"Решение составных уравнений"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Коптева Татьяна Юрьевна

 

Данный урок проводится в 3-м классе по программе «Школа 2000» (учебник Петерсон Л.Г.). Поставленные цели реализуются посредством использования технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_sostavnyh_uravneniy.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Коптева Татьяна Юрьевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема урока: «Решение составных уравнений».


1.Мотивация к учебной деятельности.

Начнем урок с загадки:

Среди поля голубого -Яркий блеск огня большого,

Не спеша огонь тут ходит, Землю матушку обходит, Светит весело в оконце,

Ну конечно, это ... (солнце)

  1. Сегодня мы жители Солнечного города.
  2. Наш девиз: «Пусть летит во все концы!

В городе солнца все молодцы!»

-        В чем необычность нашего солнышка?
(на его лучах записаны уравнения)

-        Какие виды уравнений вы видите?

(нахождение   части,   нахождение   целого,   нахождение   стороны, нахождение площади, уравнения с упрощением в правой части)

  1. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

( с уравнениями)

  1. Что должно находиться в пустом лучике? (уравнение)
  2. Какое?

(не знаем? Новое?)

  1. Хотите узнать новое про уравнения? (Да)
  2. А как мы знакомимся с новым материалом, как получаем новое знание?

(пробуем,   если  не  получится,   остановимся,   подумаем,   сами  откроем способ, научимся его применять)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального

затруднения.

1.  Являются ли эти записи уравнениями? Почему?
n + m*c
        (a  -  b):5        d*4 + (х  -  у)

(Это не уравнения, т.к. в уравнениях должен быть знак «=». Уравнения это равенства)

  1. Как называются такие записи? (выражения)
  2. Прочитайте их, называя последнее действие.

(сумма числа n и произведения чисел m и c; частное разности чисел а и b и числа 5;сумма произведения чисел d и 4 и разности чисел x и у)

- Найдите лишнее выражение:

I        — лишнее, так как нет скобок;

II        - так как находим частное

III        - так как 3 действия.

  1. Являются ли уравнениями эти записи? (да)
  2. Почему?

(это равенства содержащие переменную)

х + 9=12        24:n = 2

30 - у = 24         2*а = 48

  1. Устно вычислите корни уравнений. Ответы запишите на экранах.
  2. Какими правилами пользовались? (3,6,12,24)
  3. Что вы заметили?

(числа увеличиваются в 2 раза)

-        Продолжите закономерность на 2 числа
(3,6,12,24,48,76)

  1. Фиксация актуализированных способов действия в речи.
  2. Обобщение:

-        Что мы повторяли?

(порядок  действий  в  выражениях;  нахождение неизвестных  компонентов действий)

-Как вы думаете, что мы дальше будем делать? (выполнять задание на новое знание)

-        Запишите на математическом языке предложение: частное суммы чисел х и 3 и
числа 8 равно 5.

(запись на индивидуальных экранах)

4.        Выбирается правильная запись
(х+3):8=5

-Это уравнение? (да) Почему? (равенство, содержащее переменную)

5.        Что нового в этом уравнении?
(2 действия)

-        Такие   уравнения  мы   будем   называть   составными.   Поэтому  так  можно
сформулировать тему урока?)

(составные уравнения)

6.        Что мы будем делать дальше?
(пробное действие)

-Зачем?

(чтобы понять, что я знаю, что не знаю)

  1. Попробуйте решить уравнение за 1 минуту
  2. Фиксация затруднения

-        Кто не решил?

- Что показало вам ваше пробное действие?

(не умею, не решали, не успел)   I группа

  1. А у кого получились ответы?

(все ответы фиксируются на доске 5, 10, 12, 37, 27) (Правильный, если есть, обводится в кружок)

- Ребята, кто решил и получил неверный ответ? В чём ваше затруднение?
II группа

- Те кто решил правильно, докажите, обоснуйте ответ.
(обосновать не могут, так как нет алгоритма) III группа

-        Что же делать дальше?
(надо подумать)

III. Выявление места и причины затруднения.

  1. Что делали? Какое задание выполняли? (решали составное уравнение)
  2. А как решали?

- Чем пытались воспользоваться?

(пользовались алгоритмом решения простого уравнения)

3.        Сколько действий в нашем уравнении?
(2 действия)

4.        Как вы думаете, в чем причина затруднения?
(нет алгоритма для решения данного уравнения)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1.        Поставьте цель работы

(цель: составить алгоритм решения составных уравнений)

2.        Кто назовёт (вспомним) тему нашего урока?
(составные уравнения)

3.        Что нам поможет в достижении нашей цели?
(эталоны, правила)

-Как нам может помочь порядок действий?

