Конспект логопедического занятия на тему «Текст»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Шель Ольга Николаевна

Логопедическая тема: Выделение предложений из потока речи. Определение границ предложений в слитном тексте.

Грамматическая тема: Прописная буква в начале предложения и точка в конце предложения.

Лексическая тема: Летние каникулы.

Цель:

- Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые единицы – предложения.

Задачи:

- учить проводить анализ текста на предложения с опорой на наглядность;

- учить выделять предложения в напечатанном без точек тексте;

- учить отмечать, о чём говорится в каждом предложении;

- упражнять в чтении предложений с интонационным обозначением границ предложения (понижение голоса, пауза);

- тренировать в составлении графической схемы предложения;

- обогащать словарь детей по теме: «Лето»;

- развивать зрительное и слуховое внимание и память;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать логическое мышление;

- развивать координацию речи с движением;

Материалы и оборудование:

Сюжетные и предметные картинки, текст без знаков препинания, графические схемы для составления предложений, символы знаков препинания, схемы (правила предложения), карточки-ленты с текстом без знаков препинания, компьютерная игра «Баба Яга и Проша»

(Год, полный забот: игры, викторины, загадки), карточки с домашним заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему «Текст»

 2 класс.

Логопедическая тема: Выделение предложений из потока речи. Определение границ предложений в слитном тексте.

Грамматическая тема: Прописная буква в начале предложения и точка в конце предложения.

Лексическая тема: Летние каникулы.

Цель:

- Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые единицы – предложения.

Задачи:

- учить проводить анализ текста на предложения с опорой на наглядность;

- учить выделять предложения в напечатанном без точек тексте;

- учить отмечать, о чём говорится в каждом предложении;

- упражнять в чтении предложений с интонационным обозначением границ предложения (понижение голоса, пауза);

- тренировать в составлении графической схемы предложения;

- обогащать словарь детей по теме: «Лето»;

- развивать зрительное и слуховое внимание и память;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать логическое мышление;

- развивать координацию речи с движением;

Материалы и оборудование:

Сюжетные и предметные картинки, текст без знаков препинания, графические схемы для составления предложений, символы знаков препинания, схемы (правила предложения), карточки-ленты с текстом без знаков препинания, компьютерная игра «Баба Яга и Проша»

(Год, полный забот: игры, викторины, загадки), карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение лексической темы занятия.

        В какое время у школьников самые большие каникулы? (лето). Сегодня мы с вами поговорим о лете.

3. Сообщение грамматической темы занятия.

        Послушайте рассказ.

наступило жаркое лето дети поехали к бабушке в деревню они часто купались ребята

ходили в лес за грибами и ягодами Маша полола грядки Саша поливал огород бабушка

угощала детей яблоками как хорошо летом в деревне

Что я вам прочитала? (Рассказ). Из чего состоит рассказ? (Из предложений).

Сегодня мы будем тренироваться различать предложения в тексте.

4. Анализ текста на предложения.

        Текст о лете без знаков препинания. Логопед читает текст и выкладывает картинки к каждому предложению.

        Посмотрите на 1-ю картинку. Назовите первое предложение. О чём или о ком говорится в 1-ом предложении? (О лете). Что такое предложение?

        Предложение -  это слово или несколько слов, связанных по смыслу. Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью и выражает законченную мысль.

Какое бывает лето? (жаркое, солнечное, знойное, дождливое, тёплое, прохладное, засушливое и т. д.). Обозначим 1-ое предложение схемой.

Начало предложения пишется с заглавной буквы. Правило № 1. !__________ .

В конце предложения ставится точка.                      Правило № 2 !___________ .

        Логопед вместе с детьми проводит анализ каждого предложения.

Схемы чертят в тетрадях.

5. Физкультминутка.

        Давайте встанем и немного отдохнём. Координация речи с движением «Пять малышей».

6. Закрепление темы занятия.

        Посмотрите на картинки и послушайте историю, которую я наблюдала летом. Логопед читает рассказ.

собака сидела около будки хозяин принёс собаке кость собака стала грызть кость

прилетели вороны они хотели отобрать кость собака прогнала ворон

Назовите 1-ое предложение. О чём говорится в 1-ом предложении. Что такое предложение? (…..) Анализ каждого предложения.

Педагог раздает ленточки со сплошным текстом.

Найдите границы каждого предложения. Обозначьте начало и конец предложения. Оторвите кусочки ленточки с предложениями. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец предложения. Начертите схемы предложений.

7. Закрепление лексической темы.

Давайте еще раз вспомним, какие признаки характерны для лета.

Компьютерная игра «Баба Яга и Проша» (Год полный забот).

Прочитайте стихи-приметы и найдите, к какому времени года они относятся.

8. Работа над антонимами.

        Игра «Скажи наоборот»

Я расскажу вам этот рассказ ещё раз, а вы мне помогите. Я буду выделять голосом некоторые слова, а вы подберите к ним антонимы.

Около будки сидела МАЛЕНЬКАЯ собака. (БОЛЬШАЯ)

У неё была НИЗКАЯ будка. (ВЫСОКАЯ)

К собаке подошёл ХУДОЙ хозяин. (ТОЛСТЫЙ)

И т.д. проводится работа с текстом (устно).

9. Подведение итогов занятия.

О каком времени года мы с вами говорили сегодня? (о лете).

Что вы учились анализировать? (текст).

Что такое текст? (Ученики повторяют определение)

Из чего состоит текст? (из предложений)

Что такое предложение? (Это то, что мы хотим сказать о предмете.)

Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

Какие правила предложения вы сегодня повторяли? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

10. Оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Учебные принадлежности"

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме "Учебные принадлежности" с учащейся 1 класса коррекционной школы. Приведен пример самоанализа занятия....

Конспект логопедического занятия по теме "Мои школьные друзья"

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Мои школьные друзья" с учащимся, имеющим множественные нарушения развития. Использовались альтернативные средства общения (жесты, фотографичес...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...