Коррекция звука "Л"
презентация к уроку по логопедии

Копотилова Виктория Сергеевна

Логопедический альбом по коррекции звука "Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_korrektsionnoy_raboty_so_zvukom_l2023.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система коррекционной работы со звуком [ л ]

Слайд 2

Анализ артикуляции Для правильного произношения звука л необходимо: выработать - Подъём кончика языка вверх. - Подъём задний части спинки языка вверх. - Умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Эти умения отрабатываются при помощи артикуляционной гимнастики

Слайд 3

Анализ артикуляции Когда мы произносим звук “Л” : - В каком положении находятся губы? - Губы улыбаются - Как расположены зубы? - Зубы сближены. - Как расположен язык? - Кончик языка вверху - Струя выдыхаемого воздуха - плавная, тёплая. - Работают ли голосовые связки? - Голосовые связки работают. ( Если ребёнок не называет правильное положение органов артикуляции, то логопед сам даёт характеристику.)

Слайд 4

Характеристика звука - Какой это звук: гласный или согласный? - Согласный (язычок создаёт преграду воздуху). - Звонкий или глухой? - Звонкий. - Твёрдый или мягкий? - Твёрдый. - Каким квадратиком мы его обозначим? - Квадратиком синего цвета. - Правильно, звук [л] согласный, звонкий, твёрдый.

Слайд 5

Проверка усвоения ребенком информации 1.Я начну, а ты продолжи. «Когда мы правильно произносим звук [ л ] , то кончик языка…(поднят и упирается в верхние зубы)». «Губы открыты, а зубы…(разомкнуты)». 2.Теперь представь, что все люди на земле разучились говорить звук [ л ] и только ты один помнишь, как это делать правильно. Расскажи мне. 3.Происзносить отрывисто и энергично звук [ л ][ л ][ л ] … 4.Произносить долго, протяжно [ ллл ] … 5.Теперь давай ты будешь называть первую букву слова, то есть звук [ л ] , а я буду договаривать слово. Л.ак , л.ук , л.ом , л.авка , л.ыжи , л.андыш , л.опата , л.асточка,л.одка , л.упа , л.уна

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика на звук [ л ]

Слайд 7

Цель: Выработка правильных, полноценных, артикуляционных органов для постановки звука [Л]. Оборудование: зеркало (большое для каждого ребенка), муляж, логопедические зонты, песочные часы, таймер, музыка, инструменты, для дыхательных упражнений – наглядности и оборудование. На заметку: до 5 лет искажение, пропуски звука [Л] в речи не считается серьезным нарушением. Исправлять ситуацию нужно срочно, если в 6 лет малыш не слышит, не дифференцирует или не пытается проговорить [Л] в свободном высказывании.

Слайд 8

Твердый [Л] Дефект артикуляции звука [Л] в логопедии называют ламбдацизмом . Замена [Л] в словах на другие звуки — параламбдацизмом . Основная масса упражнений для нормализации артикуляции фонемы [Л] статичные. То есть язык занимает определенное положение и фиксируется в нем под счет. На первых уроках длительность задержки органа должна быть не более 5 секунд, на последующих — 10.

Слайд 10

«Чистим зубки»

Слайд 12

«Парус»

Слайд 14

«Маляр»

Слайд 16

«Качели»

Слайд 18

«Грибок»

Слайд 20

«Гармошка»

Слайд 22

«Чашечка»

Слайд 23

«Пароходик» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л» Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы

Слайд 25

Упражнения на выработку воздушной струи. « Парашютик » 1. Сделай «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, по середине остается желобок). 2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. 3. Сделай вдох через нос. 4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх. Внимание! Следите чтобы ребенок дул сильно и резко. Если слышится что – то похожее на звук [Х], значит ребенок дует не верно: воздушна струя слишком рассеянная и «парашюта» не получится – ватка не полетит вверх.

Слайд 26

«Загони мяч» 1.«Вытолкнуть» широкий язык между губами, (словно загоняешь мяч в ворота). 2.Дуть сжатым между зубами языком на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» между двумя карандашами, (щеки не надувать).

Слайд 27

Постановка звука [ л ]

Слайд 28

Способы постановки звука [ л ] Что надо сделать, чтобы получить звук [ Л ] ? Подними свой язычок к верхним зубкам и закрути его кончик наверх. Тебе стала видна нижняя сторона язычка. Слегка прикуси язычок, чтобы он не раскрутился. Правда, похоже на катушку? А теперь спой - потяни звук [ Л ] и, не прерывая пения, сделай «катушку», зажми её зубками. Получится - [ АЛ ] .

Слайд 29

По подражанию: Сейчас покажу правильную артикуляцию звука [Л]: - губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты; - широкий кончик языка поднят и прижат к верхним зубам. Повторяй за мной: [Л].

Слайд 30

Механическим способом: В качестве базового звука используем мягкий звук [ ЛЬ ] . Повтори несколько раз слог [ ЛЯ ] , затем с помощью зонда нужно нажать на среднюю часть спинки языка вниз - вправо или влево, и произне несколько раз сочетание [ ЛЯ ]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твёрдого [ Л ].

Слайд 31

Постановка от межзубного звука(нельзя проводить с ребёнком, у которого есть межзубный ламбдацизм ): Этот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма . Сейчас расскажу сказку «Как маленький пароходик научился гудеть» Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повторил: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л ] .

Слайд 32

Автоматизация звука [ л ] в слогах

Слайд 33

Играем в «Паровозики» Смысловая нагрузка: развития внимания. Сейчас я предлагаю тебе «прокатиться на поезде» в волшебную страну. На рельсах, по которым поедет наш вагончик, написаны гласные , а на самом вагончике – согласный Л. Помещаем вагончик на рельсы и называем, какая станция у нас получилась (например ЛА) и т.д. Оборудование: вагончик с буквой «Л» на борту, рельсы из бумаги, на которых указаны буквы: А, О, У, Э, Ы, И

Слайд 34

Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Консультационный материал для коррекции звука "л"

Материал для родителей  по коррекции звука "л"....

Нетрадиционное логопедическое занятие-тренинг "Коррекция звука [л]".

Логопедическое занятие-тренинг построено в нетрадиционной форме в соответствии с требованиями ФГОС. Представленв технологическая карта занятия, пакет документов для родителейв дальнейшей работе с деть...

Коррекция звука [л.] Презентация.

Данная презентация поможет коррекции звукопроизношения. Можно использовать на логопедических занятиях, дефектологических, учителям начальной школы....

Индивидуальная программа по коррекции звуков "С", "Ш", "Ж"

Индивидуальная программа по коррекции звкков:  "С","Ш","Ж"....

Программа логопедической работы по коррекции звуков "Р","Л".

Адаптированная рабочая программа по коррекции звуков "Р","Л"....

Коррекция звука "Р"

Постановка звука "Р"....