Игры и задания на развитие внимания на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (2 класс)

Никитина Любовь Владимировна

Представлен подбор игр на внимание, применяемых на уроках по физической культуре в начальной школе. Почти все задания направлены на активизацию и на развитие произвольного внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания на уроках физической культуры

Упражнения на развитие внимания, которые предложены ниже, можно применять в практике на уроках физической культуры, где избирательно и целенаправленно воздействуя на школьника, можно добиться положительных результатов в этой области.

Вначале – чтобы «собрать», сконцентрировать их внимание, в конце урока – с целью вывести из состояния усталости, и в основной части – чтобы переключить их с одного вида деятельности на другой.

1. Бег номеров.

Команды, построенные в колонну или в шеренгу, рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. Руководитель называет номер, после чего бегуны под этим номером стартуют, добегают до указанного места и возвращаются обратно. Кто быстрее займет свое место, тот и приносит команде очко. Команды можно располагать в линию, колонну, лежа, сидя.

Команда, набравшая больше очков выигрывает.

2. Комбинированный бег номеров.

Группы, рассчитанные по порядку номеров, расположены как указано на рис. 2. Каждая команда имеет свою букву, а каждый игрок свой порядковый номер.

Если руководитель называет, например, АС, то бегун названные команды; на сигнал «3» стартуют только третьи номера и т.д. Игра проводится как на личное первенство, так и на командное. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

3. Вызов номеров с заданием.

Построить команды в шеренгу.

Команды рассчитываются по порядку.

Каждый игрок запоминает свой номер и получает определенное задание.

Например, игроку под номером 1 соответствует задание «бег на четвереньках спиной вперед»; по номером 2 – бег «тараканчиком», под № 3 – прыжки на левой и правой ноге; под № 4 – ходьба «гуськом», по № 5 – бег, и т.д.

Руководитель называет номер, после чего участник под этим номером стартует, выполняя задание.

Выигрывает команда, набравшая больше очков.

4. «Займи свое место»

Руководитель строит детей в одну шеренгу. По первому сигналу – свистку, хлопку и т.д. дети разбегаются по залу. По второму сигналу они строятся опять в одну шеренгу, занимая свои места.

5. Капитаны.

Все играющие выстраиваются в одну шеренгу. Руководитель, стоящий лицом к детям, подает различные команды, которые они должны выполнять в том случае, если он предварительно произнесет слово «капитаны». Если слово капитаны предварительно не прозвучит, выполнять команду нельзя. Игрок, совершивший ошибку, делает шаг вперед и продолжает играть. Совершив вторую ошибку, он опять делает шаг вперед. По окончании игры выявляются самые невнимательные.

6. Угадай, чей голосок.

Играющие становятся в круг.

Один из них, водящий, встает в середину круга и закрывает глаза. Руководитель указывает на игрока, который будет говорить: «Скок, скок, скок». Этот игрок поднимает, чтобы все, кроме входящего видели его.

Все играющие идут по кругу и говорят:

«Мы составили круг

Повернитесь разом вдруг (все поворачиваются вокруг себя)

А как скажем:

Скок, скок, скок …

Угадай чей голосок»

Водящий, который стоит в середине круга с закрытыми глазами, должен угадать, кто произнес «скок, скок, скок», или точно указать направление, откуда раздался голос. Узнанный игрок идет в середину круга, а входящий занимает его место. Если входящий не угадает, то остается в середине круга.

7. Угадай, кто подходил.

Игроки стоят на месте. Руководитель указывает на кого-нибудь из игроков, и тот подходит к водящему, который стоит спиной к игрокам с закрытыми глазами, слегка дотрагивается до его плеча, изображает голос какого-либо животного, и называет водящего по имени измененным голосом. Когда этот игрок возвращается на свое место, водящий по команде руководителя открывает глаза. Он должен отгадать, кто именно к нему подходил. Правила те же, что в игре  № 6.

8. Делай то, что я говорю, а не то, что делаю.

Игроки строятся в шеренгу на расстояние вытянутых в стороны рук. Руководитель называет упражнение, которое должны выполнить игроки, а показывает совершенно другое упражнение. Невнимательные повторяют упражнения, которые показывает руководитель. Кто ошибается, тот делает шаг вперед.

В этой игре мы развиваем смешанное внимание и слуховое и зрительное.

