Число 7. Ломаная линия. Многоугольники
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Зарипова Наиля Мунировна

Основные цели:

1) Сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

2) Закрепить знания состава числа 7, умение складывать и вычитать в пределах 7 с помощью линейки или числового отрезка.

3) Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_zaripova-_1_kl._1.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель нач. классов первой квалификационной категории МБОУ «ЗСОШ № 4» Зарипова Н.М.

Урок математики, 1 класс

Тип урока: Р.

Тема: «Число 7.Ломаная линия. Многоугольник».

Основные цели:

1) Сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

2) Закрепить знания состава числа 7, умение складывать и вычитать в пределах 7 с помощью линейки или числового отрезка.

3) Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.

Демонстрационный материал:

1) девиз урока (мелом на доске):

2) модель числового отрезка 1 – 7;

3) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):

4) эталон отрезка и его частей (см. урок 1, часть 2, М-1);

5) складной метр.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне посредством девиза;

2) определение содержательных рамок урока (сложение и вычитание в пределах 7);

3) сформулировать основную образовательную цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске девиз урока Д-1:

  • Прочитайте девиз урока.
  • Как вы его понимаете? (Через преодоление ошибок человек приобретает знания, …)
  • Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Закреплению, изученных тем, работе над своими ошибками.)
  • Все ли из вас будут работать над ошибками? (Нет.)
  • От чего это зависит? (От того, как мы выполним самостоятельную работу.)
  • Какие две темы вы изучали на прошлых уроках? (Отрезок и его части, число 7.)
  • Сегодня вы закрепите эти две темы. Пожелайте друг другу удачи!
  • С чего начнете урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание – последовательность натуральных чисел 1 – 7, взаимосвязь целого отрезка и его частей;

2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.

3) организовать обобщение актуализированных способов действий;

4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

5) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы  1;

6) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  1;

7) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).

8) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Все эталоны, которые будут открываться на доске пронумерованы.

1) Повторение числового ряда от 1 до 7.

 6, стр. 3

  • Найдите  6 на странице 3.
  • Рассмотрите первую часть задания. Кого вы видите? (Гномика.)
  • Что он делает? (Прыгает с пенька на пенек.)
  • В какой последовательности? (В прямой, начиная с 1.)
  • Рассмотрите вторую часть задания.
  • Что делает второй гномик? (Зажигает фонарики.)
  • В какой последовательности? (В обратной, начиная с 7.)
  • Выполните это задание самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике.

  • Что вам поможет проверить ваши результаты? (Числовой отрезок.)

Учитель открывает на доске числовой отрезок Д-2.

  • Проверьте, как вы выполнили задание.
  • Кто из вас ошибся?
  • Исправьте свои ошибки.

С целью тренировки ошибившимся учащимся можно предложить еще раз посчитать в прямом и обратном порядке по числовому отрезку.

2) Взаимосвязь целого отрезка и его частей. ( СИНГЛ РАУНД РОИН)

 Учащиеся, услышав вопрос, в команде по очереди отвечают по одному разу.  

Учитель открывает на доске задание 2 (Д-3):

  • Перед вами модель отрезка. Что такое «отрезок»? (Отрезок – это часть прямой, у него есть начало и конец.)
  • Что вы можете сказать об этом отрезке? (Он состоит из двух частей.)
  • Какие числа соответствуют частям? (Числа 3 и 4.)
  • Какое число соответствует целому отрезку? (Число 7.)

Учитель наносит числа на доску:

  • Необходимо составить по данному рисунку все возможные равенства. Что поможет выполнить это задание? (Эталон отрезка и его частей.)

Учитель открывает на доске эталон Д-4.

  • Выполните это задание.

Один из учащихся работает у доски с комментированием, остальные учащиеся составляют равенства в рабочих тетрадях.

3) Самостоятельная работа 1.

