коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
методическая разработка

Сиваева Светлана Васильевна

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ учитель-дефектолог Сиваева Светлана Васильевна

Слайд 2

Дефектология: ( от лат. defectus — недостаток и греч. Λ όγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания . Дефектология как целостная отрасль знаний сложилась в результате развития и интеграции отдельных, смежных с ней наук и отраслей: медицины, психологии, педагогики, физиологии.

Слайд 3

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания . Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ .

Слайд 4

Тифлопедагогика - наука о воспитании и обучении лиц с глубоким нарушением зрения Сурдопедагогика – наука, занимающаяся вопросами воспитания, образования и обучения лиц с глубокими нарушениями слуха Логопедия – наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания Олигофренопедагогика – наука, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации Основные разделы дефектологии (специальная педагогика) :

Слайд 5

Целью коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка, развитие его интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, предпосылок учебной деятельности , а также коррекция вторичных отклонений в развитии.

Слайд 6

Направления деятельности учителя-дефектолога: Диагностическое Консультативно- просветительское и профилактическое Коррекционно- развивающее Организационно- методическое

Слайд 7

Диагностическое включает первичное дефектологическое обследование, систематическое наблюдение за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального, эмоционального развития , прогнозирование возникновения трудностей в освоении образовательной программы, определение причин и механизмов уже существующих учебных проблем. Направления деятельности учителя-дефектолога:

Слайд 8

Психолого-педагогическое обследование Цели проведения диагностики Определение актуального уровня развития ребенка Определение оптимальных путей преодоления недостатков в развитии ребенка Определение причин нарушений в развитии ребенка

Слайд 9

Диагностические материалы

Слайд 10

Коррекционно-развивающее направлено на максимально возможную коррекцию отклонений в развитии ребенка с ОВЗ. Направления деятельности учителя-дефектолога:

Слайд 11

сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных представлений; умственное развитие ( формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста; развитие представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; обогащение словаря, развитие речи ; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. Направления коррекционно-развивающей работы:

Слайд 13

Консультативно-просветительское и профилактическое ориентировано на взаимодействие с педагогами и родителями с целью обеспечения их своевременной необходимой информацией в решении коррекционно-воспитательных задач , для более качественной помощи ребенку с ОВЗ, а также работу по профилактике вторичных нарушений развития. Направления деятельности учителя-дефектолога:

Слайд 14

Организационно-методическое включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, собственно участие в мероприятиях, а также оформление документации. Организационная деятельность предполагает создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития дошкольника с ОВЗ. Направления деятельности учителя-дефектолога:

Слайд 15

Подходить к решению проблемы нужно комплексно, привлекая к обучению и лечению ребенка специалистов из разных областей Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат Золотые правила дефектологии:

Слайд 16

… Школьное образование никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком. Л.С. Выготский

Слайд 17

Яковлева И.М. Подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (учебно-методическое пособие). - М.: Издательство «Спутник+», Ямбург Е.А . Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. – М.: Бослен , 2013 . Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. пособие / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева . - М., 2001. Пузанов Б. П., Селиверстов В. И. Коррекционная педагогика : Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов - М ., 2002. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е. А. Стребелевой .- М , 2001. Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Содержание коррекционно образовательной деятельности учителя дефектолога в ДОУ с детьми с Синдромом Дауна

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Коррекционно-развивающая программа для профилактической работы с детьми группы риска (индивидуальных занятия) «Ветер перемен».

Термин «подростковая (юношеская) делинквентность», появившейся в 80 – 90 –е годы в США, часто переводится на русский язык как «преступность несовершеннолетних» и оз...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...