«Основные приемы и техника развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста»
методическая разработка по иностранному языку

Туряева Ирина Анатольевна

Основные приемы ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Отчет по самообразованию

«Основные приемы и техника развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста»

Подготовил: учитель

английского языка

И.А.Туряева

Саров

2021

Введение

При обучении иностранному языку огромную роль играет обучение фонетике, ведь от качества и чистоты произношения во многом зависят коммуникативные возможности человека. Произносительный навык включает в себя следующие основные навыки:

- фонематический слух, позволяющий четко и правильно слышать звуки в речи и во время обучения;

- четкая артикуляция (четкое и правильное произношение звуков).

Благодаря владению этими навыками и формируется правильное произношение.

 Обучение фонетике в основном проводится на практике, так как обучать фонетике теоретически не эффективно, ведь очень сложно понять теорию произношения звука, не произнеся его вслух.  Для совершенствования произношения используются различные фонетические игры и упражнения, сложность и насыщенность которых зависит от уровня знаний учащихся и их возрастных особенностей.

Сами по себе фонетические упражнения – занятие скучное и неинтересное, поэтому важно найти такие упражнения и способы их выполнения, чтобы они стали запоминающимися, интересными, способствовали бы формированию фонетических возможностей школьников, повышали мотивацию изучения английского языка в целом.  В ходе нашего исследования, основываясь на опыте работы с детьми младшего школьного возраста, мы попытаемся представить наиболее эффективные приемы и упражнения.

1. Цели и задачи фонетических упражнений.

         Основной целью использования фонетических упражнений является закрепление и совершенствование произносительных навыков изучаемого языка.

 К основным задачам этих упражнений можно отнести следующие:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • поддержание у учащихся интереса к изучаемому предмету и создание положительной мотивации к обучению;
  • совершенствование навыков разговорной речи и аудирования при помощи развития правильного произношения и тренировки его посредством разговора;
  • создание психологической готовности к самостоятельной речевой деятельности;
  • возможность самореализации для каждого ученика;
  • развитие фонематического слуха и артикуляции.

2. Классификация фонетических игр и упражнений.

Фонетические игры и упражнения делятся на подгруппы:

  • Игры и упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха.
  • Игры и упражнения на развитие навыков звукопроизношения.
  • Игровые приемы и упражнения в обучении транскрипции.

2.1. Игры и упражнения на развитие речевого  

      (фонематического и интонационного) слуха.

     Упражнения на развитие речевого слуха необходимы при изучении английского языка, так как в английском языке существуют фонемы, совершенно не имеющие соответствий в русском языке, а также фонемы хоть и сходные с русскими, но все же отличающиеся от них в той или иной степени.

     Из большого количества таких упражнений наибольший положительный результат дали следующие:

1. Прослушайте в записи слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.

2. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

3. Определите количество слогов в услышанных словах.

4. Выделите в услышанном слове указанный преподавателем звук.

5. Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.

6. Определите количество слов в прослушанных предложениях.

7. Определите на слух и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения.

8. Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.

     Также большой интерес у учащихся младшего школьного возраста вызывают игры. Можно привести в качестве примера следующие:

 Игра «Please»

Учитель предлагает детям поиграть. Участникам требуется выполнять команды, данные учителем, только в том случае если они услышат вежливую просьбу: «please». Участники, выполнившие команду без ключевого слова – выбывают.

« - Please, say [o].

  • [o]!
  • say [p]
  • silence. »

Игра «It can fly»:

Эта игра имеет два варианта:

- Учащиеся внимательно прослушивают текст, предлагаемый учителем, когда они услышат название предмета (животного, насекомого), которое может летать (плавать, бегать и т.п.), они должны хлопнуть в ладоши.

  • Нужно выбрать лишнее животное, из произнесенного ряда названий, которое не подходит по определенному заранее признаку.

Животное, которое не может летать:

Duck, penguin, crane, ostrich.

     Для развития интонационного слуха у учащихся младшего школьного возраста следует использовать следующие приемы:

  1. Многократное прослушивание в записи слов, фраз, предложений с последующим детальным объяснением преподавателем, каким образом ставится смысловое ударение.
  2. Хоровое повторение за диктором/учителем прозвучавших фраз, предложений, при этом учитель с помощью жестов (восходящее движение руки – интонация вверх / нисходящее движение руки – интонация вниз) помогает учащимся освоить правильное интонационное оформление высказывания.
  3. Использование коротких стихотворений, рифмовок, пословиц и поговорк, в которых легко расставить смысловые ударения, а после чего и передать правильную интонацию.
  • Звук [ ] и Present simple (3 л., ед.ч.):
    I have got a cat
    My cat is fat
    My cat says: "Meow"
    I love my cat.
  • звук [w], вопросительные предложения в Present simple, порядок слов в вопросительном предложении:
    Why do you cry, Willie?
    Why do you cry?
    Why Willie, Why Willie?
    Why Willie, Why?

  • звук [r], тренировка фонематического слуха за счет слитного прочтения первых двух строк и практического отсутствия интервала между словами, тренировка лексики – времена года, и употребление глагола to be (is), который учащиеся пропускают по аналогии с русским языком («Лето – ясное»).
    Winter is white
    Summer is bright
    Autumn is yellow
    Spring is green

     Использование таких игр и упражнений помогают значительно развивать речевой слух и облегчают процесс усвоения английской фонетики.

2.2. Игры и упражнения на развитие навыков звукопроизношения.

Параллельно с тренировкой речевого слуха должны использоваться игры и упражнения, обучающие и помогающие развитию навыка правильного произношения английских звуков.  Одна из наиболее популярных таких игр - игра в сказочную страну, она рассчитана на учащихся младшей школы, которая была разработана Шолпо И.Л. Каждый звук – это житель этой сказочной страны, который или произносит какие-либо звуки, либо занят какой-либо работой, производящей звуки, например: «Вот рано утром мистер Язычок просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Мистер Язычок дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [d], [d], [d]! Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [t t-t t]! Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [t], [t], [t]!». Ученики повторяют за учителем звуки, не давая себе отчета в том, что они тренируют произношение. Каждый урок к сказке прибавляются новые звуки-герои, новые приключения звуков. При этом соблюдаются условия, необходимые для того, чтобы дети не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории. С одной стороны, основа сказки сохраняется, остаются неизменными условные моменты, за точностью воспроизведения которых ученики ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки учителя; с другой стороны, в сюжет каждый раз вносится что-то новое, поэтому сказка не надоедает, и продолжает вызывать активный интерес. Особый интерес представляют упражнения в обучении произношению звуков, которые не имеют аналогов в русском языке, например: [ð].  Вот как можно представить этот звук при помощи игры: «Когда мы произносим этот звук, язык, как лягушка, хочет выпрыгнуть изо рта. Но ему не позволяют это сделать нижние зубы, за которые он зацепляется кончиком. Крепко упираем язык в нижние зубы…»,- как правило, половина детей при этом неправильно ставит язык, так как у детей отсутствует моторная привычка. Но эту ошибку легко исправить: « Мистер Язычок высовывается из окна своего домика, чтобы посмотреть, какая на улице погода, и чуть не вываливается, но зацепляется за подоконник» Нижние зубы – это подоконник, а губы по ходу сказки обыгрываются как занавески. «Разве удержишься за занавеску? Если ты не зацепишься языком за нижние зубы -подоконник, то язычок выпадет из окна и ушибется.»

Сказка увеличивается, как снежный ком, обрастая все новыми и новыми героями и сюжетами, но сказка должна не только расти, но и сокращаться, иначе она станет слишком длинной и громоздкой и станет утомлять детей, которым необходима частая смена деятельности. Отработанные и не слишком сложные звуки постепенно выключаются из сказки вместе со связанными с ними сюжетными моментами. Это происходит постепенно: сначала этот эпизод становится короче, излагается во все более сжатой, схематичной форме, без подробностей, а затем уже и вовсе исчезает.

