Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"
статья по логопедии (3 класс)

Федотова Полина Кирилловна

В данной статье представлен материал об особенностях неревых психических функций у младших школьников с дисграфией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ml._shkolniki.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"

В настоящее время трудности овладения письмом (дисграфии) очень распространены. Они, как правило, диагностируются в первом классе и в большинстве случаев сохраняются позднее, проявляются при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление нарушений письма предполагает ориентировку в их механизмах. Так, коррекционная работа должна строиться с учетом особенностей высших психических функций данного ребенка, также с учетом сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.

Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций, таких как память, внимание, мышление, восприятие. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время изучаются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев,  С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).  

Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письма  в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова  и др.).

Проблема коррекции нарушений письма все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.

Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова), часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребёнка. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.  Количество исследований неречевых функций у детей с дисграфией сравнительно невелико. В них отмечается, что для данной категории учащихся характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, недостаточная сформированность ряда психических функций, диспропорция в их    развитии (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.Л.Сиротюк, А.А.Тараканова, А.В. Ястребова и др.).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что исследование особенностей высших психических функций у младших школьников с дисграфией  является актуальным. Это способствует дальнейшему совершенствованию логопедической работы по коррекции недоразвития памяти, внимания, мышления и восприятия у детей с дисграфией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"

"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."

Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...

Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".

Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Статья на тему: Особенности методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.

Обьектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста...

Развитие высших психических функций у младших школьников

В данной статье представлена подборка  заданий и упражнений, которая  позволит педагогам, родителям, либо  другим специалистам (логопедам, дефектологам) в игровой форме работать над раз...