9. Делай то, что я делаю, а не то, что говорю.

Условия этой игры те же, что и в предыдущей.

Эти игры № 8 и № 9 я провожу последовательно с целью быстрого переключения внимания с одного действия на другое.

10. Гонка мячей по кругу

Игроки образуют круг. В зависимости от возраста и количества игроков командам можно выдать один, два или три мяча. Руководитель называет игрока, на котором заканчивается игра. Мяч – в руках у названного игрока. По команде руководителя «Внимание, марш!» мяч передается из рук в руки против часовой стрелки 1 круг и почасовой стрелке один круг. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее. Игрок с мячом, который начинает игру, заканчивает, понимая руки с мячом вверх. Команда, потерявшая мяч, начинает игру с начала.

В старших классах добавляется 2–3 мяча, соответственно должно быть два или три ведущих игрока, на которых игра начинается и заканчивается.

11. Гонка мяча по кругу со счетом.

Мяч передается по кругу, как и в игре № 10, только при передаче надо вести счет от 1 до 100. Причем числа, которые заканчиваются на 5, не произносить, а вместо этого топнуть ногами (левой, правой) и продолжать счет дальше с передачей мяча. Невнимательные дети допускают ошибки, теряют мяч. Игра заканчивается, когда команда досчитает до 100. Если сбились со счета или потеряли мяч, игра начинается сначала.

12. Гонка мячей над головой и под ногами.

В этой игре мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются кругом, широко расставляют ноги и обратно передают мяч из рук в руки под ногами.

На протяжении игры все остаются на своих местах. Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает. Гонку мячей можно проводить 2 – 3 раза подряд и только тогда засчитывать результат. Команда, потерявшая мяч, начинает игру сначала.

13. Шишки, желуди, орехи.

Играющие становятся в круг группками, по три человека, один за другим, лицом к центру. Водящий становится в центре круга. Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках – шишки, вторые – желуди, третьи – орехи. По сигналу водящий говорит, допустим: «орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если это ему удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Каждый раз названные меняются местами. Передвижение при смене мест происходит по часовой стрелке или против часовой стрелки. Заранее это оговаривается.

14. Запрещенное движение.

Играющие, вместе с руководителем, становятся в круг, или играющие становятся в шеренгу, а руководитель становится от них на расстоянии 5 – 6 шагов. Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного движения, заранее оговоренного руководителем. Например, «руки к плечам». Руководитель начинает делать разные движения, и играющие повторяют их. Неожиданно руководитель делает запрещенное движение. Участники игры, которые выполнили запрещенное движение, делают шаг вперед. Игра продолжается 4 – 5 минут. Можно усложнить игру, включив музыку (раздражитель). В конце игры отличаются самые внимательные и самые невнимательные игроки.

15. Ориентируемся по слуху.

Игра проводится на площадке. Все играющие выстраиваются в одну шеренгу или полукругом с интервалом 2 – 3 шага. Каждый завязывает себе глаза повязкой. Руководитель становится в 80 – 100 м от играющих. Руководитель подает свистком сигнал. Все играющие с завязанными глазами начинают идти в том направлении, откуда послышался сигнал. По второму сигналу руководителя (два свистка) все останавливаются, а руководитель переходит на новое место и опять дает сигнал. В конце руководитель дает сигнал об окончании игры – три свистка, после чего все останавливаются и снимают повязки с глаз. Кто будет ближе находиться к руководителю, тот и выигрывает.

16. Разведчики.

Игроки становятся произвольно рядом с руководителем. Руководителем ставится задача: «Назвать все предметы в зале, которые начинаются на букву «с», «ф» и т.д. Дети внимательные эти предметы видят сразу, и быстро их называют:скамейка, сетка, стул, стенд, стол и т.д. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

17. Светофор.

  Игроки с руководителем становятся по кругу. Руководитель объясняет, что по команде «Красный!» - все игроки хлопают в ладоши, по команде «Желтый!» - прыгают, по команде «Зеленый!» - топают ногами. Руководитель называет цвета не по порядку: зеленый – желтый – красный, а вперемешку. Игроки должны выполнить задание, которое соответствует данному цвету. Выигрывает тот, кто не допустит ни одной ошибки или тот, кто сделал их меньше всех.

18. Слушай сигнал.

