Программа. Тематическое планирование уроков математики. 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Тикахина Лариса Владимировна

Школа 2100. 4 класс

Программа. Тематическое планирование уроков математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»

Рабочая программа  по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и авторской программы по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких.

Обеспечена УМК:

  • Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Математика. Учебник для 4-го класса в 3-х ч. (ч. 1 – 96 с., ил.; ч. 2 – 96 с., ил.; ч. 3 – 96 с., ил.). – М. : Баласс, 2012, 2013 гг.

  • Козлова С.А., Рубин А.Г.

Тесты и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика», 4 класс. – Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2014. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.

Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. 4 класс. – М. : Баласс, 2010. – 352 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Козлова С.А., Гераськин В.Н., Рубин А.Г., Самойлова Е.А.

Дидактический материал к учебнику «Математика» для 4-го класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. – М. : Баласс, 2014. – 128 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

I. Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

II. Общая характеристика учебного процесса

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1], готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

  • Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников  формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи,  производить  анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики  является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
  • Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
  • Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.

В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника  на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке.  Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.

Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса[2]. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики в 4 классе изучается по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

4-й класс

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру, на развитие коммуникативных умений.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • объяснять соотношение между разрядами;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1 000;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; x = b; a = b;
  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
  • вычислять объём параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  • находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

-        использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
  • иметь представление о решении задач на части;
  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
  • распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.

VI. Содержание учебного предмета

4-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1 000 000.

Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объемных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение.


VII. Тематическое планирование уроков математики в 4 классе

(4 часа в неделю – 136 часов)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во     часов

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Раздел 1. Числа от 1 до 1000.

Повторение изученного в 3 классе - 8 ч

1

Турнир 1. «Самый последний день каникул».  Повторение изученного в 3 классе.

1

ОУ

Повторить вопросы нумерации, вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с классом и учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя.

-  В диалоге с учителем и  другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи урока в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и  группировать математические факты и объекты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2

Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. Тест №1.

1

РУ

Вспомнить алгоритмы письменных вычислений с трёхзначными числами, решение задач с пропорциональными величинами, алгоритм поиска периметра и площади прямоугольника, способы сравнивания площадей, задачи на перекладывание палочек.

3

Арифметические действия над числами

1

РУ

Вспомнить изученные свойства действий над числами, устные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные,

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

4

Контрольная работа

(стартовая)

1

УК

Вспомнить изученные свойства действий над числами, решение уравнений и задач изученных ранее видов.

5

Работа над ошибками. Арифметические действия над числами

1

РУ

Рассмотреть текстовые задачи изученных видов.

Вспомнить решение уравнений изученных ранее видов.

Вспомнить изученные алгоритмы решения комбинаторных задач.

6-8

Арифметические действия над числами

3

РУ

ОУ

Вспомнить изученные свойства действий над числами, решение задач, основанных на этих свойствах, решение задач с пропорциональными величинами, решение уравнений изученных видов.

Понятие истинного и ложного высказывание, учиться составлять высказывания с помощью вспомогательной модели (диаграмм Эйлера-Венна)

Раздел 2. Дроби – 16 часов

1/9

Дроби. Нахождение части числа.

1

ОНЗ

Расширить представление о дробных числах, познакомить  с алгоритмами  определения части от числа.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план решения учебной задачи.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять текстовую информацию в виде таблицы, схемы, краткой записи и  наоборот.

 - Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2/10

Нахождение части числа

1

РУ

Закреплять понятие дроби, продолжить работу по усвоению алгоритма поиска части от числа, решать задачи, уравнения, неравенства, закреплять навыки счёта.

Работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями).

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

3/11

Нахождение числа по его части.

1

ОНЗ

Познакомиться с алгоритмом поиска числа по его заданной части, решать задачи, уравнения, закреплять навыки счёта.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

4/12

Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части.

1

РК

УО

Закрепить понятие дроби, продолжить работу по усвоению алгоритма поиска части от числа, решать задачи, уравнения.

5.6/

13.14

Сравнение дробей

2

ОНЗ

Познакомить с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, закрепление понятие дроби, усвоение алгоритмов поиска части от числа и числа по его части, решать задачи, уравнения.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

7/15

Сравнение дробей.

