Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Никулина Елена Александровна

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников»

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. У большинства детей речевых классов нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма, так как письменная речь строится на основе устной речи.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школах предусмотрена система логопедического сопровождения. В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения с такими обучающимся проводятся индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях детей учат правильному речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и правильной артикуляции звуков.  У каждого ребенка, имеющего нарушения звукопроизношения, есть тетрадка, где вклеена артикуляторная гимнастика и слова, которые необходимо дома проговаривать. Каждый день или через день родителям с ребёнком необходимо отрабатывать закрепляемые навыки. Только при постоянной тренировке будет получен желаемый результат.

Особенно важно, чтобы родители следили за речью ребёнка: правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его. Сначала родителям надо дослушать ребенка, а потом попросить ребенка произнести правильно слова, которые ребенок произнес с искажением. Очень часто на занятиях с логопедом у ребенка звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.

При выполнении артикуляционной гимнастики родителям нужно соблюдайте следующие требования:

1. Каждое движение выполнять перед зеркалом.

2. Движения проводить неторопливо, ритмично, чётко.

3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка.

Существуют многочисленные игры в которые родители могут играть с детьми, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.  Самая простая – это «Цепочки слов». Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аисТ–ТарелкА–Автобус.

Следует отметить, что у большинства ребят наблюдается снижение потребности в речевом общении. Дети предпочитают игру с телефоном, а не общение со сверстниками.

Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Родителям рекомендуется:

  • Ежедневно читать вслух классические сказки и другие детские произведения.
  • Общаться с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр и т.д.
  • Отвечать на все вопросы ребенка, просить его что-то рассказать, обсуждать все события и явления.

У многих детей плохо развита мелкая моторика. «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М.Бехтерев).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи.  Родителям рекомендуется развивать мелкую моторику ребенка с помощью следующих средств: пластилин, бумага, ножницы, крупа, бусы, пуговицы, шнурки, песок, карандаши, счетные палочки, мозаики. Также очень полезно рисовать и раскрашивать картинки карандашами. Отмечено что, большие трудности у детей вызывает задание перерисовать фигуру по клеточкам. Родителям рекомендуется задавать такие задания детям дома.

Необходимо отметить, что качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в мозге, т.е., в конечном итоге, его с неврологическим здоровьем. Многие родители уверенны, что для достижения результата  коррекционной работы  достаточно  лишь  педагогического  воздействия.  Но, к  сожалению, педагогическое воздействие не может привести к норме физиологию мозга. Практически у каждого ребенка с речевыми нарушениями в медицинской карте стоит запись невролога с каким-то диагнозом. Многие из родителей наблюдают следующие симптомы у ребенка: быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания, рассеянность, раздражительность, смена настроения, плаксивость, нарушения сна и т.д. Это говорит о том, что у ребенка имеются проблемы с неврологией. Поэтому для достижения наилучшего результата необходимо комплексная помощь: сопровождения невролога и коррекционная работа педагогов школы. Чем раньше родители начнут сотрудничать с неврологами, тем белее успешен будет ребенок в школе.

Родители должны понимать, что дети очень нуждаются в их внимании, помощи и поддержке. От этого зависит качество жизни ребенка в будущем. Родители должны всегда помнить, что лучшим способом развития речи выступает живое общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Коррекция звукопроизношения у младших школьников

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нар...

Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у младших школьников с глубокой умственной отсталостью

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.Устранение...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников

13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников

Программапо коррекции звукопроизношения у младших школьников     Составитель: учитель- логопедДанилова Марина Евгеньевна...