«Инновационная работа на уроках математики в начальной школе»
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) по теме

статья "Инновационная работа на уроках математики в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационная работа на уроках математики в начальной школе»

В современных условиях функционирования школы, педагогический коллектив наряду с администрацией школы и вышестоящим руководством, эффективно работает по созданию условий для развития индивидуальной способности каждой личности, формированию информационно-коммуникативной и социальной компетентности обучающихся, сохранению физического и психического здоровья, готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, их конкурентоспособности на рынке труда.

Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы.

Цель инновационной работы педагогического коллектива любого образовательного учреждения – создание условий для обеспечения дальнейшего плодотворного развития и функционирования образовательного учреждения, повышение уровня преподавания педагогов школы за счет использования новых технологий, апробирования учебно-методического комплекса, повышения профессионального мастерства педагогов и развитие одаренности способных обучающихся.

Не является исключением и применение инновационных технологий на уроках математики в начальной школе. В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

Среди инновационных технологий в современной начальной школе на уроках математики можно выделить следующие:

– использование технологии деятельностного метода, суть которого сводится к активизации познавательной деятельности учащихся, повышение их самостоятельности;

– использование информационных компьютерных технологий, суть которых сводится к более иллюстративному, наглядному представлению учебного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести.

На сегодняшний день информационно–коммуникационные технологии занимают все большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность и интерактивность.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится обучающийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный. Для первого характерно непосредственное взаимодействие обучающихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется детям, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя.

Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных ошибок и затраченного времени; данные могут накапливаться, и компьютер может сравнить показатели различных обучающихся по решению одних и тех же заданий или показатели одного обучающегося за определенный промежуток времени. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. К примеру, при объяснении нового материала, наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, обучающиеся делают необходимые записи. После объяснения решают устные упражнения, затем выполняют задания более сложные. Все предлагаемые задания также представляются на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.

Приобретению новых математических знаний и умений, расширению кругозора учащихся, развитию внимания, памяти, гибкости математического мышления, смекалки, интеллекта, воспитание инициативы, творческих способностей, умения и навыков работы с различными источниками информации способствуют подготовленные и проведенные в рамках урока математики турниры, викторины, театрализованное представление.

В основе инновационного урока можно использовать обучение через образы, которое уже внедряются и дают неплохие результаты. Можно предложить задания, которые начинается со слов: «Представьте, что вы круг». Какие ваши характеристики могут заинтересовать человека? Почему?» или фразу, в которой пропущена часть слов, куда нужно вставить недостающие слова или словосочетания, предложив тем самым свой вариант ее прочтения. К примеру, «Математику уже затем учить надо, потому что …». После вариантов, предложенными детьми, познакомить их с настоящим ответом и узнать, кто был наиболее близок к нему.

На уроках математики можно и нужно применять технологии развивающего обучения, включающие в себя проблемное изложение учебного материала.

Применение инновационных технологий помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний, а также дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности, создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться, стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.  

Список использованной литературы

 

1.        Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 12.  – 2010.

2.        Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. – СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003. – 407 с.  

3.        Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. – 502 с.  

4.        Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 14–16.

5.        Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. – 198 с.  

6.        Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 258 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."

В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....

Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка

    Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало  задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в ...

Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе

Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслить и действовать твор...

Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...

Cобытийный подход в образовании (из опыта работы на уроке математики в начальной школе)

Процесс обучения и воспитания в современной школе формируется на основе событийности в новых условиях ФГОС последнего поколения. Событийный подход к образованию и воспитанию - продуктивная технология ...