«Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
методическая разработка

Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений, мышления и др.

Она требует от незрячего человека значительных волевых и физических усилий. Пространственное ориентирование - это умение выбирать направление движения и его сохранять, умение составлять представление о расположении предметов по признакам, воспринимаемым сохранными анализаторами, умение достигать конечной цели движения за счёт постоянной оценки взаимного расположения окружающих предметов и своего местоположения относительно их. Интеграция незрячего человека в общество сегодня во многом обусловлена его способностью к самостоятельной ориентировке в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах, а также умением вступать в контакт со зрячими собеседниками, правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»

Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений, мышления и др.

Она требует от незрячего человека значительных волевых и физических усилий. Пространственное ориентирование - это умение выбирать направление движения и его сохранять, умение составлять представление о расположении предметов по признакам, воспринимаемым сохранными анализаторами, умение достигать конечной цели движения за счёт постоянной оценки взаимного расположения окружающих предметов и своего местоположения относительно их. Интеграция незрячего человека в общество сегодня во многом обусловлена его способностью к самостоятельной ориентировке в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах, а также умением вступать в контакт со зрячими собеседниками, правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Основной организационной формой обучения пространственной ориентировки является коррекционное занятие. Весь образовательно-воспитательный процесс основан на личностно-ориентированном подходе, направленном на формирование нравственно-здоровой личности, обладающей базовыми знаниями с учетом психофизических возможностей, в том числе отклонений по зрению. Коррекционные цели и задачи образовательного процесса вытекают из трех условий: состояния зрительного анализатора; психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей остается проблема формирования пространственной ориентировки, мобильности и социальной адаптации. Успешность интеграции человека с нарушением зрения во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми.

Школьный курс «Ориентировка в пространстве» рассчитан на 136 часов по 34 часа в год. Однако практика показывает, что содержание курса требует дополнения и внедрения новых методов и средств. Многочисленные работы ученых и методистов (В. С. Сверлов, М. Н. Наумов, Л. И. Плаксина, В. З. Денискина и др.) показали, что люди с нарушением зрения нуждаются в целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых как сохранными (слух, осязание, обоняние) анализаторами. Объём памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве.

Школьный курс обучения нацелен на выработку практических навыков безопасного перемещения учащихся, выработку и совершенствование у них навыков пользования объектами соцкультбыта (магазины, почтовые отделения, медицинские учреждения, вокзалы и аэропорты) и государственных учреждений.

А обеспечить детям возможность адаптации, системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения призвано коррекционное занятие по ориентировке в пространстве.

В материалах исследований тифлопедагогов А.Бодалева, М.Денисовой, З.Семёновой, Л.Плаксиной, В.Денискиной, Е.Подколзиной обнаружены определённые трудности и ряд закономерностей в ориентировке в пространстве:

- дети затрудняются в овладении пространственными представлениями, практической микро и макро ориентировке, в словесном обозначении пространственных отношений;

- осложнено формирование представлений о форме, величине, пространственных местоположений (удалённость, глубина, высота);

- ограничены различительные возможности дистантного (на расстоянии) восприятия;

- нарушение бинокулярного видения (двумя глазами) разрушает стереоскопическое зрение. Один глаз не может дифференцировать глубину, удалённость, протяжённость пространства, что влечёт за собой недостаточный запас предметных и пространственных представлений, меньше информации о полисенсорных эталонах окружающего мира;

- расстройство глазодвигательных функций обуславливает сужение поля зрения. Ограничение обзорных возможностей ведёт к замедленному зрительному анализу, малой двигательной активности;

- процесс зрительного восприятия растягивается во времени, а потому требует словесной регуляции, расчленения процесса восприятия на отдельные этапы по уточнению, конкретизации, обогащению зрительной информации;

- продуктивность узнавания реальных объектов ниже. Из трёх видов изображений (цветной, контурной, силуэтной) лучше всего дети узнают цветной, так как он даёт дополнительную информацию;

- представления детей о себе носят бессистемный характер. Элементы внешнего облика другого человека младшие школьники описывают успешнее, чем собственные. В процессе восприятия себя в зеркале дают более конкретные характеристики.

Исходя из вышеизложенного, следует:

• Нарушение зрения, возникающее в раннем детстве, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей и социальной адаптации в целом.

• Процессом формирования способности целостного восприятия себя, своего тела, близкого человека необходимо управлять.

