открытый урок в первом классе дифференциация букв и звуков "С"-"З"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Карлсен Марианна Владимировна

Открытое знанятие в первом классе. Для проведения этого занятия были приглашены две ученицы с ФФН. Занятие получилось увлекательным и содержательным  как для школьниц, так и для приглашенной комиссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_sz_-_kopiya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: "Дифференциация звуков [с] – [з] в 1 классе

детский туберкулезный санаторий №17 города Москвы

Подготовила и провела: Карлсен М. В.логопед.

Цель: Закрепить умение различать на слух звуки «С» и «З» изолированно, в слогах, словах, фразах.

Речевые задачи: 

  • учить различать звуки  «С», «З» изолированно, в словах, словосочетаниях
    и правильно обозначать их на письме; 
  • развивать правильное речевое дыхание;
  • развивать фонематические представления,

зрительное восприятие, память,

 словесно-логическое мышление;

  •  развивать навыки самоконтроля;
  • формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
  • формировать установку на выполнение

артикуляционной гимнастики, физкультминутки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, фланелевые буквы С,З; карточки с буквами С,З;

предметные картинки, в названии которых есть звуки «С», «З»;
индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками «С», «З»; тетради, ручки, цветные карандаши;динамик, музыка для физкультминутки, магнитная доска.
- Две корзинки «С», «З».

Ход занятия

1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята!
– Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:

Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …

И урок мы начинаем!

– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

2. Работа по теме:  Сообщение темы  и целей занятия.

Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.

Логопед: заяц, звон, зонт;

– Какой первый звук в словах? (Звук З.)

Логопед: стул, собака, сад.

– Какой первый звук в словах? (Звук С.)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, повторять звуки «с-з»

О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»

3. Возьмите зеркала.Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?

-  с-с-с-накачиваем насос,

(засвистел ручной насос,накачает сто колес)

з-з-з- песенка комара.

(через лес комар летит,звонко,звонко он звенит)

  • Губы слегка растянуты в улыбке.
  • Зубки сближены, но между ними должна быть щель.
  • Кончик языка широкий и находится за нижними зубками
  • И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная
  • Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.

Логопед- ребята. Как вы думаете чем похожи эти звуки?

-оба согласные

Логопед: А кто скажет почему мы называем  звуки  «с-з» согласными?

-Потому что их нельзя  петь и тянуть и когда мы их произносим.  Воздух встречает преграду.

Логопед: Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга

-С-глухой З-звонкий.

А почему мы говорим что звук «З»- звонкий ?

звук «З»-голосок не спит - потому что когда мы произносим  

звук «С» –голосок спит  рука на горле.

  Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой

«З» -согласный, твердый, звонкий.

 Логопед: Вы справились с этим заданием. Молодцы!

4. Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки «С и З» и отправимся в путешествие в страну звуков С,З.
– Путешествовать отправимся! Готовы! Поехали! ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

ОСТАНОВКА !

Игра: “Поймай звук”. Встали напротив друг друга.

Изолированно:

Слышим «С» –хлопаем,  «З» – приседаем.

В слогах:

За, са, сы, со, зу, , зы, су;
злу, сло, злы, сли.

В словах:

Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.

Молодцы поехали. Садимся.

 5).Артикуляционная гимнастика:

Станция «Послушный язычок». Чтобы красиво произносить звук

–сделаем гимнастику для язычка: ВОЗЬМИТЕ СВОИ ЗЕРКАЛА
– друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
– Жил веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (дети повторяют за логопедом).Пожуем язычок. Покачаем на качелях.

 Какие звуки мы учимся различать? ДЕТИ: «С-З»

Мы с вами знаем много упражнений, но для наших звуков С-З нужны именно эти. Самые важные.

Молодцы!

Поехали дальше.

6.) Следующая станция “Слоговая”. Взяли по колесику.

У тебя звук «С». У тебя-«З».

Читаем по очереди- СА-ЗА-СО-ЗО и т,д.

Поменялись! Осанка, ПЛЕЧИ. Спинки!!!

– Молодцы, поехали дальше!!!

7.) Станция «Измени слог».

Я говорю слоги на «С», а вы меняете «С» на «З».

Са-за

Со-зо

Су-зу. Обратно-

аз-ас

уз-ус

оз-ос

8.) Станция: «Письменная».  Откройте свои тетради.