Так как учащиеся уже воспринимают некоторые слова, новые звуки - одновременно вводится транскрипция: постепенно при произношении определенного слова или звука и показе транскрипционного значка дети усваивают звук и его транскрипцию. Например: cold – [d], water – [t].

Существует большое количество игровых упражнений на развитие навыков звукопроизношения, вот некоторые из них:

1. Учитель произносит один из пройденных гласных звуков и бросает мяч кому-либо из учеников, который ловит мяч, говорит слово, содержащее данный звук, и бросает мяч учителю. Тот бросает мяч второму ученику, третьему и т. д. Если ученик ошибся, он выбывает из игры. Когда запас слов на данный звук исчерпан, учитель называет другой звук и игра продолжается. Польза этой игры заключается еще и в том, что детям дается возможность подвигаться, ее можно использовать и в качестве физ. минутки.

2. Ученики получают карточки с буквами. Учитель называет, например, букву "А", учащиеся поднимают карточку с этой буквой. Если кто-либо в команде ошибся, команда получает минус. Выигрывает команда, которая получит меньше минусов.

Также предлагается вариант, когда на доске написана транскрипция, а детям предлагается назвать букву и показать карточку с ней:

На доске -[ei]  => произносим  [ei] => карточка “A”

На доске [yai] => произносим  [yai] => карточка “Y”

3. Дается рисунок, изучив который, надо назвать определенное количество предметов, изображенных на нем, начинающихся с заданной буквы. Например, учитель задумывает букву "р" и показывает карточку с этой буквой детям, которым предлагается найти 10 слов, начинающихся с  буквы «Р».

Внимательно рассмотрев предметы на картинке, они называют слова. Победителем становится тот, кто правильно назовет по-английски 10 предметов.

4. На доске написаны несколько фонетических значков, вызванный ученик пишет под соответствующим значком столько слов, содержащих данный звук, сколько он помнит. Его команда имеет право помогать, если ученик затрудняется и  получает плюс за каждое правильно написанное слово. Во время написания ученик должен произносить звуки и слова, которые он пишет.

5.Учитель пишет на доске 10-15 слов и просит в течение 2-3 минут расположить их в алфавитном порядке, а затем произнести их. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.

6.Учитель пишет на доске слова с переводом и предлагает учащимся внимательно посмотреть и запомнить их. Он предупреждает, что через несколько секунд сотрет слова и вызовет из каждого ряда, или команды, по ученику. Каждый из них должен будет произнести все слова с переводом. Победит тот ряд, представитель которого запомнит все слова с переводом и без ошибок произнесет их. В командной игре можно предложить посоветоваться с командой.

7. На доске пишется ряд слов, например: A map, a book, an apple. Один из учащихся выходит из комнаты. Ведущий вместе с другими учениками выбирает одно из написанных слов. Вышедший из комнаты возвращается и спрашивает, стараясь отгадать: Is it a map?  и т. д., до тех пор, пока не отгадает. Если слово угадано, уходит из комнаты тот, на кого пала отгадка.

8. Кроме того, на уроках английского языка учитель может использовать различные упражнения в качестве фонетической зарядки. Например, когда учитель называет части тела, или органы, а ученики должны повторить название и показать названную часть тела (плечи, живот, пальцы, сердце и т.д.).

9. Игра «Волшебник»: Учащимся предлагается на время стать «волшебниками» и при помощи «звукового» волшебства превращать один предмет в другой. Им нужно изменять в предложенном слове один звук так, чтобы получилось другое слово. Рекомендуется в ходе сказки и игры вводить транскрипцию и обосновывать ее введение, например, в игре «Волшебник»:

«Попробуйте превратить кошку в шляпу, посмотрим, что у вас получится! Cat 🡪 Hat! А как мы это сделали? При помощи изменения звука [k] на звук [h], запишите в тетрадях транскрипцию».