1

ОНЗ

Познакомить со способами сравнения дробей с разными числителями и разными знаменателями

8/16

Решение задач алгебраическим способом (сопоставление текста задачи с заданными уравнениями)

1

РУ

Закреплять понятие дроби, сравнение дробей, решение уравнений.

Работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями)

9/17

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

ОНЗ

Познакомить с алгоритмом сложения дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с классом и учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя.

-  В диалоге с учителем и  другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

10/18

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

ОНЗ

Познакомиться с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи.

11/19

Решение задач изученных видов.

1

РУ

Решение задач на основе изученных алгоритмов действий с дробями.

12/20

Деление меньшего числа на большее

1

ОНЗ

Познакомиться с алгоритмом деления меньшего числа на большее, решать задачи.

13/21

Какую часть одно число составляет от другого

1

ОНЗ

Познакомиться с новым правилом, устанавливающим связь действия деления с понятием дроби.

14/22

Контрольная работа по теме «Дроби»

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

15/23

Работа над ошибками. Решение задач изученных видов.

1

РУ

Решение задач, закрепление знаний.

16/24

Проект №1. Путешествие 1. «Не только математика…»

1

Урок-проект

Решение компетентностных задач.

Проект «Модель машины времени»

Раздел 3.  Нумерация многозначных чисел – 13 часов

1/25

Турнир 2. «Самый взрослый взрослый». Тест №2.

1

РУ

УО

Учить названию и последовательности чисел в пределах 1 000 000, образование следующей счётной единицы, количество разрядов в каждом классе, названия и последовательность первых трёх классов

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи урока в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и  группировать математические факты и объекты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план решения учебной задачи.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять текстовую информацию в виде таблицы, схемы, краткой записи и  наоборот.

 - Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2/26

Многозначные числа . Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч.

1

ОНЗ

3/27

Чтение и запись многозначных чисел. I, II, III разряды к классе единиц и в классе тысяч.

1

ОНЗ

Познакомить с записью чисел больших чем трёхзначные, читать и называть эти числа

4/28

Сравнение чисел.

1

ОНЗ

Перенести известные детям сведения о способах сравнения многозначных чисел на новые числа

5/29

Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых.

1

ОНЗ

Продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей

6/30

Умножение числа 1000. Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10 000, 100 000.

1

ОНЗ

Продолжать учиться производить устные вычисления с многозначными числами

7/31

Контрольная работа   по  теме «Нумерация многозначных чисел»

1

УК

Производить вычисления с многозначными числами, выполнять проверку правильности вычислений.

Решать текстовые задачи и уравнения изученных видов.

8.9/

32.33

Работа над ошибками.

Чтение и запись многозначных чисел

2

РУ

Учить названию и последовательности, сравнению  чисел в пределах 1 000 000 000.

Продолжать учиться производить устные вычисления с многозначными числами и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений.

10/34

Чтение и запись многозначных чисел

1

РУ

11/35

Миллион. Класс миллионов. Миллиард. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

1

ОНЗ

12/36

Устная и письменная нумерация многозначных чисел. Чтение и запись многозначных чисел

1

РУ

13/37

Проект № 2. Путешествие 2. Страничка из энциклопедии. «Не только математика…». Компетентностная задача «План местности, полевые учения»

1

РУ

Урок-проект

Решение компетентностных задач.

Раздел 4. Величины – 13 часов

1/38

Турнир 3. «Отважный путешественник».

Тест №3.

1

УК

Обобщить имеющиеся знания.

Продолжать учиться читать и записывать  многозначные числа, производить с ними вычисления.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

2/39

Единицы длины.

1

РУ

Учиться переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие.

3/40

Единицы массы. Грамм, тонна.

1

ОНЗ

Познакомить с новыми единицами измерения массы: грамм, тонна; учиться сопоставлять свои представления о десятичной системе счисления и десятичной системе мер; продолжить учиться переводить заданную величину из одних в другие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

4/41

Единицы измерения величин. Самостоятельная работа.

1

РУ

УК

Учиться переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с классом и учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя.

-  В диалоге с учителем и  другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

5/42

Точные и приближенные значения величин. Единицы площади

1

ОНЗ

Познакомиться с понятием округления числа, учиться  получать приближённые значения величин

6/43

Оценка площади. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар. Тест.

1

ОНЗ

Познакомить с новыми единицами измерения площади: мм2, км2, гектар, ар.

7/44

Площадь прямоугольного треугольника. Любителям математики

1

ОНЗ

Познакомить с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника

8/45

Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Палетка.