  • Что вы сейчас повторили? (Ряд чисел до 7, взаимосвязь целого отрезка и его частей.)
  • Что вам помогло выполнить задания? (Эталоны.)
  • Что вы сейчас будете делать? (Выполнять самостоятельную работу 1.)
  • С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Чтобы мы сами себя проверили, допускаем ошибки или нет.)
  • А если выяснится, что вы допускаете ошибки? (Мы будем над ними работать.)
  • Что вам в этом поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)

Учащиеся кладут перед собой алгоритм исправления ошибок Р-1.

  • Все ли шаги этого алгоритма вам знакомы? (Да.)

Учитель раздает учащимся бланки самостоятельной работы Р-2.

  • Можете приступать к выполнению самостоятельной работы. Не забудьте при выполнении работы рядом с заданием ставить номер эталона, которым пользуетесь.

На работу отводится 6 минут.

  • Время закончилось. Что вы теперь должны сделать? (Проверить свои работы по образцу.)
  • Зачем? (Чтобы выяснить, есть ли у нас ошибки.)
  • Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)

Учитель раздает учащимся образцы для самопроверки самостоятельной работы  1 (Р-3).

  • Проверьте свои работы по образцу.
  • Поднимите руку, у кого есть ошибки в первом (втором) задании.

Учитель записывает на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме № 3*):

                        № 1 – … чел.

                        №2 – … чел.

  • Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
  • С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (По эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)
  • Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)
  • Что еще надо положить перед собой, начиная проверку? (Алгоритм исправления ошибок.)
  • Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)

3. Локализация затруднений. (КОНЕКТ-ЭКСТЕНД- ЧЕЛЕНДЖ)

- Свяжите представленную тему с тем, что вы уже знаете.

-Расширьте свои знания

- продумайте решение возникающих трудностей и вопросов

Цель:

1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания;

2) организовать учащихся, допустивших ошибки, на проведение анализа своих работ с целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Как снять возникшие вопросы? (Понять, где и почему возникла ошибка, и исправить ее.)
  • Проверяем первое задание. В каком месте вы допустили ошибку?
  • Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
  • Проверяем второе задание. В каком месте вы допустили ошибку?
  • Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
  • У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекция выявленных затруднений.

Цель:

1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий;

4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Те, кто не допустил ошибки в самостоятельной работе  1, какую цель вы ставите перед собой? (Тренироваться в решении дополнительных заданий.)
  • Выполните задания, которые записаны на доске.

Учитель открывает на доске номера дополнительных заданий  7*, стр. 3,  7*, стр. 5.

  • Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
  • Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
  • Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)
  • Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила, посмотрим, как выполнены аналогичные задания, выполним тренировочные упражнения.)

Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально:

  • Кто определили место и причину ошибки в 1-м задании?

Дети поднимают руки.

  • Что нужно было сделать в этом задании?
  • Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?

Учащиеся по цепочке могут выполнять это задание у доски с комментированием аналогично тому, как это делалось на этапе 2. У доски работают те ученики, которые допустили подобную ошибку. Ученики исправляют ошибки зеленым карандашом.

  • Какое второе задание вы выполняли?

Один ученик, допустивший ошибку в этом задании, комментирует выполнение задания у доски. Учащиеся исправляют ошибки зеленым карандашом.

  • Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в решении этих задач.)

С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках Р-5 или  6 (1, 3) на странице 5 в учебнике. Учащиеся выполняют аналогичные задания тем, в которых были допущены ошибки.

В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.

В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу Р-6.

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • В каких заданиях возникли затруднения?
  • Давайте еще раз повторим, как нужно действовать, чтобы снять затруднения? (Найти ошибку, вспомнить правило, применить его и исправить ошибку.)
  • Какие способы действий вспомнили? (Последовательность чисел 1-7, взаимосвязь целого отрезка и его частей.)

Учащиеся еще раз проговаривают правила.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельной работы 2, аналогичной первой;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения;

4) для учащихся, не допустивших ошибок в самостоятельной работе  1, организовать самопроверку дополнительных заданий.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы  2 (Р-7), которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по образцу Р-9.

  • Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
  • Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)

После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону Р-8.

  • Кто допустил ошибки в самостоятельной работе  2?
  • В чем их причина?
  • Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
  • Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе  2?
  • Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включение используемых способов действий в систему знаний;

2) формирование представления о ломаной линии.

Организация учебной деятельности на этапе 7:

  • В конце урока я предлагаю заняться повторением.
  • С какой геометрической фигурой мы уже работали на уроке? (С отрезком.)

Учитель показывает учащимся складной метр (Д-5), сложенный как отрезок.

  • Сколько отрезков вы видите? (Один.)

Учитель складывает метр так, чтобы получилась ломаная линия, состоящая из двух звеньев.

  • Сколько теперь вы видите отрезков? (Два.)

Итак, далее, пока не получиться длинная ломаная линия.

  • Посмотрите, какая линия получилась. На что она похожа?
  • Как назвать эту линию?

Учащиеся предлагают свои варианты названия.

  • В математике такие линии называются ломаными. Как вы думаете, почему? (Линия как будто надломанная.)
  • Из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков.)
  • В математике отрезки, из которых состоит ломаная линия, называют звеньями.

 1, стр. 4 ( СИ ФИНК УАНДЭ)

  • Найдите  1 на странице 4.
  • Что вы видите?
  • Что вы об этом думаете?
  • О чём это заставляет вас задуматься?

(СИНГЛ РАУНД РОБИН)

Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

  • Какие бывают ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые.)
  • Какая ломаная называется незамкнутой? (Линия, у которой есть начало и конец.)
  • Какая линия называется замкнутой? (Линия, у которой начало и конец совпадают.)
  • Как обозначается ломаная линия? (Заглавными буквами алфавита, обозначается каждый конец звена.)

Далее учитель вместе с учащимися строит несколько ломаных линий.

8. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

2) организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений;

3) организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок);

4) организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности;

5) организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке;

6) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Что вы повторяли, выполняя самостоятельную работу? (Последовательность чисел 1-7, взаимосвязь целого отрезка и его частей.)
  • Для чего вы выполняли эти задания? (Чтобы проверить себя, допускаем ли мы ошибки.)
  • Каким способом вы исправляли ошибки? (Проверяли ответ, подчеркивали место ошибки, вспоминали необходимые знания и исправляли ошибки.)
  • Кому сегодня ошибки помогли учиться?
  • Кому не помогли, почему?
  • Оцените свою деятельность на уроке.

Учитель предлагает детям достать из конверта изображение восклицательного знака (Р-10).

  • Если у вас все получилось, закрасьте восклицательный знак зеленым цветом, если были затруднения и вы смогли их преодолеть – желтым цветом, а если затруднения остались – красным цветом.

Учитель организует рефлексию оценивания учащихся.

  • Какие трудности остались на конец урока?
  • Оцените работу всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Замкнутые ломаные линии. Многоугольники 1 класс ПНШ

Объяснение нового материала используя работу в парах и групповую работу....

Образовательная программа "Школа 2100", нетрадиционный урок по математике в 1 классе, по теме: "Ломаная линия. Многоугольник"

Знакомство с понятиями "ломаная", "закнутая ломаная", "звенья ломаной";познакомить с различными видами мноугольников, научить различать четырёхугольники;закрепить случаи сложения и вычитания в предела...

"Ломаная линия. Многоугольник."

Фрагмент урока математики на этапе открытия нового знания...

Конспект урока математики в 1 классе "Ломаная линия. Многоугольники"

знакомство с понятием «ломаная линия», «многоугольник»....

Урок математики в 1 классе «Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7».

Цели: познакомить с понятиями ломаная линия и многоугольник, умение их различать и изображать; закрепить состав числа 7 и взаимосвязи между частью и целым, а также навыки счёта в пределах 7; тренирова...

Презентация "Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7"

Презентация составлена к уроку математики в 1 классе по теме «Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7»...