Игры и упражнения на развитие высших психологических функций.
материал (1, 2, 3 класс) на тему

Кондякова Татьяна Анатольевна

Игры и упражнения на развитие высших психических функций: 

-  развитие зрительного восприятия;

-  развитие понятийного мышления;

- развитие способности установления причинно-следственных связей;

- развитие памяти;

- развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_vpf.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие

высших психологических функций.

Игры на развитие зрительного восприятия

  1. Игра «Чего не хватает?»

Коллективное рисование. Логопед рисует на доске мелом или на большом листе бумаги фломастером предмет иди животное. Дети подсказывают, чего не хватает, чтобы закончить рисунок, что необходимо дорисовать. Например, при рисовании коровы дети должны вспомнить такие части тела, как рога, копыта, хвост, вымя. В некоторых случаях логопед пользуется подсказками – фигурами, по которым дети определяют части. В процессе называния детьми недостающих частей картины логопед их дорисовывает. Для повышения мотивации некоторые простые части рисуют сами дети.

  1. Логопедические наложенные картинки

Цель. Развивать зрительное восприятие в процессе работы над коррекцией звукопроизношения.

На листе нарисованы наложенные контуры известных ребёнку картинок (ведро, молоток, гриб и т.д). Картинки подобраны так, чтобы сначала решалась задача по автоматизации звука, а затем по развитию зрительного восприятия. К каждому контуру прилагаются такие же вырезные из картона (бумаги) картинки для накладывания на контур. Логопед предлагает ребёнку посмотреть на картинку и угадать, что на ней нарисовано, чётко произнося заданный звук (например, [Р]).если ребёнок не видит каких-то картинок, ему даются такие же вырезанные из бумаги. Задача ребёнка – соотнести нарисованную картинку и образец в руках и наложить картинку на её контур.

  1. Логопедические разрезные картинки.

Цель. Развивать зрительное восприятие в процессе работы над коррекцией звукопроизношения.

Для автоматизации звуков изготавливаются две картинки: одна целая и одна – с линиями для разреза (шесть-восемь частей). Логопед предлагает ребёнку собрать разрезную картинку и назвать её. Если ребёнок затрудняется, логопед предлагает образец (целую картинку). Собрав картинку по образцу, ребёнок называет её, произнося звук утрированно.

Картинка может собираться без образца, но звук также называется.

Логопед предлагает ребёнку вперемежку несколько разрезных картинок (например, на звуки [Ш] и [Ж]). Задача – собрать (по образцу или без) и назвать эти слова, чётко проговаривая звуки[Ш] и  [Ж].

  1. Будь внимательным.

Цель. Развивать устойчивость внимания. Логопед предлагает учащимся небольшой текс, где дети должны зачеркнуть одну или две буквы по всему тексту за минуту.  Постепенно задание можно усложнить. Например, предлагаете ребёнку букву О подчеркнуть, букву А - обвести кружком и т.д. Затем можно намеренно отвлекать детей читать или рассказывать что-нибудь.

  1. Найди слово

Учащимся раздают таблицы, состоящие из букв, данных вразбивку, нужно найти слова.  чтобы найти слово ребёнок должен внимательно просмотреть каждую строчку. Слова состоят из трёх, четырёх и пяти букв, а когда слово будет обнаружено, его надо подчеркнуть.

  1. Покажи по порядку

Цель. Учить распределять внимание.

Логопед предлагает ребятам таблицу из 9 ячеек. В ячейках в счётном порядке записаны цифры от 1 до 15, но 6 из них отсутствуют. Ребёнку нужно отыскать и показать все цифры в счётном порядке, а отсутствующие цифры назвать или записать. Время, которое ребёнок затратит на эту работу, следует отмечать. Таблицы нужно менять. Постепенно усложняются задания, увеличивать количество ячеек.

  1. Домик.

Цель. Развивать объём внимания.  

На листе бумаги нарисован домик со всеми соответствующими деталями. Логопед показывает его детям в течение 1-2 секунд. Затем учащиеся рисуют , то что запомнили. Можно предложить изобразить машинку, кораблик и т.д.

  1. Точки

Цель. Развивать объём внимания.  

 Показать учащимся 8 квадратов, в которых в определённом порядке расставлены точки. Ребёнку показывают первый (остальные он не должен увидеть). Посмотрев на рисунок, ученик должен так же расставить точки в пустом квадрате. На образец можно смотреть не дольше 1-2 секунд, а для расстановки точек отводится 15 секунд. Чем больше правильно расставленных точ6к на каждом рисунке, тем больше объём внимания.

Игры на развитие понятийного мышления

  1. Назови, одним словом.

Ребёнку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - …, учебные принадлежности - …

  1. Классификация

Ребёнку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

  1. Найди лишнюю картинку

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Логопед подбирает серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвёртая – лишняя. Ребёнок находит лишнюю картинку и объясняет, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

  1. Найди лишнее слово

Логопед читает серию слов. Учащиеся определяют, какое слово является «лишним».

Примеры: старый, дряхлый, маленький, ветхий; храбрый, злой, смелый, отважный;

час, минута, лето, секунда и т.д.

  1. Отвечай быстро

Логопед, бросая ребёнку мяч, называет цвет, ребёнок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое качество (вкус, форму), также придумывать слова-действия, слова- предметы и т.д.

  1. Сравнение предметов (понятий)

Ребёнок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Логопед задаёт ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких вопросов о каждом слове предлагает их сравнить. Снова задаёт вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять черты сходства и различия, причём по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и изба; стол и стул; книга и тетрадь; шалость и драка; город и деревня.

  1. Угадай по описанию

Логопед предлагает угадать, о чём (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и даёт описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребёнок затрудняется с ответом, пред ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. Или наоборот ребёнку дают предмет (картинку) и просят описать её.

Развитие способности установления причинно-следственных связей

  1. Кто кем будет?

Логопед показывает или называет предмет и явления, а ученик должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыплёнок, жёлудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо и т.д. может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребёнка за несколько ответов на вопрос.

  1. Разложи по порядку

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребёнку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развёртывания событий. В заключение ребёнок составляет рассказ по картинкам.

  1. Отгадывание небылиц.

Логопед рассказывает о чём-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребёнок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Например. Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как закричит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - рога уже наставила. Я испугалась и убежала. А ты бы испугался?

  1. Нелепицы

Учащимся предлагаются рисунки, в которых содержится какое-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Ребёнок находит ошибки и объясняет свой ответ. Затем логопед спрашивает; «А как бывает на самом деле».

Развитие памяти.

  1. Нарисуй фигуры

Цель. Развивать зрительную память.

Ученик в течение 2 минут смотрит на нарисованные фигуры (линии в  геометрических фигурах), потом на отдельном листке нарисовать их та, как запомнил.

  1. Сложи фигуру

Цель. Развивать зрительную память

Из счётных палочек нужно выложить несложную фигуру – квадрат, дом ит.д.ребёнок смотрит на фигуру в течение 2 секунд, а затем складывает пор памяти. Это упражнение можно усложнить, используя разноцветные палочки.

  1. Запомни 10 слов.

Цель. Развивать слуховую память.

Ученик слушает внимательно слова, которые произносит логопед, а затем их в том порядке, в котором запомнил, произносит или записывает.

  1. Послушай фразу и запомни.

Цель. Развивать слуховую память.

Логопед читает фразы по одной и просит повторить:

На поляне цветут цветы.

Днём шёл сильный снег.

Мы купили в магазине молоко и хлеб.

У мальчика в рюкзаке лежат книги, тетради и ручки и т.д.

  1. Назови пару

Цель. Развивать смысловую память.

Логопед читает пары слов, затем зачитывает только первые, а учащийся вспоминает и называет вторые слова сам.

Например. Зима – снег, книга – страна, река – рыба, солнце – свет, тетрадь – страница.

  1. Запомни рисунок
  2. Цель. Развивать смысловую память.

Логопед читает слова медленно и просит обозначить  прослушанные слова значками. Например, больница, крыша, утро, сад, ведро, флаг, телефон, шарик, акула, звери.

  1. Повтори фразы.

Цель. Развивать смысловую память.

Логопед читает фразы, затем значками или рисунками изображают фразу. Например. Дедушка спит, мама готовит.

Рыбы умеют говорить и т.д.

Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы

  1. «Имя»

Учащиеся садятся в круг. Первый произносит своё имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Все повторяют его имя и движение, выполненное им. Затем инициатива передаётся соседу справа или слева.

  1. «Скала»

Учащиеся на полу (сидя, лёжа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде взрослого: «Скала готова? Замри!» - альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и «не сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения поочерёдно выступают в роли альпиниста.

  1. «Костёр»

Учащиеся садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду взрослого. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костёр» - встать и махать руками, по команде «костёр принесёт дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра»

  1. «Чаша доброты»

Логопед поясняет: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

  1. «Мост дружбы»

Логопед просит детей образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища, например, соприкоснувшись головами, ладошками). Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроём, вчетвером и т.д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая «мост дружбы».

  1. «Хвасталки»

Учащиеся  садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любом деле. Обязательное условие – рассказывать не всей группе, а одному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказывали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя» - и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.

  1. «Компас»

Учащиеся выстраиваются друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий – «компас» - идёт с открытыми глазами первым по комнате, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в ролях ведущего и ведомого.

  1. «Равновесие»

Дети объединяются в пары и садятся на пол друг против друга, берутся за руки и изображают работу пилы. Затем разворачиваются и садятся спиной к спине. Пытаются вместе встать и снова сесть, опираясь на спину партнёра.

  1. «Шалуны»

Логопед предлагает детям по сигналу (удар в бубен, хлопок и пр.) пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

  1. «Шепчем вместе»

Учащиеся садятся в круг. Логопед задаёт вопросы детям. Каждый, кто знает ответ на вопрос, молча, поднимает руку. Когда большинство группы будет готово, логопед начинает считать: «Раз, два, три!» На счёт «три» дети все вместе должны прошептать ответ. Возможные вопросы: «Сколько минут длится урок? Какое сейчас время года? Сколько дней в неделе?»

  1. «Канатоходцы»

Ребёнок – «канатоходец» - имитирует проход по канату (идёт по воображаемой линии на полу): скользит и балансирует, удерживает равновесие. Партнёр дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель «канатоходца» - удержаться, несмотря на любые помехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным прик...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...

Развитие высших психических функций у младших школьников

В данной статье представлена подборка  заданий и упражнений, которая  позволит педагогам, родителям, либо  другим специалистам (логопедам, дефектологам) в игровой форме работать над раз...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве ...