Рабочая программа по ИЗО, 4класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Панькова Клавдия Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Бичурский район    Республики Бурятия МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Мало -Куналейская  средняя общеобразовательная школа»  

Рассмотрена на заседании МО                 

Протокол № 1

от        августа 2019 г.

                      Н.Г. Беляева

«Согласовано»

Заместитель руководителя

По УВР

_______Некипелова ЛИ./

                          2019 г.

«Утверждаю»

Директор школы 

__________/Смолина ТА./

                   

Приказ № ___     2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

4класс

(2019-20 учебный год.)                                                                                                                        

                                                                                                                   

                                                                                         Составитель:                                                                                              

                                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                                                           Панькова КА

Малый Куналей, 2019

1.Пояснительная записка

Нормативная база

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно- методических документов:

1.Приказ Минобразования России от 06.10.2010г№373 о введении ФГОС НОО

2.Закон «Об образовании №273от 29.12.2012г

          Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. На изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деят. Для развития познавательного интереса к изучению истории родного края, традициям , культуре, художественному вкусу народов республики Бурятия введены часы НРК.                                                                          

        Цели обучения:

 • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 Задачи обучения:

Совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;

Развитие способностей видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;

Формирование навыков работы с различными художественными материалами..

.

                                                                 

                       

                                 2. Планируемые результаты изучения предмета

  Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

 - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

 - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

-  формирование духовных и эстетических потребностей;

-  овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Ученик научится:

- основные жанры и виды изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремёсел России;

- ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;

- различать основные составные, тёплые и холодные цвета;

Ученик  получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;

- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи

.Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Ученик научится:

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной и творческой деятельности;

- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др

Получит возможность научиться:

- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;

- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Четвероклассник научится:

-приумножать опыт художественно-творческой деятельности детей;

- развивать их умения в реализации замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения в оценке этапов и результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Четвероклассник получит возможность научиться:

-    самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания

Четвероклассник научится:

- сообщать (с учётом возрастных особенностей детей) знания в области изобразительного искусства;

-развивать представления школьников о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство; об основных жанрах изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный

музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музей-панорама «Бородинская битва» и др.);

-знакомить с собраниями ведущих музеев мира (Лувр, Дрезденская картинная галерея и др.).

- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради.

Четвероклассник получит возможность научиться:

-  осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Четвероклассник научится:

-развивать умения школьников общаться в процессе диалога с учителем и сверстниками;

 -расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли (художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.), в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений разных видов и жанров искусства, а также обсуждения результатов индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

- развивать умения школьников использовать в учебном процессе ИКТ и справочную литературу.

Четвероклассник получит возможность научиться:

-  самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах:: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

-  ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

-  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

-  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

-  получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая     фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Четвероклассник научится:

–применять  основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

–узнавать известные центры народных художественных ремесел России;

– ведущие художественные музеи России;

Четвероклассник получит возможность научиться:

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в

декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельной творческой деятельности;

–обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного  творчества.

3.Содержание учебного предмета

Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность художественного образования: «Истоки искусства твоего народа», «Древние города твоей земли», «Каждый народ художник», «Искусство объединяет народы». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально- ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно- творческий опыт. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Истоки искусства твоего народа -8часов

Древние города твеей земли-7часов

Каждый народ художник – 11 часов

Искусство объединяет народы – 8 часов 

    Содержание НРК

   

Номер урока

Час

Тема

1

4

1ч.

«Роспись семейских – Бичурский колорит»

2

5

1ч.

«Деревня – деревянный мир. Избы Малого -  Куналея»

3

6

4ч.

«Бурятский национальный женский костюм»

4

7

4ч.

«Бурятский национальный мужской костюм»

                                             

                     

                                              6. Календарно – тематическое планирование

               № п/п

      дата

                   Тема урока

     

Кол.  часов

Тип урока

 

Оснащение

Элементы содержания урока

Предметные результаты.

Вид контроля

Элементы допол необязат содер

Истоки искусства твоего народа 8ч.

1-2

Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

1-2

Комбинированный

Презентация природы, мелки, гуашь, бумага

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

 различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Самостоятельная работа

Основные и главные цвета, живописец

3

Образ традиционного русского дома (избы)

3

Комбинированный

Бумага, картон, ножницы, пластилин

 Образ традиционного русского дома — избы. Изображение избы или ее моделирование из бумаги Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения изб и их значение.

 использовать различные художественные материалы

4

Украшение деревянных построек и их значение

НРК

Роспись семейских- геометрический узор – бичурский колорит

4

Презентация «Деревянное зодчество», бумага, клей, ножницы, пластилин

 передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении

Стилизация, колорит

5

Деревня - деревянный мир.

НРК. Избы Малого Куналея

5

Гуашь, бумага, клей, ножницы

Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги .

 анализировать, создавать панно, живописные работы

Коллективная работа

Композиция, перспектива, название частей избы

6

Образ красоты человека(женский образ).

НРК. Бурятский национальный женский костюм

6

Презентация «Русский народный костюм», Гуашь, бумага, клей, ножницы

 Изображение женских и мужских народных образов

 основные элементы изображения человека в движении

 изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Самостоятельная работа

Пропорции

7.

Образ красоты человека(мужской образ).

НРК. Бурятский национальный мужской костюм

7

8

Народные праздники

8

Комбинированный

Гуашь, бумага, клей, ножницы, презентация «Народные гуляния»

Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги

 выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты

коллаж, граттаж, пастель, языческие боги

Древние города твоей земли – 7ч

9

Древнерусский город крепость

1

комбинированный

Бумага, пластилин гуашь, клей, ножницы, картины крепостей

Образ  древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.

  закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации

Самостоятельная работа

Архитектура,

архитектор, макет

10

Древние соборы

2

Бумага, клей, ножницы, презентация «Древние соборы Руси».

Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета

 использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы

11

Древний город и его жители.

3

Тушь, перо, бумага, презентация по картинам Васнецова

Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.

 применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы

12

Древнерусские воины защитники

4

комбинированный

Гуашь, бумага, презентации картин  И. Билибина, В. Васнецова.

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

 форму, конструкцию, соотношение размеров частей.

 изображать человека

Самостоятельная   работа

Образ художественный

13

Древние города Русской земли.

5

гуашь, кисти, бумага или мелки, презентация «Древних городов Руси»

Живописное или графическое изображение древнерусского города.

 различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

монотипия.

14

Узорочье теремов.

6

Комбинированный

презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага.

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений

изобразительного искусства

 рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

15

Праздничный пир в теремных палатах.

7

Комбинированный

презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы

Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.

использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Коллективная

работа

контраст

Каждый народ – художник – 11ч

16

Образ художественной культуры Древней Греции.

1

Комбинированный

Презентация скульптур Древней Греции, гуашь, бумага

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Знать основные признаки древнегреческой  культуры.

Уметь передавать конструктивно строение.

Самостоятельная работа

скульптура

17

Храмы Древней Греции.

2

комбинированный

Презентация храмов Древней Греции, бумага, ножницы, клей, гуашь, пластилин

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.

 передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Древнегреческий ордер, Афинский Акрополь

18

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

3

Комбинированный

Ножницы, клей, бумага, гуашь, пластилин.

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

 анализировать, создавать панно, живописные работы

Коллективная работа

Симметрия,  живописи, графике, скульптуре

19

Образ художественной культуры Японии.

4

Листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть, презентация.

Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

основные признаки японской культуры.

 передавать характерные черты японского рисунка.

Самостоятельная работа

20

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

5

Комбинированный

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры

 передавать конструктивно-анатомическое строение людей.

Жанр портрета

21

Японские праздники:  «Праздник цветения вишни».

6

большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

Коллективная работа

22

Образ художественной культуры

Средневековой Западной  Европы.

7

Комбинированный

Презентация, большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

 использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков.

Самостоятельная работа

Работа с тушью

23

Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной  Европы.

8

Комбинированный

Жанры  изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений

 известные центры народных художественных ремесел России.

Готическое искусство

24

Средневековая

Архитектура Западной Европы.

9

Урок-путешествие

Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города.

 применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

25

Образ художественной культуры Средней Азии.

10

Картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал.   Минареты.   Купольные  сооружения — мавзолеи. Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар.

 воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.

Виды аппликации

26

Многообразие художественных культур в мире.

11

Комбинированный

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

 использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Работа с пастелью

Искусство объединяет народы - 8ч.

27

Все народы

воспевают

материнство.

1

Комбинированный

гуашь (пастель), кисти, бумага, презентация

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

 передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Самостоятельная работа

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности

28

Все народы воспевают мудрость старости.

2

Комби-

гуашь или мелки, пастель, бумага, презентация автопортретов: Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина.

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе

 использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Самостоятельная работа

Лучшие произведения художников

29-30

Сопереживание- великая тема искусства.

3-4

Комбинированный

гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

 термины «эмблема», «символ».

  передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Работа с пастелью

31-32

Герои, борцы и защитники.

5 - 6

пластилин, стеки, дощечка, гуашь кисти, бумага, презентация «памятники героям разных народов».

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

 известные центры художественных ремесел России.

сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства

Жанр портрета

33

Юность и надежды.

7

Комбинированный

гуашь или мелки, бумага, презентация «Портреты детей»

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности

Знать известные центры художественных ремесел России.

 различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоятельная работа

Жанр портрета

34

Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы».

8 - 9

Урок-путе-шест-вие

бумага для оформления работ, клей, ножницы, музыка.

Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды  изобразительного искусст

Самостоятельная работа

ва

                               

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"

рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...

Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний

В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочие программы по предметам 4класс Школа России

Рабочие программы по предметам 4класс Школа России...

Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро

Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...

Рабочая программа кружка « Чемпион » 4класс

Рабочая программа кружка  "Чемпион"  для 4 класса соствлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 68 часов  (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по математике 4класс

Рабочая программа по математике для 4 класса на основе ФГОС НОО 2009г....