Напишите тему занятия: «Буквы  С-З».

Кто ответит: что такое звук,а что такое буква?

Звук мы слышим и говорим, букву мы пишем и читаем.

Буквой мы обозначаем звук на письме.

Инструкция: – Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а вы их записываете.

Лексический материал:

за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.

Ты подчеркиваешь слоги с буквой С, а ты- с буквой-З

Идем от простого к сложному. Поехали дальше!

9.) Станция: «Угадай-ка»

Логопед: Сюрприз- потрогайте буквы. Какая у тебя? А у тебя?

Я говорю слова и показываю картинки.

Если слово с вашим звуком, вы поднимаете свою букву,

 и говорите,  как будет много.

Например- ананас, твоя-ты поднимаешь букву и говоришь-ананасы.

Понятно? Начали!!! Сова, Стакан, автобус, ананас, лиса;

зонт, заяц, замок, ваза, гнездо.

10. Физкультминутка: под музыку

11.) Станция: «Игровая». Корзинки с картинками.

У тебя корзина со звуком- «С», у тебя  со звуком- «З».

Я показываю картинки, со своим звуком вы забираете.

Говорит тот, кому она нужна!

Молодцы! Выкладывайте свои картинки. Посчитайте их.

Назовите слова, выделяя  свой звук.

 И называете, где звук находится- в начале, в конце или в середине.

Наклоните головки, закройте глазки. Я меняю по одной картинке. Что изменилось? Молодцы.

Поехали дальше- не встаем. чух-чух!

12.) Следующая станция: “Чистоговорочная”.

Спинки выпрямили!

Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки. Приготовили -Кулак-ладошка

  • за-за-са -вот бежит лиса
  • са-са-за – вот идет коза
  • сы-сы-зы – нет  у нас козы.

Обратный слог: Две ладошки перед собой, одну повернули.

  • аз-аз-ас-у нас дома ананас
  • Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.
  • Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз

Молодцы! Едем дальше.

13.) Станция: «Доскажи словечко», картинки- суп-зуб; коса- коза.

Инструкция: – Вставьте нужные по смыслу слова.

1.Дети ели вкусный … зуб, суп.

   У Зои разболелся …

2.У Зои русая … коса, коза.

    В сад забрела…

Когда дети отвечают правильно, логопед говорит: «Нет, дети ели вусный зуб….может так?» Дети: «НЕТ, суп»

14. Итог урока: “ Мы с вами совершили увлекательное путешествие, и я надеюсь, что оно вам понравилось”.

Сегодня  мы с вами научились различать звуки «С» и «З» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме.

15. Рефлексия.

Логопед: “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу.

 Если вы были активны во время путешествия, старались выполнять задания, поднимите  ладошку раскрытую - солнышко, если вам было тяжело выполнять задание, или вы мешали команде, поднимите кулачек. 

А теперь посмотрим, как гости оценили наше занятие.

– Ребята! Вы молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Я надеюсь, что мы еще ни один раз совершим такие же увлекательные путешествия”.

Вы сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в первом классе на тему:" До свидания ,осень.."

Уроки музыки имеют для детей огромное значение. Они довечиво и влюбленно смотрят на учителя музыки, ведь это их любимый предмет, еще бы! И поем и играем, и танцуем, а ,самое главное. подружились с зам...

Открытый урок в первом классе "Азбука"

Конспект урока в 1 классе по УМК "Гармония".Тема: "Звук [ц] и его обозначение буквой Ц"...

Урок в первом классе. Предмет "Обучение грамоте". (Комбинированный урок.) Тема: "Письмо букв, слогов,слов с изученными буквами. Закрепление."

Закрепление каллиграфических навыков написания букв А, О, У, Ы, В. Выделение звуков, обозначаемых этими буквами, из написанных слов. Применены различные методические приёмы развитя речи, усвоения прав...

фрагмент открытого урока в первом классе

фрагмент открытого урока в первом классе...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Открытый урок в первом классе.

Урок на тему:"Присчитывание и отсчитывание по 2.Закрепление изученного."...

Открытый урок в первом классе на тему «Прощай, Азбука, но здравствуй, Литературное чтение!»

Цели: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.Задачи: 1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать св...