Класс идет в обход по залу с интервалом 3 шага друг от друга. предварительно игроки рассчитываются на 1-ый, 2-ой. По свистку 1-ые номера принимают упор лежа, 2-ые номера перепрыгивают через них. По хлопку, наоборот, 2-ые номера принимают упор лежа, а 1-ые перепрыгивают их.

19. Слушай музыкальный сигнал.

Класс делится на группы или отделения. В зале находится несколько станций, заранее подготовленных учителем. Каждая группа занимает место возле определенной станции и должна пройти за урок все станции. Учитель включает музыку, и группы выполняют задания на своих станциях до тех пор, пока играет музыка. Со сменой музыки дети организованно переходят по кругу к другому месту занятий. В этом задании развивается слуховое внимание, то есть надо не пропустить переход от одной музыки к другой и т.д.

Станция № 1 – кувырок вперед, назад;

станция № 2 – бросок в кольцо;

станция № 3 – прыжки со скакалкой и т.д.

20. Чувство времени.

Руководитель объясняет игрокам, что после того, как будет включен секундомер, игроки должны перемещаться по площадке в течение 1-ой минуты.

Тот из игроков, который чувствует, что минута закончилась – останавливается. Выигрывает тот из игроков, у кого чувство времени развито лучше.

21. Назвать мелкие детали.

Глядя на картину или в окно, более внимательные называют их больше и сразу.

22. Поставь предмет на место.

Команды строятся в колонны. Напротив команд на определенном расстоянии ставятся предметы: мячи, скакалки, кегли, кубики т.д. по количеству игроков. Руководитель говорит игрокам, какой предмет принадлежит каждому из них. По сигналу руководителя игрок стоящий впереди быстро добегает, берет свой предмет, возвращается и становится назад. То же самое выполняют все игроки. Затем, не останавливаясь, когда очередь доходит до игрока, который начинал игру, все выполняется в обратном порядке, то есть игроки должны положить предметы на место. Выигрывает команда, которая сделает это быстрее.

23. «Пишущая машинка».

Каждому ученику присваивается одна из букв алфавита, можно две-три буквы. Класс превращается в живую пишущую машинку. Учитель задает фразу, которую хочет напечатать. Например: «Буря мглою небо кроет…», первый встает и называет букву «Б» ученик, которому присвоена эта буква, затем ученик, которому присвоена буква «У» и т.д. Промежутки между словами отхлопывает в ладоши весь класс. Хорошая пишущая машинка работает быстро.

24. Видение других.

Эта игра на внимательность друг к другу.

а) один игрок садится спиной к игрокам. Он должен описать внешний вид кого-либо из присутствующих - детали костюма, прическу, обувь и т.д.

б) называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания с самого начала занятий до данного момента, например за последние 10 минут.

25. Загадка: какое животное спряталось в алфавите?

 ( задание для младших школьников).

Даю карточки командам. В карточках зашифровано слово «ЕЖ»:

« …Г Д Е Е Ж….», чья команда быстрее расшифрует, та и выигрывает.

26. Упражнение «Самооценка внимания».

Также даю карточки на каждую команду.

Задание. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее просматривая текст, найти и выписать на листок эти слова.

Текст. БСОЛНЦЕУГКРАЙОНАВСТНОВОСТЬШЗЩКУЦЭКЗАМЕН и т.д.

Выигрывает команда, которая справится быстрее.

27. Сосчитай. (также по командам)

Даю одинаковый текст каждой команде. Задание: сосчитать количество букв «а» в данном тексте.

28. В конце урока прошу рассказать подробно последовательность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды заданий на развитие внимания на уроках математики

Упражнения по развитию внимания на уроках математики...

Виды заданий на развитие внимания на уроках чтения и русского языка

Упражнения по развитию внимания на уроках чтения и русского зыка...

Игры и задания для развития внимания

Формирование и развитие внимания в разных играх....

Развитие быстроты на уроках физической культуры

Школьный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные з...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической ...

Использование теоретических заданий в процессе обучения на уроках физической культуры (раздел программы "Плавание") (статья по теме самообразования)

Дается описание системы работы на уроках плавания. Представлены задания по предмету, для оценивания теоритечекого знания и понимания учебного материала....

Урок по теме "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития. Организуя работу в группе, педагог может коорд...