (136ч.)

Наименование разделов

Всего часов

1

Устное народное творчество

16 часов

2

Басни.

6  часов

3

Произведения  А. С. Пушкина.

11 часов

4

Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет.

5 часов

5

Произведения  Л. Толстого

11 часов

6

Произведения Н. Некрасова.

7 часов

7

Произведения А. П. Чехова  

5 часов

8

Сказки зарубежных писателей.

4 часа

9

Стихи русских поэтов.

7 часов

10

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.

6 часов

11

Произведения А. Куприна.

8 часов

12

Стихи  С. Есенина.

6 часов

13

Произведения К. Г. Паустовского.

9 часов

14

Произведения  С. Маршака.

4 часа

15

Рассказы Л. Пантелеева.

6 часов

16

Произведения А. Гайдара.

7 часов

17

Произведения М. Пришвина  (8 часов)

4 часа

18

Произведения зарубежных писателей (10 часов)

7 часов

Основные разделы

Устное народное творчество

Былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник, «Алёша Попович и Тугарин Змеевич); пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки (бытовые, о животных, волшебные).

Басни Эзопа и И.А.Крылова

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А.Крылов. «Лиса и виноград», «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягнёнок».

Произведения А.С.Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый» (отрывок), «Бой Руслана с головой» (отрывок), «Скозка о царе Салтане…», стихи («Зимний вечер», «Няне»).

Стихи русских поэтов

Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» «Чародейкою Зимою»; А.Н.Майков. «Осень; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»; И.С.Никитин. «Русь», «Утро»; И.З.Суриков. «Детство»; С.Д.Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

С.А.Есенин. «О Родине» (отрывки). «Нивы сжаты, рощи голы..», «О березе» (отрывки),

«Береза», «Бабушкины сказки».

С.Я.Маршак. «Урок родного языка», «Ландыш».

Произведения Л.Н.Толстого

Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А.Некрасова

 Стихи «Крестьянские дети», «Зеленый Шум», «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Произведения А.П.Чехова

Рассказы «Белолобый», «Ванька».

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

Сказка «Умнее всех», рассказы «Приемыш», «Постойко».

Произведения А.И.Куприна

«Барбос и Жулька», «Собачье счастье».

Произведения К.Г. Паустовского

«Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Рассказы Л.Пантелеева

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П.Гайдара

«Горячий камень», «Тимур и его команда» (отдельные главы); С.Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М.Пришвина

«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка».

Произведения зарубежных писателей

Ш.Перро. «Подарки феи»; Ц.Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре»; Дж.Лондон. «Волк»; Э.Сетон-Томпсон. «Чинк».

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению в 3 классе

урока

Тема урока

Дата

По плану

По факту

Раздел «Устное народное творчество» (16 часов)

Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик»

Малые формы фольклора: пословицы.

Малые формы фольклора: русские народные сказки.

«Самое дорогое»

Малые формы фольклора: русские народные сказки.

 «Про Ленивую и Радивую»

Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)

Малые формы фольклора: скороговорки, потешки

Устное народное творчество.Обобщение

Былины. «Добрыня и Змей»

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былины. «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Вольга
и Микула»

Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича
и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

Былины. Обобщающий урок

Басни. (6  часов)

И. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»

Чтение наизусть Л И. Крылов «Ворона и Лисица».

 Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»

Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж»,

И. А. Крылов «Крестьянин и работник»

Басни. «Проверьте себя»

Произведения  А. С. Пушкина. (11 часов)

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…»

Чтение наизусть отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Литературное слушание и работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский.

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

Дополнительное чтение. Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

А. С. Пушкин. Стихи

Чтение наизусть А. С. Пушкин «Зимний вечер».

А. С. Пушкин. Стихи

Обобщение по разделу «Произведения  А. С. Пушкина»

Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (5 часов)

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

Чтение наизусть Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

А. Майков «Осень»

Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Произведения  Л. Толстого (11 часов)

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк» 

Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

Л. Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди».