1

ОНЗ

Познакомить с понятием приближённого значения числа, учить находить приближённое значение площадей с помощью палетки

9/46

Единицы объёма.

1

ОНЗ

РУ

Учиться вычислять объем параллелепипеда (куба), находить объем составленных фигур.

Продолжать учиться переводить значения величин из одних единиц измерения в другие.

10/47

Решение задач изученных видов.

1

УО

Обобщить имеющиеся знания, продолжать учиться сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи урока в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и  группировать математические факты и объекты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.

11/48

Контрольная работа по теме «Величины».

1

УК

Обобщить и проверить  имеющиеся знания.

12/49

Работа над ошибками. Точные и приближенные значения величин

1

РУ
ОНЗ

Познакомиться с понятием округления числа, учиться  получать приближённые значения величин

13/50

Решение задач. Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Формулы, выражающие эти зависимости.

1

РУ

УО

Обобщить имеющиеся знания, продолжать учиться сопоставлять математические модели задач на скорость движения, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин.

Раздел 5. Сложение и вычитание многозначных чисел - 8 часов

1/51

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1000000. Прикидка суммы и разности.

1

ОНЗ

Познакомиться с понятием прикидки результата действий сложения и вычитания, учиться решать задачи способом прикидки результатов, учиться устанавливать соотношение между единицами измерения величины, закреплять умение видеть и называть разрядный состав многозначных чисел.

Познавательные УУД:

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план решения учебной задачи.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять текстовую информацию в виде таблицы, схемы, краткой записи и  наоборот.

 - Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2-4/

52-54

Сложение и вычитание многозначных чисел

3

УО

РУ

Обобщить известные детям алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, вспомнить соотношение между единицами измерения величин, закреплять умение видеть и называть разрядный состав многозначных чисел.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

5/55

Сложение и вычитание многозначных чисел. Приемы рациональных вычислений.

1

РУ

6/56

Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности.

1

ОНЗ

Ввести понятие производительность на основе понятия скорость работы, продолжить сопоставлять скорость движения и скорость работы, ввести формулу работы на основе сопоставления математических моделей задач на процессы движения и работы.

7.8/

57.58

Решение задач изученных видов.

2

РУ

Учиться решать задачи «на работу», «движение» с опорой на формулы, продолжать сопоставлять скорость движения и производительность, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи.

Раздел 6. Умножение и деление многозначных чисел – 71 час

1/59

Умножение чисел. Группировка множителей

1

УО

Обобщить известные детям алгоритмы устного умножения многозначных чисел на однозначное число.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с классом и учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя.

-  В диалоге с учителем и  другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2/60

Арифметические действия над числами.

1

УО

РУ

Учиться производить вычисления с многозначными числами, продолжить учиться решать задачи на «работу», «движение» с опорой на формулы, сопоставлять скорость движения и производительность.

3/61

Устное умножение многозначных чисел на однозначное в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

1

УО

Обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел, продолжить учиться округлять числа до заданного разряда

4/62

Умножение чисел на 10, 100, 1000.

1

ОНЗ

Перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.

5/63

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

6/64

Анализ и работа над ошибками. Умножение чисел.

1

РУ

Перенести приём устного умножения на большие числа

7/65

Проект №3. Путешествие 3. Инсценировка: Российская ярмарка VIII века.  Компетентностная задача «Десятичная система мер».

1

РУ

Урок-проект

Решение компетентностных задач.

8/66

Турнир 4. «Школьные мастерские». Тест №4.

1

ОНЗ

Учиться применять алгоритмы устного и письменного умножения и деления многозначных чисел, учиться решать задачи на одновременное движение двух объектов, познакомить с уравнениями нового вида

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи урока в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и  группировать математические факты и объекты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план решения учебной задачи.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять текстовую информацию в виде таблицы, схемы, краткой записи и  наоборот.

 - Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

9/67

Деление чисел на 10, 100, 1000. Деление круглых чисел

1

ОНЗ

Перенести алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда, решать задачи, находить несколько решений неравенства подбором.

10/68

Арифметические действия над числами

1

РУ

Обобщать имеющиеся знания, производить вычисления с многозначными числа, решать задачи «на работу», «движение».

11/69

Деление числа на произведение

1

ОНЗ

Познакомиться с правилами деления на произведение, вывести на основании нового правила новый алгоритм устного деления

12/70

Деление круглых многозначных чисел на круглые числа

1

ОНЗ

Вывести на основании деления числа на произведение новый алгоритм устного деления

13/71

Арифметические действия над числами

1

РУ

Познакомить с приёмами деления на 5, 50, 500, 25, 250 (максимальный уровень)

14/72

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

ОНЗ

Познакомить с приёмами деления на 5, 50, 500, 25, 250 (максимальный уровень) и делением с остатком  на 10, 100, 1000.

15/73

Деление круглых чисел с остатком

1

ОНЗ

Вывести на основании правила деления числа на произведение и деления на 10, 100,1000 новый алгоритм устного деления

16/74

Уравнения

1

ОНЗ

Познакомить с новым видом уравнения и алгоритмом его решения

17/75

Арифметические действия над числами

1

РУ

Производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на работу»

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

18/76

Уравнения.

1

ОНЗ

Познакомить с новым видом уравнения и алгоритмом его решения

19/77

Арифметические действия над числам. Устное деление многозначных чисел на однозначное в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

1

РУ

Учиться производить вычисления с многозначными числами

20.21/

78.79

Деление многозначных чисел на однозначное

2

ОНЗ

Вывести на основании известного детям письменного алгоритма деления двузначного числа и трехзначного числа на однозначное, алгоритм деления четырехзначного числа

22/80

Арифметические действия над числами

1

РУ

Производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на работу»

23/81

Деление многозначных чисел на однозначное

1

ОНЗ

Учиться производить вычисления с многозначным  числами, решать задачи «на работу»

24/82

Деление многозначных чисел на однозначное

1

ОНЗ

Познакомить детей с сокращенной записью деления в столбик, когда в записи частного есть 0

25/83

Арифметические действия над числами

1

УО

Обобщать уже имеющиеся знания, учиться производить вычисления с многозначными числами, решать и сопоставлять способы решения задач «на работу» и «на движение»

26/84

Деление многозначных чисел на однозначные

1

РУ

Учиться производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на движение»

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с классом и учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя.

-  В диалоге с учителем и  другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

27/85

Письменное деление многозначных чисел на круглые

1

ОНЗ

Познакомить детей с новым для них алгоритмом деления многозначных чисел на многозначные

28/86

Арифметические действия над числами

1

РУ

Учиться производить вычисления с многозначными числами

29/87

Письменное деление многозначных чисел на круглые

1

ОНЗ

Уточнить алгоритм деления многозначных чисел на многозначные

30/88

Контрольная работа по теме «Деление и умножение многозначных чисел».

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

31.32/

89.90

Работа над ошибками. Решение задач на движение.

2

РУ

ОНЗ

Познакомиться с понятием скорость сближения.

Учиться производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на движение»

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи урока в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и  группировать математические факты и объекты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план решения учебной задачи.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять текстовую информацию в виде таблицы, схемы, краткой записи и  наоборот.

 - Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

33/91

Умножение на двузначное число

«Любителям математики»

1

ОНЗ

Уточнить алгоритм умножения многозначного числа на многозначное число

34.35/

92.93

Умножение многозначного числа на двузначное число

2

ОНЗ

Уточнить алгоритм умножения многозначного числа на многозначное число

36/94

Решение задач на движение.

1

ОНЗ

Познакомить с понятием скорость удаления

37.38/

95.96

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

2

ОНЗ

РУ

Уточнить алгоритм умножения многозначного числа на многозначное

39/97

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

1

ОНЗ

РУ

Отрабатывать умения производить вычисления с многозначными числами

40/98

Решение задач: движение вдогонку, движение с отставанием.

1

ОНЗ

Познакомить детей с новым видом задач «на движение»

41/99

Решение задач с альтернативным условием.

1

ОНЗ

Познакомить с решением задач на движение «с отставанием»

42/100

Решение задач на движение.

1

ОНЗ

Познакомить детей с новым видом задач «на движение»

43.44/

101.102

Решение задач на движение.

2

ОНЗ

РУ

Работать над решением задач на движение

45/103

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Решение задач».

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

46/104

Анализ и работа над ошибками. Решение задач на движение.

