Программа. Тематическое планирование уроков математики. 3 класс
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

Тикахина Лариса Владимировна

Школа 2100. 3 класс.

Программа. Тематическое планирование уроков математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»

I. Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

II. Общая характеристика учебного процесса

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1], готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

  • Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников  формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи,  производить  анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики  является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
  • Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
  • Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.

В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника  на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке.  Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.

Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса[2]. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики в 3 классе изучается по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

34-й классы

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

-        использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
  • пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • осознанно следовать алгоритмам  устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных  вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
  • осознанно следовать алгоритмам  проверки вычислений;
  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений в 2–4 действия;
  • использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
  • устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).

2-й уровень (программный)

  • Учащиеся должны уметь:
  • использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
  • использовать при решении различных задач знание формулы пути;
  • использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
  • находить долю от числа, число по доле;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений вида а ± b; а  b; а : b при заданных значениях переменных;
  • решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:

а ± х < b; а ∙ х > b.

-        использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • вычислять объём параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

-        выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  • узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
  • выделять из множества параллелепипедов куб;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
  • читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
  • строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

-        правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

  • составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
  • составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
  • устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • объяснять соотношение между разрядами;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1 000;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; x = b; a = b;
  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
  • вычислять объём параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  • находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

-        использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
  • иметь представление о решении задач на части;
  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
  • распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.

VI. Содержание учебного предмета

3-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000.

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение.

Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение простых и составных текстовых задач.

Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.

Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Элементы алгебры.

Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а  b; а : b.

Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.

Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b  и т.д.

Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

*Круговые диаграммы.

Занимательные и нестандартные задачи.

Уникурсальные кривые.

Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

*Задачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение.


VII. Тематическое планирование уроков математики в 3 классе

(4 часа в неделю – 136 часов)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во     часов

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 четверть

Раздел 1. Числа от 1 до 100

Повторение и обобщение материала, изученного во 2-м классе – 10 часов

1

Путешествие 1. 

Необитаемый остров. Нумерация.

1

Повторение и закрепление знаний

Выполнять письменные и устные вычисления

в соответствии с изученными во 2-м классе алгоритмами сложения и вычитания двузначных чисел; решать задачи изученных видов.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2, 3

Сложение и вычитание чисел.

2

Повторение и закрепление знаний

4

Умножение и деление чисел.

1

Повторение и закрепление знаний

Повторить последовательность натурального ряда чисел в пределах 100, изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 100;  повторять и закреплять умения решать текстовые задачи и уравнения изученных видов. Решение задач с помощью графов.

5, 6, 7

Арифметические действия над числами.

3

Повторение и обобщение изученного

8

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

1

ОНЗ

Решать задачи с помощью таблиц и графов.

9

Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение и обобщение материала, изученного во 2-м классе» (стартовая)

1

УК

Выполнять письменные и устные вычисления

в соответствии с изученными во 2-м классе алгоритмами сложения и вычитания двузначных чисел; решать задачи изученных видов.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

10

Работа над ошибками. Решение задач.

1

ОУ

РУ

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов.

Внетабличное умножение и деление – 27 часов

1, 2/

11, 12

Путешествие 2. Один дома.

Куб, прямоугольный  параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объемных фигур на плоскости.

2

ОНЗ

Различать  элементы прямоугольного параллелепипеда: вершины, грани, ребра и их показывать. Подготовка к введению сочетательного свойства умножения.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

3/13

Объем. Единицы объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Кубический сантиметр.

1

ОНЗ

Узнавать новую единицу измерения: см3, по рисунку находить число см3 . Знать алгоритм поиска объема прямоугольного параллелепипеда.

4/14

Кубический дециметр. Кубический метр. Соотношение между единицами измерения объема.

1

ОНЗ

Узнавать новые единицы измерения: дм3, м3.

Измерять объем параллелепипеда в дм3, м3.

Решать  задачи на нахождение четвертой пропорциональной величины двумя способами: методом приведения к единице и через отношения заданных величин.

5/15

Сочетательное свойство умножения.

1

ОНЗ

Сочетательное свойство умножения; использование данного свойства для рационализации вычислений.

6/16

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулем.

1

ОНЗ

Использовать сочетательное свойство умножения для выведения алгоритма умножения круглого двузначного числа на однозначное.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

7/17

Деление чисел, запись которых оканчивается нулем.

1

ОНЗ

Алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное.

8/18

Арифметические действия над числами.

1

ОНЗ

Следовать алгоритмам известных  случаев сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 100;  повторять и закреплять умения решать текстовые задачи и уравнения изученных видов.

9/19

Умножение суммы на число. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы.

1

ОНЗ

Распределительное свойство умножения относительно сложения. Использование данного свойства для рационализации вычислений. Решение текстовых задач, основанных на этом свойстве.

10/20

Умножения двузначного числа на однозначное.

1

ОНЗ

Закрепить представление о распределительном свойств умножения относительно сложения.  Выведение нового алгоритма внетабличного умножения на основе данного свойства.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

11/21

Арифметические действия над числами. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.

1

ОНЗ

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления, решать задачи изученных видов.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

12/22

Деление суммы на число.

1

ОНЗ

Формировать представления о распределительном свойстве деления относительно сложения. Решение текстовых задач, основанных на данном свойстве.

13/23

Арифметические действия над числами.

1

ОНЗ

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов.

14/24

Деление двузначного числа на однозначное.

1

ОНЗ

Закреплять представления о распределительном свойстве деления относительно сложения. Новый алгоритм внетабличного деления на основе данного свойства.

15/25

Арифметические действия над числами. Внетабличное умножение и деление.

1

ОНЗ

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов.

16/26

Решение задач.

1

ОНЗ

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

17/27

Деление двузначного числа на двузначное.

1

ОНЗ

Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления. Вывести на основе этой связи новый алгоритм внетабличного деления. Познакомиться с текстовыми задачами, решение которых основывается на изученном свойстве.

18/28

Решение задач.

1

ОНЗ

Решать  задач на пропорциональное деление. Уникурсальные кривые

19/29

Арифметические действия над числами.

1

ОНЗ

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов.

20-23/

30-33

Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

4

ОНЗ

РУ

Производить деление с остатком практическим способом. Понимать,  что остаток должен быть меньше делителя.

Случаи деления с остатком, когда делимое меньше делителя. Подготовка к делению многозначных чисел.

Производить деление с остатком, когда частное ищется подбором.

Выполнять проверку деления с остатком.

24/34

Арифметические действия над числами.

1

РУ

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов. Пропедевтика линейной диаграммы.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

25/35

Решение задач. Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

1

ОНЗ

УО

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов. Задачи на разрезание и составление фигур.

26/36

Контрольная работа № 2 по теме: «Внетабличное умножение и деление».

1

УК

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов.

27/37

Работа над ошибками. Арифметические действия над числами.

1

УО

Использовать известные случаи сложения и вычитания, умножения и деления,  решать задачи изученных видов.

2 четверть

Доли – 12 часов

1/38

Путешествие 3. День рождения. Доли.

1

ОНЗ

Понятие «доля», чтение и запись долей.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

2/39

Нахождение доли числа.

1

ОНЗ

Закрепить представление о понятии «доля». Чтение и запись долей. Алгоритм поиска доли числа.

3/40

Сравнение долей.

1

ОНЗ

Формирование представления об алгоритме сравнения долей. Решение задач на нахождение доли от числа.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

4/41

Нахождения числа по доле.

1

ОНЗ

Формирование представления об алгоритме нахождения числа по его доле.

5/42

Решение простых и составных текстовых задач. Решение простых задач на движение.

1

ОНЗ

Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле.

6/43

Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Моделирование задач.

1

ОНЗ

Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле.

7/44

Единицы измерения времени: минута.

1

ОНЗ

Новая единица времени минута, как доля числа.

Определять время по часам с точностью до минуты.

8/45

Единицы измерения времени: секунда.

1

ОНЗ

Секунда как доля минуты. Секундомер - новый прибор для измерения времени. Определять время по часам с точностью до минуты, секунды.

9/46

Час. Сутки. Соотношение между единицами измерения времени.

1

ОНЗ

Единица времени - сутки.

Уметь  выражать в часах минутах, секундах долю суток.

10/47

Неделя, месяц, год.

1

ОНЗ

Единица измерения времени – неделя. Решение задач на временные отрезки.

11/48

Контрольная работа № 3 по теме: «Доли».

1

УК

Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле.

12/49

Работа над ошибками. Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

1

УО

РУ

Читать и записывать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм.

Раздел 2. Числа от 1 до 1000

Нумерация – 10 часов

1/50

Путешествие 4. Лыжная прогулка.

Сотня. Счет сотнями. Тысяча. Разряд сотен, десятков, единиц.

1

ОНЗ

Читать и записывать  трехзначные числа, считать сотнями.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

 - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2/51

Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Умножение и деление на 100.

1

ОНЗ

Алгоритм умножения числа 100, умножения и деления на 100. Соотношение между куб. сантиметром и куб. дециметром, куб. дециметром и куб. метром.

3/52

Длина. Единицы длины. Миллиметр.

1

ОНЗ

ПР

Новая единица измерения «миллиметр» устные приемы умножения и деления на 100.

4/53

Трехзначные числа. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трехзначных чисел.

1

ОНЗ

Чтение трехзначных, но не круглых чисел. Получение следующего и предыдущего  числа в натуральном ряду чисел.

5, 6/

54, 55

Трехзначные числа.

2

РУ

Запись трехзначных чисел, представление их в виде разрядных слагаемых. Сложение и вычитание трехзначных чисел.

7/56

Последовательность чисел. Сравнение трехзначных чисел.

1

ОНЗ

Обобщение знаний о способах сравнения чисел в натуральном ряду

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

8/57

Трехзначные числа.

1

ОНЗ

Чтение и запись трехзначных чисел. Решение задач изученных видов.

9/58

Контрольная работа № 4 по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация».

1

УК

Запись трехзначных чисел, представление их в виде разрядных слагаемых. Сложение и вычитание трехзначных чисел.

10/59

Работа над ошибками. Масса.  Единицы измерения массы: центнер. Соотношение между единицами измерения массы.

1

ОНЗ

УО

Новая единица измерения массы - центнер.  Решение  задач с новой единицей измерения массы.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 – 24 часа

1/60

Операция сложения и вычитания над числами в пределах 1000.

1

ОНЗ

Устные приемы сложения и вычитания круглых трехзначных чисел. Проверка вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания. Новый вид задач, решаемых «обратным ходом».

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2, 3/

61, 62

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

2

ОНЗ

Знакомство с текстовыми задачами изученного вида, решаемыми на новом числовом концентре.

Алгоритмы устных приемов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100. Проверка вычислений на основе взаимосвязи между сложением и вычитанием.

4, 5/

63, 64

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.

2

ОНЗ

Алгоритмы письменных  приемов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

6/65

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов. Пересечение геометрических фигур.

1

ОНЗ

Плоская геометрическая фигура как часть плоскости. Подготовка к введению понятия «множество» и модели пересечения множеств.

Находить точки пересечения геометрических фигур, чертить фигуры по клеточкам.

3 четверть

7/66

Путешествие 5. Спортивный лагерь.

Группы предметов. Множество. Элемент  множества.

1

ОНЗ

Понятия «множество» «элемент множества». Установление принадлежности или непринадлежности данного элемента данному множеству.

8/67

Способы задания множеств.

1

ОНЗ

Понятия «множество» «элемент множества». Способы задания множеств: перечислением, путем определения общего свойства.

9/68

Подмножество.

1

ОНЗ

Закреплять понятия «множество» «элемент множества, способы задания множеств. Понятие «подмножество».

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

10/69

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый».

1

ОНЗ

Чтение и понимание высказывания с кванторами общности.

11/70

Пересечение множеств.

1

ОНЗ

Понятие «пересечение множеств» и соответствующая ему графическая модель в виде диаграмм Эйлера-Венна.

12/71

Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». Высказывания с кванторами общности и существования.

1

ОНЗ

Чтение и понимание высказывания с кванторами общности.

13/72

Объединение множеств.

1

ОНЗ

Понятие «объединение множеств» и соответствующая ему графическая модель в виде диаграмм Эйлера-Венна.

14/73

Контрольная работа № 5 по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000».

1

УК

Алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. Проверка вычислений. Решение задач изученных видов на новом числовом концерне.

15/74

Работа над ошибками. Решение задач. Задачи с альтернативным условием.

1

РУ

Алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. Проверка вычислений. Решение задач изученных видов на новом числовом концерне.

16, 17/

75, 76

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.

2

ОНЗ

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.  Проверка вычислений. Решение задач, в которых значение величин находится через их сумму и отношение.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

18/77

Решение задач. Уникурсальные кривые.

1

ОНЗ

Комбинаторная задача, решаемая с помощью «дерева выбора».

19/78

Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик.

1

ОНЗ

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.  Проверка вычислений.

20/79

Решение задач. Задачи на принцип Дирихле.

1

ОНЗ

Задачи на взвешивание, запись условия в виде таблицы.

21/80

Неравенства с одной переменной.

1

ОНЗ

Понятие «решение неравенства». Способ решения неравенства путем подбора переменной.

22/81

Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а+-х<в; а+-х>в.

1

ОНЗ

Закреплять понятие «решение неравенства», способ решения неравенства путем подбора переменной.

23/82

Контрольная работа № 6 «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000».

1

УК

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.  

24/83

Работа над ошибками. Решение неравенств.

1

РУ

ОНЗ

Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.  

Закреплять понятие «решение неравенства», способ решения неравенства путем подбора переменной.

Умножение и деление чисел в пределах 1000 – 22 часа

1/84

Умножение и деление трёхзначных чисел. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

1

ОНЗ

Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел. Решение задач изученных видов.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2/85

Умножение и деление  чисел.

1

ОНЗ

Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел. Решение задач изученных видов.

3/86

Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент.

1

ОНЗ

Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел. Решение задач изученных видов.

4/87

Операции умножения и деления над числами в пределах 1000.

1

ОНЗ

Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел. Решение задач изученных видов.

5/88

Решение задач. Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно». Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

1

ОНЗ

Выделять а тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х).

6/89

Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а+-в; а*в; а:в. Алгоритмы с повторением (циклом)

1

ОНЗ

Блок-схема алгоритма с повторением. Вычисление по заданным блок-схемам.

7/90

Решение задач. «Умножение и деление»

1

ОНЗ

Решение задач изученных видов.

8/91

Решение уравнений вида: х+-а=с+-в, а-х=с+-в, х+-а=с*в, а-х=с:в, х:а=с+-в, а*х=с+-в, а:х=с*в и т.д.

1

ОНЗ

Решение сложных уравнений.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

9/92

Решение уравнений. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

1

ОНЗ

Решение сложных уравнений, задач изученных видов.

10, 11/

93, 94

Использование уравнений при решении текстовых задач.

2

ОНЗ

Решение сложных уравнений, задач изученных видов.

12-15/

95-98

Запись умножения трёхзначных чисел в столбик.

4

ОНЗ

Алгоритм письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное. Решение задач изученных видов.

16-18/

99-101

Письменные приемы деления трёхзначных чисел на однозначное.

3

ОНЗ

Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначное число, когда не каждое разрядное слагаемое делится на это число.

19, 20/

102,103

Умножение и деление чисел.

Запись деления «уголком».

2

ОНЗ

Умножать и делить трехзначные числа на однозначное, решать задачи изученных видов.

21/104

Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление чисел в пределах 1000».

1

УК

Умножать и делить трехзначные числа на однозначное, решать задачи изученных видов.

22/105

Работа над ошибками. Решение задач.

1

УО

РУ

Умножать и делить трехзначные числа на однозначное, решать задачи изученных видов.

4 четверть

Арифметические действия над числами в пределах 1000 – 21 час

1/106

Путешествие 6. Последний звонок  и летние каникулы.Запись чисел римскими цифрами.

1

ОНЗ

Новые римские цифры: C, L, D. Запись многозначных чисел римскими цифрами.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2, 3/

107, 108

Календарь.

2

ОНЗ

Календарь. Чтение и запись данных календаря римскими цифрами. Решение задач с помощью календаря.

4/109

Меры времени. Век.

1

ОНЗ

Новая единица времени: век. Чтение и запись числа римскими цифрами.

5/110

Единицы длины. Километр. Соотношение между единицами измерения длины.

1

ОНЗ

Новая единица измерения длины: километр. Решение задач с новой единицей измерения.

6/111

Скорость, расстояние.

