«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Толстых Светлана Николаевна

«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_izo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение    средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3 города Алексеевки  Белгородской области

«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»  

Выступление на районном семинаре                                                                                         «Системно –деятельностный подход в                                                                                преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»                                                                            подготовила Толстых С.Н.,                                                                                                         учитель начальных классов МОУ СОШ №3,                                                                                            первая квалификационная категория

г. Алексеевка, 2013

Что означает критическое мышление?

Это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать; поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также отказаться от собственных предубеждений

По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются:

  • оценочность,
  • открытость новым идеям,
  • собственное мнение,
  • рефлексия собственных суждений

Данная технология позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы на третьей стадии.

Как развить критическое мышление у детей, когда они итак все критикуют? Критика это не значит критическая оценка. Критичность-это способность посмотреть на явления с разных точек зрения. Переоценить свое отношение и взгляды.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:

  • вызов
  • осмысление
  • рефлексия

Фаза  вызова может осуществляться в самых различных модификациях:

  • ассоциативная таблица,
  • составление кластера,  
  • рассказ-предположение по ключевым словам,
  • верные и неверные утверждения 
  • мозговая атака.    Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова»       1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;                                                                                                                            2 э т а п: Обмен информацией.                                                                                                                    Рекомендации к эффективному использованию:                                                                       1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;                                                                                        2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;                                                                 3. Оперативная запись высказанных предложений.
    Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности

Эти приемы способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Таким образом, задача первой стадии: заинтересовать обучающихся, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать их, вызвать уже имеющиеся знания.

Задачи второй фазы: организация активной работы с текстом; удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту;

Методические приемы второй фазы урока (осмысление)

       1.Чтение с остановками

2 .Дневники

3.Бортовые журналы

4.Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

5.Таблица «тонких» и «толстых»  вопросов 

6.Инсерт- система маркировки текста

            Пометки должны быть следующие:

  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует              дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Методические приемы третей фазы урока (рефлексия)

Задачи фазы: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы

1. Синквейн

            Синквейн – пятистишие, где должен отразиться смысл темы.

              В его составлении соблюдают следующие правила.

1. Тема

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Предложение, отражающее смысл темы

5. Одно – два слова (ассоциации по  теме)

2. Кубик, каждая сторона которого несет один вопрос:

-что это

-для чего это

-у кого это

-твое отношение и т.д.

«Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».

Паскаль Блез

Литература:

  1. Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мьшления”.  ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
  2. “Технология, которая позволяет нам стать другими”, газета “Первое сентября”  от 16 января 2001 года/  А.Фонтанова
  3. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А.С. Смолова М-просвещение 2010 г.
  4. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlinkhttp://

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.

Кто из нас, учителей, заду­мывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уро­ке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...

Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике

Современный этап развития нашего общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача ...

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики

Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информац...

План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....