Урок по математике в 1 классе "Величина. Длина . Сантиметр."
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Крынина Ольга Викторовна

   Урок - исследование. Дети знакомятся с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения(мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр). Совместно с учителем ребята устанавливают общий принцип измерения величин на примере длин отрезков. На уроке создаются условия для развития словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умения сравнивать предметы на глаз и методом наложения. У детей развиваются умения работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы, а также ребята овладевают приёмами самооценивания и самоконтроля. 

 

- со

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по математике

в 1 классе.

 Тема:

«Величина. Длина. Сантиметр.»

(урок - исследование)

     

                                                     

                                                             

                     

Цели:

- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;

- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы;

- обучать приёмам самооценивания и самоконтроля;

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Оборудование:

                                                                                                                                                      - полоски красного, синего (2 * 15 см.) и зелёного (2 * 18 см.) цвета,                        - звукозапись о старинных единицах измерения,                                                            - мультфильм «38 попугаев»,                                                                                              - мультимедия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1

Мимическая минутка.

Слайд 2

Девиз урока:

Математика нужна!

Математика важна!

В жизни пригодиться!

Изучая математику ,

Не следует лениться!

  1. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. А начнем урок со сравнения.

Слайд 3

 Ведь ещё великий Аристотель говорил : « Сравнение –это акт мышления.»

- На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы, числа, выражения.

- Сравните чего больше и на сколько треугольников или кругов?

-Почему?

-Как по другому сравнить? (посчитать)

- Как видите сравнение предметов сводиться к сравнению чисел.

- Зачем мы так подробно опять повторили то, что уже знаем и умеем.

- Действительно, эти знания нам пригодятся для изучения новой темы.

  1. Создание проблемной ситуации.

Слайд 4

- Скажите, а какой цвет больше: красный или розовый ?

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос? В чём затруднение? Может недостаточно знаний, чтобы ответить на него?

(Дети могут утвердительно ответить, что сравнить нельзя, но не смогут доказать)

-Сегодня мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнивать, а какие нет, и почему.

  1. Изучение нового материала.

- Вспомните первые уроки математики. Скажите: по каким признакам мы делили предметы на группы?

( По форме, по размеру, по цвету…)

- Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков. Такие свойства называются величинами.

- Итак, первое слово из названия темы нашего урока – ВЕЛИЧИНА.

Слайд 5

ВЫВОД: Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом.

Слайд 6

- Вы сказали, что нельзя сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке.

- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке.

Слайд 7

- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно запах нас тоже не будет интересовать на уроке.

- А чей размер ноги меньше: мой или Дианы? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.)

- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются. На ваш взгляд величинами. (Размер, рост, температура, длина.)

- Давайте выясним, является ли величиной длина предметов. Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине. Какая из них самая длинная? (Зелёная.) Мне почему – то кажется, что красная длиннее. Как это доказать?

(Уч – ся накладывают полоски друг на друга.)

- Кто покажет, как правильно это сделать? Какие результаты вы получили?

З    К,  З    С,   К = С.

- Какой вывод мы можем сделать? Является ли длина величиной?

Слайд 8

ВЫВОД: Длина является величиной.

К названию урока добавляем ещё одно слово: ДЛИНА.

- На доске нарисованы отрезки АВ и СО. Как узнать, какой из них длиннее? Как это доказать? На глаз верить нельзя, наложить не получиться. Что ещё можно придумать? Может нам поможет наша красная полоска?

АВ – 5к, СО – 6к;  5к    6к    АВ    СО.

-Таким образом, с помощью измерения сравнения длин отрезков свелось к сравнению чисел. Так как же измерить длину предметов?

Слайд 9

ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мультфильм                    «38 попугаев». Будьте внимательны, потомучто после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.

(Мультфильм «38 попугаев»)

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)

- Эти мерки были: одинаковые или разные?

- Изменялась ли длина удав?

- Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- А мартышка? (5)

- А в попугаях длина удава? (38)

- Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав -  2раза.

- Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

- Что вы заметили?

- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается.

Слайд 11

ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины.

физкультминутка

- Ребята, сегодня специально к нашему уроку, наши друзья из страны математики прислали нам звуковое письмо. Давайте его послушаем.

ПИСЬМО.

- Здравствуйте. Дорогие знатоки математики. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счете. Люди пользовались руками, пальцами.

Слайд 12

Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева. Срубленного  на постройку дома. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников – осколке каменной плиты – высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев.»

Слайд 13

  Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины. Которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.

- Посмотрите внимательно на рисунки в учебнике и назовите единицы измерения длины. О которых услышали от меня. Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания.

Работа в группах:

1-я; 2-я группы. Измеряют длину стола пядью и локтями.

3-я; 4-я группы. Измеряют ширину класса шагами и саженью.

5-я; 6-я группы. Измеряют ширину парты вершками и пядью.

Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки?

Слайд 14

ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.

ПИСЬМО (продолжение)

Слайд 15

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является…

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника.( стр.66)

- Прочитайте мне, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)

Слайд 16

- К названию темы урока добавляем ещё одно слово: САНТИМЕТР.        

- Посмотрите на отрезок в учебнике. О таком отрезке говорят, что его длина                                                1 сантиметр.

Слово сантиметр после числа пишут кратко: см.

-Сколько см в красном отрезке, зелёном?

Слайд 17

Инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой. Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно ей пользоваться. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0.

Слайд 18

Работа по учебнику

-Измерьте линейкой  длину отрезков на стр. 66.

- назовите длину синего отрезка, карандаша.

  1. Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке? (О старинных измерениях длины.)

- С какой величиной мы сегодня познакомились? (Длина.)

- Какой инструмент нам помогает измерить длину? (Линейка.)

- С какой мерой измерения длины мы познакомились? (Сантиметр.)

- Скажите, кому было трудно на уроке? Кто испытывал трудности?

- Я не удивлюсь. Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.

-----------------------------------------------------------------------

Группа №1.

Ширину           стола       пядей.

----------------------------------------------------------------------

Группа №2.

Ширину           стола вершков.

------------------------------------------------------------------------------

Группа №3.

Ширина класса                шагами.

-------------------------------------------------------------------------

Группа №4.

Ширина класса                       саженью.

-------------------------------------------------------------------------------

Группа №5.

Длина парты                  локтей.

----------------------------------------------------------------------------------

Группа №6.

Длина парты               пядей.

----------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины".

УМК "Школа 2100". Автор учебника: И.И.Аргинская. Тема: «Сантиметр - единица  измерения длины»....

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"...

Открытый урок по математике "Единица измерения длины - километр"

Конспект открытого урока по математике "Единица измерения длины - километр", по учебнику М.И.Моро, 4 класс...

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины.

Тип урока: открытие нового знания. Задачи:      Образовательные:- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе "Сантиметр – единица измерения длины"

Данный урок по типу относится к изучению нового материала. Это урок формирует первоначальные представления о единице длины – сантиметр и способствует развитию практических навыков в реальных жиз...

Конспект урока по математике в 1а классе «Сантиметр – единица измерения длины».

Урок по УМК "Школа России". 1 урок в теме "Измерение длины" На уроке используются разные методы:- словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядны...