Урок математики в 4 классе на тему Решение задач на движение в противоположных направлениях
план-конспект урока по математике (4 класс)

Цель данного урока учиться решать задачи на движение в противоположных направлениях, познакомиться с понятием "скорость удаления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matem.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: математика

Класс: 4

Тема: Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Тип урока: комбинированный

Цель: учиться решать задачи на движение в противоположных направлениях, познакомится с новым понятием «скорость удаления»

Задачи: научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях; познакомиться с понятием «скорость удаления»; научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам; составлять и решать взаимообратные задачи; повторить взаимосвязи между V , t , S , с помощью решения задач; совершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие; учить рассуждать, доказывать правильность своих суждений.

УУД

• Предметные: 
- Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом;
- Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);
- Проверять правильность решения задач;
- Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.
• Метапредметные:
- Контролировать и оценивать свою работу на уроке;
- Понимать и принимать учебную задачу на уроке;
- Отвечать на вопросы;
- Пользоваться учебником.
• Личностные:
- Проявлять интерес к математике;
- Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;
- Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.


1.Орг.момент.

2.Чистописание:

км   км/ч   ч

-Что это за обозначения? Для чего мы их используем на уроке математики? (единицы измерения расстояния, скорости и времени)

3.Устный счет.

-Ребята, давайте вспомним, а как обозначаются основные понятия задач на движение расстояние, скорость и время.

-А связаны между собой как-то эти понятия? (Да, зная скорость и время, можно найти расстояние; зная расстояние и время (скорость) можно найти скорость(время))

-Начнем потихоньку составлять план нашего урока

1. Вспомнить зависимости между величинами S, t и v

На обороте карточек показать зависимости

-Продолжим наш урок устным счетом и потренируемся в применении данных зависимостей.

СЛАЙД

1)Улитка ползет со скоростью 5м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4ч?

-Что нужно найти в задаче? (расстояние)

-Как найти расстояние? (скорость умножить на время)

-Чему найти расстояние (5*4=20(м))

2). Черепаха за 10 минут проползает 40 м. С какой скоростью ползает черепаха?

-Что нужно узнать в задаче? (скорость)

-Как найти скорость? (расстояние разделить на время)

-Чему равна скорость черепахи? (40:10=4 м/мин)

3).Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9км/ч. За какое время он пройдет 54 км?

-Что неизвестно в задаче? (время)

-Как найти время? (расстояние разделить на скорость)

-Чему равно время? (54:9=6(ч))

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Переверните карточку, которая у вас на столе.

-Перед вами две задачи. Внимательно прочитайте их.

-Что объединяет эти задачи? Что это за задачи, какие они? (задачи на движение)

-Как начинали свое движение лыжники и пешеходы, что надо отметить? (одновременно)

-Ребята, в чем различие задач, на что обратили внимание? (направление движения)

-Какую из этих задач мы сможем с вами решить, такого вида задачи мы решали с вами и как называется вид такой задачи? (на одновременное движение навстречу друг другу)

-А что можете сказать о 2 задаче, как бы вы ее назвали? (задача на одновременное движение в противоположных направлениях)

Вернемся к плану, который мы уже начали с вами составлять ранее.

1. Вспомнить зависимости между величинами S, t и V.

-Что нам надо будет вспомнить и закрепить, прежде, чем приступить к знакомству и решению нового вида задач?

2. Закрепить навык решения задач на одновременное движение навстречу друг другу; вспомнить о понятии «скорости сближения».

-Каким же будет третий пункт плана?

3. Познакомиться с решением задач на одновременное движение в противоположных направлениях, узнать новое (важное) понятие данного вида задач

-Какую цель можно поставить перед собой на уроке, исходя из новой темы Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях?

Цель: учиться решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях, узнать новое (важное) понятие данного вида задач.

4.Систематизация знаний, полученных ранее.

-Давайте вспомним, а что значит движение навстречу друг другу? (выходят два ученика и показывают)

-Что происходит с ребятами (они сближаются)

-Как мы назвали скорость при таком движении? (скорость сближения)

-А как находится скорость сближения? (Vсбл.=V1+V2)

-Что показывает скорость сближения? (на какое расстояние приблизятся объекты друг к другу за единицу времени, в данном случае за час)

-Рассмотрим на доске схематический чертеж данной задачи.

-Что показывают стрелки? (направление движения)

-С чего начнем решение задачи? Вспомните важное понятие данного вида задач (скорость сближения)

1 ученик у доски

1)12+14=26(км/ч)-скорость сближения.

-Что можем узнать далее? (время, через которое встретятся лыжники)

2)78:26=3(ч)

Ответ: лыжники встретятся через 3часа.

Физминутка

Потрудились-отдохнем,

Встанем-глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5.Первичное усвоение новых знаний.

-Прочитаем еще раз 2 задачу.

-Как это в противоположных направлениях? Кто может показать?

2 ученика выходят показать

-Что происходит с  ребятами?(они удаляются друг от друга)

-Как вы думаете, вспоминая предыдущую задачу, какое новое понятие будет в задаче данного типа? О какой скорости можно говорить? (скорость удаления)

-Как вы думаете, как найти скорость удаления? (Vуд.=V1+V2)

-Что будет показывать скорость удаления? (на какое расстояние удаляться объекты за единицу времени, в данном случае за час)

-Подумайте, а как составить схематический чертеж для данной задачи? Чем он будет отличаться от предыдущей?

-Начертите отрезок 10 см.

-Отметим пункт направления, где он будет находиться?

СЛАЙД

-Как будем указывать направление движения? (стрелки в разные стороны)

СЛАЙД

Заполнить чертеж

-С чего бы вы начали решение данной задачи?

1)5+4=9(км/ч)-скорость удаления.

2)27:9=3(ч)

Ответ: через 3 часа пешеходы будут на расстоянии 27км друг от друга.

По времени: открыть учебники на стр.33 рассмотреть №125

6.Закрепление

-Сейчас мне хотелось бы проверить, как двигается ваше мышление, с какой скоростью и за какое время вы решите пример на порядок действий.

10000-2178*6:4+267=7000

1)2178*6=13068

2)13068:4=3267

3)10000-3267=6733

4)6733+267=7000

-Работать будем по командам (1,2 и 3 ряд) и по парам

1пара(парта) должна проставить порядок действий

2пара(парта) проверить расстановку порядка действий и выполнить 1 действие.

3пара (парта) выполнить 2 действие

4 пара(парта) выполнить 3 действие

5 пара(парта) выполнить 4 действие и записать ответ после знака равно. По окончании работы поднять листок вверх.

-Чья парта выполнила свой этап, находит на парте листок с примером, переписывает и решает его.

Дополнительно: стр.33 №128 (2 пример), задание внизу.

7.Подведение итогов урока

-Вернемся к нашему плану и посмотрим, все ли пункты намеченного нами выполнены?

-Вспомним цель нашего урока, достигнута ли она? Учились ли мы решать задачи нового вида и узнали ли новое понятие?

-Сейчас я озвучу отметки за работу на уроке.

8.Рефлексия

-Покажите знак(палец вверх), если все получилось, все поняли.

-Покажите знак (палец в бок), если не все получалось, небольшие затруднения.

-Покажите знак(палец вниз), если совсем ничего не поняли, нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...

Урок по математике на тему: "Решение задач на движение в противоположном направлении".

Урок математики по системе 2100 в 4 классе знакомит с понятием "скорость удаления",  дает представление о задачах на движение в противоположном направлении....

урок математики в 4 классе по теме: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»

Научиться решать задачи на одновременное движение в противоположном направлении....

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

Данная презентация направлена на отработку умений решать задачи на движение с применением формул....

Конспект урока математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

ЦельСоздать условия для усвоения детьми способов решения задачи на движение.  находить время, если известны расстояние и скоростьТип, вид урокаУрок открытия новых знанийПланируемые результаты (пр...