В целом в этот раздел можно включать все представленные в данной работе игры и упражнения, так как все они рассчитаны на развитие произносительных навыков.

2.3. Упражнения и игровые приемы в обучении транскрипции.

Для успешного освоения детьми транскрипции необходимо: 1. ведение словарика, в котором учащиеся записывают новые слова в орфографическом и транскрипционном виде;

2. использование различных игр и упражнений, из которых, на основании опыта работы с младшими школьниками, можно выделить следующие:

  • Игра «Корзиночка»

Данная игра может использоваться как для групповой, так и для индивидуальной работы.

     Учащимся даются две корзиночки и набор карточек со словами на отработку двух звуков.  Например: карточки со словами Steve, pet, she, lemon, he, hen, me, seven, melon необходимо распределить по корзиночкам в соответствие с тем, как они произносятся – со звуком [i:] или [е].

  • Игра «Прочитай и запиши»

В рамках данной игры учащиеся должны прочитать транскрипцию, записанную на доске, рядом написать соответствующее английское слово и перевод на русский, и наоборот. Например: [red] – red – красный.

  • Игра «Соответствия»

Учащиеся должны соотнести написанные на доске слова и их транскрипцию, затем подписать закрепленные на доске рисунки.

  • Игра «Найди ошибку»

Учитель записывает на доске слова и их транскрипцию. В транскрипции заведомо допущены ошибки. Задача учащихся состоит не только в том, чтобы найти ошибку, но и исправить её. Например: match - [mᴂʃ] - [mtʃ].

Существует большое количество упражнений для обучении транскрипции, на основании анализ которых можно сформулировать следующие основные правила в процессе обучения транскрипции:

  1. Вводить звуки постепенно, продвигаясь от более простых к более сложным.
  2. Работу с каждым звуком строить в три этапа:

а) предъявление звука с подробным описанием работы органов речи;

б) закрепление, отработка звука;

в) повторение.

Следовательно, в обучении транскрипции необходимо применение перечисленных игровых приемов для запоминания транскрипционных знаков и их значения. Путем обыгрывания темы с помощью различных ситуаций, которые преподаватель создает вместе с детьми, достигается наилучший результат отработки, закрепления и запоминания материала.

 Выводы

Рассмотрев вопрос об основных приемах и технике развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы:

  • использование игры и упражнений на уроках – эффективное средство повышения коммуникативных возможностей учащихся;
  • применение фонетических игр и упражнений на уроках позволяет успешно предупреждать возникновение ошибок в произношении и быстрой коррекции таковых;
  • благодаря некоторым возрастным особенностям младших школьников (легкость вхождения в образы, склонность к имитации - повторению звуков и фраз) фонетические игры и упражнения отлично вливаются в процесс обучения, удовлетворяя не только учебные задачи, но и потребности детей в играх подобного типа;
  • проведение разнообразных игр и упражнений на уроках английского языка позволяет реализовать воспитательные и развивающие цели обучения.

     Подводя итог выше сказанному, следует еще раз обратить внимание на тот факт, что фонетические игры и упражнения должны включаться в том или ином виде в каждое занятие по английскому языку, что позволит значительно облегчить восприятие для учащихся и разнообразить познавательный процесс в любой момент.

Список использованной литературы

  1. Arnold G.F., Gimson A.C. English Pronunciation Practice. Nelson, 1973.- 79 p.
  2. Иванова Ю. Живые правила чтения английского яыка. Харьков, 2011. – 79 с.
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя английского языка (справочное пособие). Минск, 2004. – 368 с.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.  Базовый курс лекций.  Пособие для студентов педагогических вузов и учителей.  М.: «Просвещение», 2006. – 237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста

В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....

Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...

Методическая разработка :"Развитие топографических навыков у детей младшего школьного возраста"

Данное методическое пособие, позволит познакомить младших школьников с топографическими знаками в игровой форме....

Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по теме самообразования : Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста....

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...