• В коррекционно-педагогической работе отдавать предпочтения занятиям, упражнениям, играм, где дети могут непосредственно созерцать объект, тактильно контактировать с ним, уточняя конкретную информацию за счёт включения в этот процесс потенциальных возможностей сохранных анализаторов, конкретных способов познавательной деятельности.

Цели и задачи

Цель – формирование и развитие пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения через комплекс занятий учебной и внеучебной деятельности.

Задачи:

• Обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, пространственной ориентировке, познавательной, коммуникативной деятельности;

• Формировать у детей социально-адаптивное поведение в различных бытовых и простейших социальных ситуациях;

• Учить рациональным способам ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве и специальным навыкам выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов.

• Упражнять детей в выделении признаков, свойств, качеств предметов (формы, цвета, величины, пространственного положения).

(слайд №2)

Специфика коррекционных школ для слепых и слабовидящих детей предполагает обязательное изучение предмета «Ориентировка в пространстве», который включён в типовую программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида для начальной школы под редакцией Л. Плаксиной, а также в учебный план школы.

И на основе этих документов и личного опыта работы разработана коррекционно-развивающая программа (слайд №3) «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения», которая более расширена и адаптирована к учащимся с учётом имеющихся у них навыков ориентировки в пространстве, состояния зрительных функций, уровня интеллектуального развития. Одной из актуальных проблем воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей была и остаётся ориентировка в пространстве. Без навыков ориентировки в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между инвалидами по зрению и окружающей средой. Они нуждаются в целенаправленном обучении ориентировке в пространстве, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.

Основные цели и задачи обучения: (слайд №4)

  • формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;
  • развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;
  • развитие волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;
  • овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;
  • развитие личностных качеств, как коммуникативность и мобильность.

Анализ опыта работы по обучению слепых и слабовидящих детей ориентировке в пространстве показал, что при поступлении в школу ребёнок, как правило, имеет определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Тем не менее, объём и качество этих представлений у различных детей резко отличается, что сказывается на их дальнейшем обучении. В связи с этим первоочередной задачей считаю выявление в 1 классе исходного уровня готовности незрячего ребёнка к обучению пространственной ориентировке. Приступая к реализации программы по ориентировке, учитель делит учащихся на группы с учётом зрительного заболевания, остроты зрения и результатов обследования. Это в свою очередь необходимо для реализации дифференцированного подхода к организации коррекционных занятий.

(слайд №5)

Результаты входной диагностики уровня готовности к обучению пространственной ориентировке оцениваются по 3 уровням:

1 уровень- задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны учителя;

2 уровень- задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи

3 уровень- при выполнении задания допускались грубые ошибки или же требовалась значительная словесная и действенная помощь со стороны учителя.

Общая оценка уровня готовности учащегося к началу обучения пространственной ориентировке:

1. средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по 1 уровню)

2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по 2 уровню)

3. низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается по 3 уровню)

При анализе данных обследования учитель выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого учащегося по всем разделам программы и в зависимости от полученных результатов разделяет детей на группы.

На примере одной диагностической карты Максима демонстрирую карту обследования учащегося исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке. (слайд №6) На карте указаны все данные… (рассказать дальше по таблице (слайд №7, 8)

Исходя из диагностических данных, также низкого зрения, практически одним глазом, Максиму необходима высокая освещённость рабочего места: это пользование настольной лампой и следует садить его у окна. Чтобы не напрягал зрение из-за слабого формоощущения, тексты, изображения, их детали предлагаются с усиленным контуром на прямом контрасте. На уроках плоскостной раздаточный материал надо чередовать с объёмным подключением осязательных способов восприятия. С учётом суженного поля зрения, текст с доски дублируется на карточке. Индивидуальный материал должен быть крупного размера и насыщенной расцветки.

По такому принципу был обследован весь класс и результаты диагностики на слайде. (слайд №9: общие результаты диагностики)

Анализ результатов обследования исходного уровня готовности незрячих и слабовидящих учащихся обучению пространственной ориентировке.

При анализе данных входной диагностики выявляется уровень готовности к обучению ориентировке в пространстве по всем разделам программы и в зависимости от полученных результатов дети делятся на группы, что необходимо для реализации дифференцированного подхода к организации коррекционных занятий. Овладение знаниями происходит на основе непосредственного чувственного восприятия при учёте индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

По итогам общих оценок уровня готовности учащихся к началу обучения ориентировке в пространстве средний уровень у Славы и Юры. Они показали достаточные знания и представления об окружающем мире. У Максима и Толи уровень ниже среднего. Затруднения вызвали воспроизведение предметов и протяженность пространства в реальном мире, ориентировка в микропространстве, понятия «слева - направо», в 1 ряд, в 2 ряда; представления об окружающем мире не совсем достаточны. И низкие уровни показали Максим и Баярто. У них не развита мелкая моторика рук, путают пространственные понятия и не проявляют интереса к окружающим предметам, предлагаемым вопросам и заданиям.