1

ОНЗ

Знакомство с новой величиной. Правило нахождения скорости, решение задач на нахождение скорости.

7, 8/

112, 113

Зависимость между величинами:  скорость, время, расстояние.

2

ОНЗ

Зависимость между скоростью временем и расстоянием. Решение уравнений изученных видов. Формула движения.

9-11/

114-116

Решение задач.

3

ОНЗ

РУ

Зависимость между скоростью временем и расстоянием. Формула движения.

Решение задач изученных видов.

12-14/

117-119

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

3

ОНЗ

РУ

Зависимость между скоростью временем и расстоянием. Формула движения.

Решение задач изученных видов.

15/120

Контрольная работа № 8 по теме «Арифметические действия над числами в пределах 1000».

1

УК

Решение задач и уравнений изученных видов.

Нахождение значений выражений, сравнение выражений, решение задач.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

16/121

Работа над ошибками. Арифметические действия над числами в пределах 1000.

1

РУ

Выполнять арифметические действия над числами в пределах 1000, решать задачи изученных видов.

17, 18/

122, 123

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный, разносторонний. Изменение положения плоских фигур на плоскости.

2

ОНЗ

Виды треугольников: равносторонние, равнобедренные, разносторонние, прямоугольные, тупоугольные, остроугольные.

19/124

Треугольники.

1

ОНЗ

Нахождение данного вида треугольников среди множества других. Решение задач на нахождение площади фигур.

20, 21/

125, 126

Арифметические действия над числами.

2

РУ

УО

Решение задач и уравнений изученных видов.

Нахождение значений выражений, сравнение выражений, решение задач.

Повторение и обобщение изученного в 3-м классе – 10 часов

1/127

Повторение по теме «Нумерация».

1

РУ

Повторить последовательность натурального ряда чисел в пределах 100, изученные случаи сложения и вычитания,

2/128

Повторение по теме «Доли».

1

РУ

Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

3/129

Внетабличное умножение деление чисел.

1

РУ

Устные приемы сложения и вычитания круглых трехзначных чисел. Проверка вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания. Решение задач изученных видов.

4/130

Повторение по теме  «Сложение и вычитание многозначных чисел».

1

РУ

Приемы устного и письменного умножения трехзначных чисел. Решение задач изученных видов.

5/131

Контрольная работа № 9 Итоговая контрольная работа.

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

6/132

Работа над ошибками. решение простых и составных задач.

1

РУ

УО

7/133

Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000»

1

РУ

Решение задач и уравнений изученных видов.

Нахождение значений выражений, сравнение выражений, решение задач.

8,9/

134, 135

Арифметические действия над числами в пределах 1000.

2

РУ

Решение задач и уравнений изученных видов.

Нахождение значений выражений, сравнение выражений, решение задач.

10/136

Итоговая комплексная работа по теме: «Повторение, обобщение изученного в 3-м классе»

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

Условные обозначения типов урока:

ОНЗ – урок открытия новых знаний

РУ - урок развития умений

УК – урок контроля

ОУ – обобщающий урок

                             

               VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и авторской программы по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких.

Обеспечена УМК:

  • Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П.

Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х частях. Часть 1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 96с.: ил.

  • Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом,  2012. – 96с.: ил.
  • Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х частях. Часть 3. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 80с.: ил.  
  • Козлова С.А. Гераськин В.Н.;Волкова Л.А.

Дидактический материал к учебнику «Математика», для 3 – го класса. Демидовой Т.Е. Козловой С.А. Тонких А.П.– М.: Баласс, 2012. – 112 с.: ил.

  • Козлова С.А., Рубин А.Г.

Контрольные работы к учебнику  «Математика», 3 класс.– М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 32 с.: ил.  

  • Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.

Математика. 3 класс: методические рекомендации для учителя по курсу математики и курсу математики с элементами информатики. - М.: Баласс, 2012. - 304 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков математики в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Т.Е. Демидова, С. А. Козлова

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной образовательной программой Школа "2100" и обеспечено УМК: учебником "Матем...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

Тематическое планирование уроков математики 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Разработанное тематическое планирование уроков математике по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса А.Л. Чекин. В планировании указаны УУД...

Программа. Тематическое планирование уроков математики. 4 класс

Школа 2100. 4 классПрограмма. Тематическое планирование уроков математики....