1

РУ

Закреплять умения производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на движение»

47/105

Проект №4. Путешествие 4. Играй и выигрывай.  Компетентностная задача «Случайное блуждание частицы»

1

РУ

Урок-проект

Решение компетентностных задач

48/106

Турнир 5. Большая игра. Тест №5. Изменение положения объемных фигур в пространстве. Нестандартные задачи.  Занимательные задачи.

1

ОНЗ

Работать над решением задач.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

49/107

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число

1

ОНЗ

Познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется одна цифра

50.51/

108.109

Арифметические действия над числами

2

ОНЗ

Познакомить с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного три цифры

52-54/

110-112

Арифметические действия над числами

3

РУ

Повторение и закрепление изученного ранее

55/113

Понятие Среднего арифметического. Задачи на нахождение среднего арифметического. Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

1

ОНЗ

Познакомить с понятием среднее арифметическое

56/114

Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число

1

ОНЗ

Познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется одна цифра

57/115

Деление многозначных чисел на трехзначное число

1

ОНЗ

Познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется две цифры

58-60/

116-118

Арифметические действия над числами

3

РУ

Повторение и закрепление изученного ранее

61/119

Круговая диаграмма. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

1

ОНЗ

Познакомить с понятием круговая диаграмма

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с классом и учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя.

-  В диалоге с учителем и  другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

62/120

Арифметические действия над числами.

Решение задач: встречное движение и движение в противоположном направлении.

1

РУ

Повторение и закрепление изученного ранее

63/121

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Координаты точки на числовом луче.

1

ОНЗ

Познакомить с понятиями числовой луч и координата точки

64/122

Адрес в таблице. Пара чисел.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

1

ОНЗ

Познакомить с понятиями пара чисел и координата ячейки

65/123

Координаты точек на плоскости.

1

ОНЗ

Познакомиться с понятиями координатный угол и координата на плоскости

66/124

Арифметические действия над числами.

1

РУ

Повторение и закрепление изученного ранее

67/125

Контрольная работа за 4 четверть по теме «Арифметические действия над числами».

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи урока в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

68.69/

126.127

Работа над ошибками. Арифметические действия над числами.

2

РУ

УО

Повторение и закрепление изученного ранее

70/128

Вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них).

1

РУ

Повторение и закрепление изученного ранее

71/129

Одновременное движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

1

ОНЗ

Продолжить знакомство с понятием числовой луч.

Раздел 7. Повторение и обобщение изученного – 7 часов

1/130

Проект № 5. Путешествие 5. Воинская слава. Страница нового учебника. Компетентностная задача «Таинственная записка».

1

Урок-проект

Решение компетентностных задач

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и  группировать математические факты и объекты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план решения учебной задачи.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять текстовую информацию в виде таблицы, схемы, краткой записи и  наоборот.

 - Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

- Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2/131

Итоговая контрольная работа.

1

УК

Проверка и учет знаний, умений.

3/132

Работа над ошибками. Нумерация.  Сложение и вычитание.

1

РУ

УО

Повторение и закрепление изученного ранее

4/133

Умножение и деление. Порядок действий в выражениях.

Понятие о вероятности случайного события.

1

РУ

УО

Повторение и закрепление изученного ранее

5/134

Решение уравнений и неравенств. Выражения с переменной.  Использование уравнений при решении текстовых задач.

1

РУ

УО

Повторение и закрепление изученного ранее

6/135

Величины и геометрические фигуры. Объемные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

1

РУ

УО

Повторение и закрепление изученного ранее

7/136

Нестандартные и занимательные задачи. Принцип Дирихле. Математические игры. Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения.

1

РУ

УО

Условные обозначения типов урока:

ОНЗ – урок открытия новых знаний

РУ - урок развития умений

УК – урок контроля

ОУ – обобщающий урок

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.

Возрастные психологические особенности младших школьников делают  необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено   младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.

Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».

Наряду с принципом наглядности  в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. На начальном этапе (1-2 класс) предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти младших школьников. Исходя из этого, второе важное  требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов  (разрезные карточки, лото), предметы − заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.

В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков математики в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Т.Е. Демидова, С. А. Козлова

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной образовательной программой Школа "2100" и обеспечено УМК: учебником "Матем...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

Тематическое планирование уроков математики 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Разработанное тематическое планирование уроков математике по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса А.Л. Чекин. В планировании указаны УУД...

Программа. Тематическое планирование уроков математики. 3 класс

Школа 2100. 3 класс.Программа. Тематическое планирование уроков математики....