По результатам обследования класс делится на 2 группы.

1 группа- учащиеся с низким уровнем готовности к обучению; относительно слепые и частично видящие

2 группа- учащиеся со средним уровнем готовности и ниже среднего

(слайд №10, 11: диаграмма на каждого ученика и класса в целом)

И на основании этих данных обучение ориентировке в пространстве ведётся дифференцированно на 2 уровнях. По результатам обученности по таблице видно, что у 3 учащихся повысился уровень сформированности знаний, умений и навыков.

Коррекционно-развивающая программа по ориентировке в пространстве рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 классы (1 час в неделю)

(слайд №12) Примерное распределение программного материала по классам. В программе отводится определённое количество часов на изучение каждого раздела, однако успешное усвоение материала предполагает постоянное закрепление сформированных навыков и включение в занятия разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания постоянного интереса у детей к обучению занятия рекомендуется проводить в занимательной игровой форме с использованием пособий и игрушек, дидактических игр, доступных для восприятия незрячих.

И ожидаемые результаты реализации программы (слайд №13):

1) формирование и развитие у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов и тифлосредств;

3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

При реализации программы возникают следующие трудности: по ориентировке в пространстве нет учебно-методического комплекта, не хватает методической литературы, разработок и тифлосредств. Поэтому каждый учитель старается находить свои пути решения этих проблем. Весь найденный, полученный и разработанный материал анализируется, обобщается и систематизируется в соответствии с содержанием программы.

Для того чтобы появился интерес и активизировать учебно-познавательную деятельность на занятиях по ориентировке в пространстве я использую коррекционно-развивающие игры и упражнения на развитие осязательных ощущений, восприятие признаков предметов и т. д. Например:

Игра «Где стоит матрёшка?» проводится с целью отработки форм, передающих пространственные значения. На рисунке изображено пространство, начиная от комнаты, где на столе стоит матрёшка и до космоса.

Игра «Дом быта»

Цельзаучивание названий бытовых учреждений, усвоение речевых средств выражения пространственных отношений.

Приложение

Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги:

  1. Волшебные колпачки: игра «Выложи букву»
  2. Диктант пространственных действий – графический диктант

Упражнения на моделирование микро- и макропространства:

  1. Работа на приборах ориентир и графика. Дети учатся читать схемы на плоскости и самостоятельно моделировать и т.д.

Основная цель обучения - добиться у каждого незрячего или слабовидящего учащегося состояния уверенности в своих силах, душевного равновесия, обучить максимальному использованию сохранных анализаторов, уметь находить осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры и пользоваться ими; воспитать волю в преодолении трудностей и выработать активную жизненную позицию незрячего ребёнка.

Список литературы

1.Т.Ю. Андрющенко, Н.В. Карабенкова «Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет», уч. пособие; М. «Академия» 2004г.

2. И. К. Боровская. И. В. Ковалец. Развиваем пространственные представления. Часть 1 и 2. Коррекционная педагогика. ВЛАДОС. М.; 2003г

3. В.З. Денискина, М.В. Венедиктова «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида», Методическое пособие. ООО «ИПТК «Логос» ВОС», М. 2007г.

3. Л.Ф. Касаткин «Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей» М. Просвещение 1980.

4.«Незрячий ребенок в школе» Методическое пособие. Улан-Удэ 2005.

5. М.Н. Наумов. Обучение слепых пространственной ориентировке. Учебное пособие. М.; 1982г.

6. Л.А. Семенов, В.П. Шлыков «Азбука движений для слепых детей» М. Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"  представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены педагогические приёмы р...

Коррекционная работа по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Настоящая работа является актуальной в связи с необходимостью совершенствовать коррекционно-педагогический процесс с целью предупреждения вторичных отклонений в психофизическом развитии дошкольников....

Презентация коррекционно-развивающей программы «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»

Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...

Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...

Игры для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Возможность целенаправленного формирования пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей школьного возраста с нарушением зрения средствами дидактической игры....

«Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

     Любые поражения зрения откладывают негативный отпечаток на развитие ребенка. Дефект зрения затрудняет накопление чувственного опыта, ведет к неполноценному восприятию окружа...

Коррекционно-развивающая программа «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»

Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...