(в уравнении несколько действий)

-Что мы должны сначала сделать? (расставить порядок действий)

  1. Какое действие первое? (х+3)
  2. Можем ли мы выполнить это действие? (нет, так как это выражение с переменной)
  3. Значит, будем решать с последнего действия, а выражение заменим карточкой.

(х+3): 8 =5


x : 8 = 5

-        Можем решить?
(да)

-Как?

(пользуясь правилом)

-Чему равен X?

(х=40)

-Но под х у нас скрывается выражение х+3=40

(карточка переворачивается)

-Можем решить? (да)

-Как?

х=37

-А  теперь   попробуйте   составить   алгоритм  решения   составного   уравнения самостоятельно.

-        Работаем в группах.

Вспомним правила работы в группах:

(- друг друга не перебиваем;

  1. даем возможность высказаться каждому;
  2. не кричим и т.д.)

-Алгоритм будете составлять сами, используя карточки и стрелки.

4. А теперь составим план, по которому будем работать:

  1. прочитать карточки
  2. расставить по порядку алгоритма
  3. расставить стрелки.

V. Реализация построенного проекта.

  1. Работа в группах на магнитных досках
  2. Каждая группа защищает свой проект
  3. Сравните ваши алгоритмы с алгоритмом на доске
  4. Решим уравнение по нашему алгоритму

-Решили?

-Сняли затруднение?

-Обосновали?

-Где мы будем применять наше новое знание?

(решать составные уравнения)


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней

речи.

-Что мы будем делать?

(тренироваться) Закрепим наши знания

  1. Фронтально (1 ученик у доски, остальные в тетрадях

(4*b - 16):2 = 10 - по алгоритму

  1. В парах

3*а-7=14

(24 + d):8 = 7

(1 комментирует, затем другой)

Проверка на доске, подробный образец (решение)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Что мы будем делать? (тренироваться)
  2. Вы все разобрались? Вы уверены в этом?
  3. Вы все поняли?
  4. Как проверить?

-Что нужно сделать, чтобы проверить, как вы усвоили новое?
(решить самостоятельно)

Задание: Решить уравнение в тетради

№1 (г)        № 2 (в)

R:5+ 8 = 17        35:(15 - y:8) = 5

  1. Проверьте себя (проверка по подробному образцу)
  2. Кто не справился?
  3. Где допустил ошибку?

(порядок действия, вычисление, определение неизвестных компонентов)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Уравнение: 70 * t - 140 = 280

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-        Какова была цель вашей работы на уроке?

(составить алгоритм решения составных уравнений)

  1. Достигли цели?
  2. Докажите?
  3. Повторите для себя этот алгоритм.
  4. Что осталось непонятным?
  5. С какими затруднениями встретились?
  6. Над чем надо поработать?
  7. Как мы поработали?
  8. Оцените свою работу на уроке

  (Карточки: зеленый круг — «понял»

желтый круг - «остались вопросы» красный — «не понятно»)

Домашнее задание

  1. С. 84№6-задача
  2. По выбору уравнения № 1 (д,е) или №2 (б,г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Решение составных уравнений"

Первый  урок объяснения нового материала по теме "Составные уравнения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети выводят алгоритм решения составных уравнений, выполняют самооцен...

Математика.3 класс Тема: "Решение составных уравнений".

Предмет: математика.Класс: 3Тема: Решение составных уравнений.Цель: Систематизация  знаний по теме «Уравнения».Задачи:1.Учить осознанно применять алгоритм решения составных уравнений, матем...

"Решение составных уравнений"

Урок в 4 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока "Решение составных уравнений" 4 класс. Система РО Л. В. Занкова

Урок "Решение  составных уравнений"  проведён с использованием элементов рейтинговой системы оценивания....

Алгоритм решения составных уравнений. 3 класс

Алгоритм решения составных уравнений....

Урок математики в 3 классе «Решение составных уравнений»

Урок математики в 3 классе  «Решение составных уравнений» (УМК: «Перспектива», Л.Г. Петерсон)...

Защита проекта урока математики «Решение составных уравнений» в 3 классе

Защита проекта урока математики «Решение составных уравнений» в 3 классе  (УМК "Перспектива, Л.Г.Петерсон") на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...