Чтение наизусть отрывка из рассказа Л. Толстого «Лебеди». Дополнительное чтение. «Лев и собачка»

Л. Толстой «Прыжок»

Былина «Как боролся русский богатырь»

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»

Литературное слушание. Книги Л. Н. Тол-стого.

Дополнительное чтение рассказов
Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

Произведения
Л. Толстого. Обобщающий урок

Произведения Н. Некрасова.(7 часов)

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст)

Чтение наизусть отрывка «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова «Славная осень» Н. Некрасов

Чтение наизусть «Славная осень» Н. Некрасов. Некрасов «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум»

Стихи о природе.
Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Произведения
Н. Некрасова.
К. И. Чуковский

«О стихах Н. А. Некрасова».

Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем»

Чтение наизусть Н. Некрасов «Мороз-воевода».

 Обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова»

Произведения А. П. Чехова  (5 часов)

А. П. Чехов «Степь»

Чтение наизусть отрывка А. П. Чехов «Степь»

А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь»

А. Чехов «Ванька».

Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

Сказки зарубежных писателей. (4 часа)

Ш. Перро «Подарки феи»

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

Дополнительное чтение

Ц. Топелиус «Зимняя сказка» 

Литературное слушание. «В мире сказок». Сказки
Г.-Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская»

Обобщение по разделу «В мире сказок»

Стихи русских поэтов.(7 часов)

И. Никитин «Русь»

Чтение наизусть И. Никитин «Русь».

 И. Никитин «Утро»

И. Суриков «Детство»

Литературное слушание. Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

Чтение наизусть И. Суриков «Детство».

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

Чтение наизусть «Зимний день». Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.(6 часов)

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

Литературное слушание. Рассказы о животных.

Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Обобщение по разделу «Произведения Д. Мамина-Сибиряка»

Произведения А. Куприна. (8 часов)

А. И. Куприн «Синяя звезда»

А. Куприн «Барбос и Жулька»

Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье»

А. Куприн «Ю-ю»

Обобщение по разделу «ПроизведенияА. Куприна»

Стихи  С. Есенина. (6 часов)

С. Есенин. Стихи о Родине

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи  о природе

Чтение наизусть С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».  

С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе

С. Есенин «Бабушкины сказки»

Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня»

Чтение наизусть С. Есенин «Береза».  Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»

Произведения К. Г. Паустовского. (9 часов)

К. Паустовский «Стальное колечко»

К. Паустовский «Заячьи лапы»

К. Паустовский «Кот-ворюга»

К. Паустовский «Какие бывают дожди»

Литературное слушание.

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»

Обобщение по разделу «Произведения К. Паустовского»

Произведения  С. Маршака. (4 часа)

С. Маршак «Урок родного языка»

Чтение наизусть С. Маршак «Урок родного языка».

 С. Маршак «Ландыш».

В. Субботин «С Маршаком»

Литературное слушание.

С. Маршак «Кошкин дом»

Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака»

Рассказы Л. Пантелеева.(6 часов)

Л. Пантелеев «Честное слово»

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

Литературное слушание.

Книги Л. Пантелеева.

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева»

Произведения А. Гайдара. (7 часов)

А. Гайдар «Горячий камень»

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М. Пришвина  (8 часов)

М. Пришвин «Моя Родина»

М. Пришвин «Двойной след»

М. Пришвин «Выскочка»

М. Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине»

Литературное слушание. Детские книги о природе.

Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам»

Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов».

Произведения зарубежных писателей (10 часов)

Дж. Лондон «Волк»

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей.

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

Библиотечный урок «Что читать летом»

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.

        

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебника «Литературное чтение».

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

        Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

        Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные  результаты:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно и правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- различать рассказ и стихотворение.

Перечень

учебно-методического обеспечения

для учителя:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
  • ФФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373),
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: методическое пособие/ Л.А.Ефросинина.- М.:Вентана - Граф, 2013.
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.:Вентана - Граф, 2013.

          для учащихся:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.:Вентана - Граф, 2013.
  • Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. В 2 ч. - М.: Вентана - Граф, 2013.
  • Оморокова М.И.Учусь читать выразительно. Рабочая тетрадь для учащихся 2-4 классов.- М.: Вентана - Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...