Рабочая программа по информатике и ИКТ. УМК "Гармония" 4 класс.
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) по теме

Кожина Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИКТ119 КБ

Предварительный просмотр:

 «Согласовано»

Руководитель МО

_____________/__________/

Протокол №_____от «_____»

_________________2012г.


«Рассмотрено»

Заместитель руководителя по УР

МОУ «СОШ № 60»

___________/_______________/

________________2012г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 60»

_________/Л.А.Тотфалушина/

Приказ №_____от «____»

_________________2012г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Учителя начальных классов

Кожиной Елены Викторовны

по информатике и ИКТ

в 4 «В» классе

                                                                                                   Рассмотрено на заседании

                 Педагогического совета

                 Протокол №______

                от «_____»________2012г.

2012-2013 учебный год

1Раздел

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися 4 классов в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

2Раздел

УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ    

№ п/п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Алгоритмы.

8

7

1

Группы (классы) объектов.

7

6

1

Логические рассуждения.

10

9

1

Применение моделей (схем) для решения задач.

9

8

1

Итого

34

30

4

            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Изучаемый раздел,

тема учебного материала


Домашнее задание

Виды учебной

деятельности

Виды контроля, самостоятельные работы и ИКТ

1. Алгоритмы.

1

ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма.

конспект

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/

2

Ветвление

Задание3

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/

3

Цикл в построчной записи алгоритма.

Задание5,7

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

4

Алгоритм с параметрами.

Задание10

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

Задание15

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

6

Подготовка к контрольной работе.

Задание 16,17,20,21

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

7

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

-

Индивидуальная работа

Письменная работа

8

Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов.

Задание 24,28,30

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

2. Группы (классы) объектов.

9

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов.

Задание3,4

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

10

Схема состава объекта. Адрес составной части.

Задание9

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

11

Массив объектов на схеме состава.

Задание11,15

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

12

Признаки и действия составных частей объекта.

Задание18,21

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль, диктант

13

Подготовка к контрольной работе.

Задание 25,28

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

14

Контрольная работа №2 «Состав объекта».

-

Индивидуальная работа

Письменная работа

15

Работа над ошибками. Решение трудных задач.

-

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

3. Логические рассуждения.

16

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

Задание6

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/

17

Истинность высказываний со словами «не»,

«и», «или».

Задание9

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

18

Описание отношений между объектами с помощью графов.

Задание12,13

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

19

Пути в графах.

Задание16,17

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

20

Высказывания и подграфы.

Задание19

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

21

Правило «Если – то».

Задание20,21

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

22

Схема рассуждений.

Задание33,35

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

23

Построение графов. Подготовка к контрольной работе.

Повторение пройденного

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

24.

Контрольная работа №3 «Графы».

-

Индивидуальная работа

Письменная работа

25

Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов.

-

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

4.  Применение моделей (схем) для решения задач.

26

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

Задание 5

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/

27

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

Задание 8,9

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль http://school-collection.edu.ru/

28

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

Задание 10,12,13

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

29

Объекты, выполняющие обратные действия.

Задание 15,16

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

30

Алгоритм обратного действия.

Задание 19

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

31

Подготовка к контрольной работе.

Задание 23,24

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

32

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

-

Индивидуальная работа

Письменная работа

33

Работа над ошибками.

-

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

34

Повторение за 4 класс

-

Выполнение заданий

Фронтальный и индивидуальный контроль

3Раздел

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

1. Алгоритмы (8 часов). 

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

2. Объекты (7 часов).

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

3. Логические рассуждения (10 часов). 

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

4. Применение моделей (схем) для решения задач (9 часов).

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)

. 4 Раздел

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если – то»;
  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

5Раздел

              УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
  2. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Литература для учителя.

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
  2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
  4. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
  6. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
  5. Сканер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 класса (ФГОС, УМК Н.В. Матвеевой)

Предлагаемая программа и тематическое планирование по информатике для начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуров...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс

Примерная рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс....

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 4 класс. 2013-2014 уч.г.

Рабочая программа по и формационной культуре и ИКТ на основе стандарте основного (общего) образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2007г; примерной программе ос...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс УМК «Школа России»

Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии»  составлена в соответствии с авторской программой  по «Информатике» для 2...

Рабочая программа по информатике для учащихся 2 класса

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по информатике для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (...

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2-4 классов разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 2-4 классов А.В. Горячева. Программа по информатике и ИКТ ...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон

Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон...