Изучение синтаксиса в начальных классах
презентация к уроку (4 класс) по теме
Изучение синтаксиса в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_sintaksisa_v_nachalnyh_klassah.pptx | 278.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах.
Цель начального обучения русскому языку — развитие мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построении предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно -смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии осуществляется на синтаксической основе.
Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников, наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяют пять направлений: 1. Формирование грамматического понятия "предложение". 2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений). 3.Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Методисты (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская ) рекомендуют в период обучения грамоте формировать понятие о предложении по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы; произнесение с нужными интонациями; членение на слова; постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов; составление схемы-моделирования; моделирование состава предложений и его границ; составление предложений по их моделям.
Работа по формированию синтаксического понятия "предложение" проводится с обучением определенным синтаксическим умениям, для этого необходимо использовать методическую систему упражнений. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку. Изучение синтаксиса должно осуществляться начиная с 1-го класса и иметь тенденцию приемственности (усложнения материала) переходя из первого класса во второй, из второго в третий и т.д.
В первом классе учащиеся должны знать: речь состоит из предложений, предложений и слов. Предложение выражает законченную мысль; уметь: членить речь на предложения, выделять основу предложения, устанавливать (устно) связь между словами в предложении, состоящем из трёх-четырёх слов. Интонационно правильно произносить повествовательные и вопросительные предложения. Правильно записывать предложения: заглавная буква в начале предложения, точка в конце его, писать слова отдельно друг от друга.
Во втором классе должны знать: отличие словосочетания от предложения, особенности главных и второстепенных членов предложения; уметь: из сочетаний слов составлять словосочетания, выделять из предложения словосочетания, составлять из словосочетаний предложения; распознавать границы предложений, восклицательные и вопросительные предложения; выделять подлежащее, сказуемое; находить второстепенные члены предложения; выразительно читать и произносить предложения изученных видов.
В третьем классе должны знать: предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения; уметь: производить разбор по членам предложения (по данному порядку); устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях.
В четвёртом классе должны знать: предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения; уметь: производить разбор по членам предложения (по данному порядку); устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях.
К сожалению, в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.
Синтаксический разбор предложения – один из основных и самых сложных грамматических видов разбора на уроках русского языка в начальной и средней школе. Эта книга поможет учащимся в выполнении синтаксического разбора словосочетаний и предложений. В ней подробно разбираются предложения и словосочетания разного уровня сложности, начиная с самых простых. Перед практической частью даются основные теоретические сведения. Далее представлены план и многочисленные образцы синтаксического разбора словосочетаний и предложений.
МОИ ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ярко светит осеннее солнце. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Главные члены Второстепенные члены ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ- составляют ОСНОВУ предложения Подлежащее чаще выражено именем существительным; Сказуемое чаще всего выражено глаголом. как? какое?
Разбор простого предложения: Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопро - сительное , побудительное). Укажи, какое это предложение по интона-ции ( восклицательное,невосклицательное ) Выдели главные члены предложения- подлежащее,сказуемое - основу предлож . Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения ( распространенное,нераспространенное ). Установи с помощью вопросов связь слов в предложении.
Серые облака затянули небо. По цели высказывания- повествовательное. По интонации- невосклицательное. В предложении говорится об облаках. Облака- это подле- жащее . Что об облаках сказано? Они затянули. Это сказуемое. ОБЛАКА ЗАТЯНУЛИ- главные члены предложения, основа предложения. Второстепенные члены предложения: небо,серые . Предложение распространенное. Облака(какие?) серые. Серые- второстепенный член предложения, поясняет подлежащее. Затянули (что?) небо. Небо- второстепенный член пред- ложения , поясняет сказуемое. какие? что?
СПАСИБО, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа изучения ПДД в начальных классах
программа имеет разработку к каждому занятию...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
Методическая разработка.Технологическая карта урока по теме «Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами».Разработана учителем начальных классов Титовой Е.В.
Урок по УМК "Школа 21 века....
Учебно - методическая разработка по изучению морфологии в начальных классах, по технологии «Пять пальчиков»
Суть технологии в том, что учащиеся, начиная с первого класса, в игровой форме, при изучении слов - предметов дают им характеристики, загибая пальчики (устная форма изучения). Тем самым выстраивая пос...
Нетрадиционные формы уроков русского языка как средство обобщения изученного материала в начальных классах
В настоящее время любой метод и любую организационную форму обучения следует рассматривать с точки зрения их эффективности, реализации возможностей познавательной деятельности учащихся. Иначе го...
Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"
Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3 дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...
Развитие речи и мышления обучающихся начальных классов в процессе изучения синтаксиса
Ребёнок появляется на свет, не обладая мышлением и речью. Мышление у ребёнка складывается на основе личного опыта и непосредственного познания окружающей действительн...