Коррекционно-развивающее занятие МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» города Троицка Челябинской области для обучающихся 4 класса с расстройством аутистического спектра (РАС) по теме: «Предложение и словосочетание»
материал (4 класс)

Ходор Наталья Борисовна

Создание условий для закрепления  у младших школьников понятие предложение и словосочетание; выполнять упражнения для отработки умений и навыков находить и составлять предложения и словосочетание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_predlozhen._i_slovosochet.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» города Троицка Челябинской области

для обучающихся 4 класса с расстройством аутистического спектра (РАС)

 по теме: «Предложение и словосочетание»

        Разработала конспект занятия

учитель-дефектолог Ходор Н.Б.

Троицк 2022 год

Технологическая карта по проведению занятия

Тема: «Предложение и словосочетание».

Тип занятия: Открытие новых знаний

Цель: Создание условий для закрепления  у младших школьников понятие предложение и словосочетание; выполнять упражнения для отработки умений и навыков находить и составлять предложения и словосочетание.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся составлять предложения; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Личностные: обучающиеся научатся проводить самооценку результатов своей учебной деятельности; уметь работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению.

Метапредметные:

Коммуникативные: обучающиеся научатся строить речевое высказывание в устной форме; уважительно вести диалог с товарищами; применять активное участие в работе на занятии.

Регулятивные: обучающиеся научатся понимать, применять и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; организовывать свое рабочее место; развивать умения оценивать свою учебную деятельность.

Познавательные: обучающиеся научатся искать и выделять необходимую информацию, ориентироваться в учебнике, в тетради.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап  

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Время: 2 мин

-Здравствуйте ребята, посмотрите, как вы подготовились к занятию, у вас на столе должны лежать, ручка, карандаш и линейка. Присаживайтесь.

-Давайте начнем наше занятие с хорошего настроения, улыбнитесь друг другу.

-Можем начинать занятие.

Приветствуют учителя

Смотрят готовность на занятии

Улыбаются друг другу

Вводная беседа

Цель: выявить жизненный опыт учащихся и создать интерес к предстоящей работе

Время: 10 мин

-Сегодня на занятие я пришла не одна, к нам в гости пришел интересный, веселый друг. Посмотрите на слайд и скажите кто это?  (слайд)

-Вы знаете кто это?

-Это медвежонок, а кто знает из какой он сказки?

-Медвежонок к нам пришел из сказки «Три медведя»

- Медвежонок хочет узнать,  что мы умеем, а за каждое выполненное задание он будет давать нам по букве, а в конце занятие мы узнаем, какое слово у нас получится.

1 задание «Словарные слова»

ожалуйста, каникулы, хозяин, герой, валенки,  заря, хозяйство)

-Давайте прочитаем слова все вместе вслух.

-Нужно вставить пропущенную букву и поставить ударение. Пожалуйста, ударение падает на гласную «а», пропущена буква «о», «й», «а». Продолжаем со следующими словами…

-Отлично. Составьте предложение с одним из словарных слов.

-Какое предложение вы составили?

-Хорошо, за это задание вы получаете 1 букву, прикрепите её на доску.

-Тема нашего занятия «Предложение и словосочетание» (слайд)

Смотрят на слайд

Медвежонок

Отвечают

Слушают

Читают вслух

Вставляют  и подчеркивают  пропущенную букву, ставят ударение

Дайте мне пожалуйста почитать книгу.

Прикрепляют

Основная часть

Физминутка

Цель: закрепление наиболее значимых образовательных и воспитательных задач, предусмотренной учебной программой

Время: 25 мин

-Скажите, а что такое словосочетание?

Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.  В словосочетании одно  слово является главным, а другое зависимым (слайд)

-От какого слова задается вопрос? От главного к зависимому или наоборот?

-От главного слова задается вопрос к зависимому.

Например: Холодная зима

-О чем говорится? О зиме, значит зима это главное слово, ставим крестик над этим словом. Задаем вопрос от главного слова.  Зима (какая?) холодная. От слова зима ведем линию к зависимому слову и ставим стрелочку и пишем вопрос (какая?)

-Андрюша, Гриша, Даня скажи, что такое словосочетание?

-Хорошо, а теперь давайте составим словосочетание по картинке.

2 задание «Составь словосочетание по картинке, используя слова-помощники»

(картинки: туча,  осень,  солнце),  (словосочетания: синяя туча,  золотая осень, весеннее солнце)

-Итак ребята, сейчас на слайде будут появляться картинки, вам нужно составить словосочетание с этой картинкой. Давайте начнем вместе.

-1 картинка, что это? Эта туча, давайте теперь подберем к нему правильное слово, которое подходит.

-Какое слово подходит к туче? Синяя туча. Давайте запишем это словосочетание. Итак,  к каждой картинке

-Хорошо, давайте прочитаем какие словосочетания у нас получились, Андрюша, зачитай первое словосочетание, Даня, второе словосочетание.

-Мы правильно выполнили задание, за это нам Медвежонок дает ещё 1 букву.

-Давайте повторим, Даня, что такое словосочетание?

-Хорошо, а теперь вспомним что такое предложение. Гриша, что такое предложение?

Предложение – это группа слов связанные между собой по смыслу, которое  имеет законченную мысль.  (слайд)

Например: Тёплым вечером Оля гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени.

-О ком говорится в предложении? О Оли. Оля, что делала? Оля гуляла. Что ещё Оля делала? Любовалась пышными гроздями белой сирени.

-Это предложение имеет смысл, ведь тут говорится об Оли, которая любовалась пышной сиренью и данное предложение имеет законченную мысль.

Задание 3 «Составь предложение из разбросанных слов»

  1. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне.
  2. У моей бабушки в саду рос куст малины.
  3. Стая воробьев весело чирикала на ветке большого дерева.
  4. Первые лучи солнца разбудили голосистого петуха.

-Смотрите ребята, предложение рассыпалось и перепутало слова местами, давайте соберем предложение в правильном порядке.

-Андрюша, зачитай 1 предложение. Что у тебя получилось? Гриша, зачитай 2 предложение, что у тебя получилось? Даня, зачитай 3 предложение, что у тебя получилось?

-Хорошо,  за правильное выполнение задания, вы получаете ещё 1 букву.

-Ребята, давайте повторим, что такое предложение? (слайд)

-А что такое словосочетание? (слайд)

-Ребята, из словосочетаний можно составить предложения.  (слайд) Например: сильный дождь

-Это словосочетание или предложение? Это словосочетание. Давайте попробуем сделать из словосочетания предложение. Андрюша составь предложение.

-На улице пошел сильный дождь, вот и получается, что из словосочетания мы сделали предложение.

-Давайте посмотрим, чем же отличаются словосочетание и предложение, посмотрите на словосочетание (Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки) и предложение (С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки) (слайд)

-Какое отличие между ними?

Отличие словосочетания от предложения тем, что словосочетание состоит из нескольких слов, а предложение имеет смысл и состоит из групп слов и имеет законченную мысль.

-Давайте в этом убедимся, выполнив следующее задание

Задание 4  «Найти предложение и словосочетание, соедини правильный ответ линией»

1. Компот из смородины

2. На праздник ребята песни веселые песни.

3. Деревянный дом

4. Петя вскочил с постели и побежал к умывальнику.

5. Любимая игрушка

6. Вася с дедушкой пошли на рыбалку.

7. Построить мост

8. Слишком веселый

А) предложение

Б) словосочетание

-Давайте начнем с 1 предложения. Андрюша прочитай первое. Что это предложение или словосочетание? Имеет предложение законченную мысль? Значит это? Итак, разбираем каждое предложение и словосочетание.

-Хорошо, за правильно выполненное задание Медвежонок дает нам ещё 1 букву.

-Вспомним, что такое предложение? Словосочетание? Чем отличаются?

Сочетание двух слов между собой

Читают определение

От главного слова

О море, какое?

Это 2 слова связанных между собой

Туча

Вешают ещё 1 букву

Отвечает

Об Оле, гуляла, любовалась пышными гроздями белой сирени

1.        Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне.

2.        У моей бабушки в саду рос куст малины.

3.        Стая воробьев весело чирикала на ветке большого дерева.

Предложение – это группа слов связанные между собой по смыслу, которое  имеет законченную мысль

Пошел сильный дождь.

Словосочетание короткое, а предложение имеет законченную мысль

Компот из смородины

Нет. Словосочетание

Отвечают

Заключительный этап

Цель: закрепление изученного материала

Время: 5 минут

-Давайте посмотрим, какое слово у нас получилось собрать?

-Получилось слова «Победа», а это значит,  мы с вами хорошо потрудились на занятии.

-Давайте вспомним, какие задания мы выполняли? Какие правила мы с вами вспомнили?

-Итак ребята, вот Медвежонок собрался ехать домой, но вот с чемоданом у него проблемы, чего не хватает у чемодана?

-Раскрасьте чемодан зеленым цветом, если вам понравилась ваша работа на уроке.

-Вы большие молодцы, хорошо поработали на занятии. Занятие закончено.

Победа  

Словосочетание, предложение, сопоставление предложений, составление предложений

Цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМ для проведения промежуточной аттестации по математике обучающихся с РАС (расстройствами аутистического спектра) 3 класс

Методический материал содержит КИМ, систему оценки и ключи для оценки знаний по математике обучающихся с РАС в конце третьего года обучения, занимавшихся по адаптированной образовательной программе....

Программа индивидуального сопровождения обучающегося 1 класса с расстройством аутистического спектра

Модифицированная, индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения и коррекции познавательных процессов и развитию речи  составлена с учётом ФГОС НОО для детей с ОВЗ, АООП НОО для де...

Проект адаптированной образовательной программы по окружающему миру для обучающегося 3 класса с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Одним из направлений стратегических ориентир развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегрированного...

Программа коррекционно-развивающей деятельности для обучающих с расстройствами аутистического спектра

Настоящая программа разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Конспект урока с обучающимся 3 класса с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.)

Предмет: Математические представления.Тема урока: «Треугольник».Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цель урока: создать условия для формирования представлений у обучающегося о геометриче...

Коррекционно-развивающее занятие в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» Города Троицка Челябинской области для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития по теме: " Я и мои эмоции"

научить детей различать эмоции, рассуждать, делать выводы, способствовать  развитию интереса в познании самого себя....