Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ ТНР
статья (1 класс)

Григорьева Виктория Михайловна

Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ  ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных - общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т. д. Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

   

    Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению - коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся.

На этих занятиях навыки чтения и умение работать с текстом формируются с учетом следующих положений:

  • читательские умения рассматриваются в единстве с рече-
    выми умениями;
  • умение читать видится широко - как умение владеть тех-
    никой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произ-
    ведения разных жанров;

-умение читать уже в начальной школе рассматривается с
позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно
становится средством обучения.

Ряд приемов и упражнений используется на занятиях, чтобы обеспечить:

  • совершенствование процесса смысловой переработки текста;
  • расширение фиксационного поля чтения;

  • развитие антиципационного (предвосходящего) воспри-
    ятия текста и предотвращение регрессий, то есть возвращение
    глазами к прочитанным словам;
  • преодоление внешней активной вокализации при чтении
    молча;
  • целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с це-
    лью развития гибкости чтения;
  • развитие контроля и самоконтроля при чтении;
  • развитие умения слушать свое и чужое мнения;
  • формирование у детей умения воспринимать тексты раз-
    ных видов;
  • формирование у детей способов действия с текстом.

В работе по обучению технике чтения учитывается взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания, чтения и понимания.

Для обучения технике чтения выделяются следующие группы упражнений, направленные:

  • на развитие речевого аппарата;
  • расширение оперативного поля чтения;
  • развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
  • развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;
  • развитие скорости чтения вслух и молча;
  • развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
  • преодоление трудностей понимания в разных условиях вос-
    приятия текста.

Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, можно дать им определенные ориентиры, составить памятки, правила. Например:

Памятка «Учись читать правильно»

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова,
    если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

1. Упражнения для развития четкости произношения.

Развитие четкого произношения осуществляется введением:

чистоговорок и скороговорок.

1)Образцы чистоговорок:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.

Ре-ре-ре - стоит домик на горе.

Ри-ри-ри - не ветках снегири.

Ар-ар-ар - кипит наш самовар.

Ор-ор-ор - созрел красный помидор.

Ир-ир-ир - мой папа командир.

Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.


Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

 Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

 Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Су-су-су - было холодно в лесу.

 Ре-ре-ре - носим воду мы в ведре.

Ри-ри-ри - двор убрали - раз-два-три.

Ры-ры-ры - не заметили жары.

2) Образцы скороговорок:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Шапкой Мишка шишки сшиб.
  • Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
  • Сено Сене Костя косит.
    В сени сено Сеня носит.
  • Синичка, синичка - воробью сестричка.
  • У нас в печурочке
    Золотые чурочки.
  • Лежебока, рыжий кот,
    Отлежал себе живот.
  • На скамейку мама села.
    Справа - Сева, Слава - слева.
  • У Сени и Сани

В сетях сом с усами.

-        Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.


-        Усядемся на пригорке,

Да расскажем скороговорки.

  • Все скороговорки не перескороговоришь,
    Не перевыскороговоришь.
  • Редька редко росла на грядке,
    Грядка редко была в порядке.

2. Упражнения для разминки перед чтением.

Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведется отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:

  1. Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и. э. Сначала
    учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по
    порядку, а затем в сочетаниях: ау, ао, оие, эа, ауо, уоиэ и т. д.
  2. Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во,
    ву, вы, ви.

3)«Наращивание» согласных:
рба, рбо, рбу, рбы. . .

србо, србу, србы...

Практически разминка на уроке проводится таким образом: на доску выписываются гласные, затем к ним подсоединяются согласные:

\

\

3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

С этой целью даются для чтения слова и словосочетания на определенное время:

1) слова с общим корнем:

вода, водный; белый, белье; Родина, родной.


  1. сочетания существительного с прилагательным:
    чистого берега, у дальнего леса;

3)слова, отличающиеся одной буквой:
чистота - частота,

девушка - дедушка, булка - белка.

4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

1) Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений развивают не только внимание к слову, но и способствуют расширению поля чтения ученика, улучшению памяти, внимания.

Игра «Веселый фотограф».

Учитель быстро показывает слоги и слова на карточках. Дети смотрят - «фотографируют» - и называют их учителю.

Для осмысления прочитанного можно задать вопрос: - Какое слово лишнее? Почему?

2) Упражнения в восприятии слов за короткое время (0,5 с) сначала трех-четырех слов, затем «пирамидки», включающей до 8 слов.

Да

 дом

ДРУГ

доска

дорога

дорогой

директор


5. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

1)Упражнение «Губы».

В целях четкого разграничивания детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится упражнение «Губы».

К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подается все реже и реже.

2)Упражнение «Угадай» используется для развития языковой
догадки (антиципационного восприятия текста). Это упражнение
усваивается в нескольких последовательных вариантах:

1-й. Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний слов. Читая эти предложения вслух, дети устно восполняют отсутствующие окончания.

- Мы с папой сегод..(-ня) пош..(-ли) в ки..(-но).

2-й. Предлагаются на карточках тексты, отдельные слова в которых лишены окончаний.

Око., нашей дерев., есть небольш.. лесок. Летом ребя.. собирают там яго.. . За грибами мы ход., в боль., лес за рек.. . Там живет лесн.. . Хоро.. отдохнуть в его лесн.. домике.

3)Упражнение «Финиш».

Учитель раздает карточки с текстом для молчаливого чтения и указывает слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до нужного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность (дети показывают ему заданное слово).

Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно задавать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.


4)Упражнение «Буксир» используется для развития скоро-
сти и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости
от содержания).

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости 'чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь успевать за учителем.

Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

5)Упражнение «Молния» - для повышения верхней грани-
цы индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в
чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на макси-
мально доступной каждому скорости чтения вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения).

6. Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний.

Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется по тексту правой стороны.

1) Антиципация частей предложений.

Он сам во всем        - виновен.

Дверь была        - открыта, закрыта.

Солнце уже        - взошло, зашло.

Весь день шел        - дождь, снег.


Над рекой стелется       - туман.

Ветер гнул        - деревья.

Я уже прочитал эту      - книгу.

Фильм не очень        - интересный.

2) Антиципация поговорок.

Сделал дело...        гуляй смело.

Тише едешь ...        дальше будешь.

Дал слово...        держи.

Лучше поздно...        чем никогда.

Мал золотник...        да дорог.

Семь раз отмерь...        один раз отрежь. Для упражнения в антиципации дается и связный текст, в котором пропущены слова.

Остальные виды работы можно рассматривать как игровые.

Кроссворды, шифровки, загадки, викторины развивают внимание, память, логическое мышление.

Один из наиболее быстрых способов активизировать внимание детей в начале урока или проверить усвоение пройденного -это цифровой диктант. Он может быть проведен в устной форме или записана доске. Это зависит от того, как быстро и осмысленно читают дети в данном классе.

Записываются только две цифры:

  1. - если утверждение неверно;
  2. - если оно верно.

Существует несколько способов проверки: самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем, учеником.

При составлении планирования уроков автор ориентировался на учебник под редакцией Климановой Л. Ф. [4]*, на учебные хрестоматии для начальной школы, в первую очередь - на «Родничок». При определении количества тем - на проведение коррекционных уроков чтения один раз в две недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

Система работы по формированию учебных компетенций с опорой на ведущую модальность учащегося. Уроки -экскурсии по математике

Моя задача как учителя заботиться о том, чтобы предоставляемый учебный материал соответствовал ведущему каналу восприятия ребёнка. Наиболее уязвимыми оказываются дети – кинестетики, т.к. большинство...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....

Деятельностные формы и методы работы в процессе формирования навыков беглого осознанного чтения у младших школьников.

Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыками полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как ос...