Система работы по формированию учебных компетенций с опорой на ведущую модальность учащегося. Уроки -экскурсии по математике
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Каблашова Олеся Васильевна
  1. Моя задача как учителя заботиться о том, чтобы предоставляемый учебный материал соответствовал ведущему каналу восприятия ребёнка. Наиболее уязвимыми оказываются дети – кинестетики, т.к. большинство заданий опираются на слух и зрение. Поэтому, начиная с нулевого класса, я использую для счёта счётные палочки, фасоль; деревянные фишки для звуковых схем слов; буквы из бархатной или наждачной бумаги; метод кинестетической азбуки (показ букв телом). С первого и в последующих классах использую такие упражнения, как показ роста чисел; прохлопывание группой детей многозначных чисел (по разрядам); изготовление карточек и обобщающих таблиц по темам. Наиболее эффективными для детей – кинестетиков являются уроки – экскурсии (и не только для кинестетиков), о чём свидетельствует опрос, проведённый после таких уроков:
  • «Экскурсия в углы – класс» - К
  • «Никакой это не урок, а интересная игра» - К
  • «Об этом я уже прочитал, но понравилось» - В
  • «Я не думал, что учиться –это просто» - К
  • «Вот это настоящая работа, я устала, но хочу ещё» - К
  • «Погода отличная, солнце помогает глазам и уму» - К
  • «Листья шуршали под ногами, приятно строить углы из них» - А
  • «Побольше бы таких уроков» - К, А, В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki-ekskursii.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию учебных компетенций с опорой на ведущую модальность учащегося.

  1. Изучение вопроса классификации детей по типам восприятия, хранения и переработки информации. Современную школу можно назвать школой «слушателей» и «зрителей», но, к сожалению, не все ученики являются таковыми. Поэтому, изучение данного вопроса я начала с консультаций школьного психолога и чтения специальной литературы.
  2. Выявление ведущей модальности у детей с помощью родителей (опросник, разработанный автором книги «Понимать детей дело интересное» Е.С.Гобовой) и моих наблюдений за детьми на уроках и переменах.
  3. Диагностика на выявление ведущей модальности у детей с помощью психологических тестов, проводимых школьным психологом.
  4. Планирование деятельности педагога с учётом рекомендаций психолога. Моя задача как учителя заботиться о том, чтобы предоставляемый учебный материал соответствовал ведущему каналу восприятия ребёнка. Наиболее уязвимыми оказываются дети – кинестетики, т.к. большинство заданий опираются на слух и зрение. Поэтому, начиная с нулевого класса, я использую для счёта счётные палочки, фасоль; деревянные фишки для звуковых схем слов; буквы из бархатной или наждачной бумаги; метод кинестетической азбуки (показ букв телом). С первого и в последующих классах использую такие упражнения, как показ роста чисел; прохлопывание группой детей многозначных чисел (по разрядам); изготовление карточек и обобщающих таблиц по темам. Наиболее эффективными для детей – кинестетиков являются уроки – экскурсии (и не только для кинестетиков), о чём свидетельствует опрос, проведённый после таких уроков:
  • «Экскурсия в углы – класс» - К
  • «Никакой это не урок, а интересная игра» - К
  • «Об этом я уже прочитал, но понравилось» - В
  • «Я не думал, что учиться –это просто» - К
  • «Вот это настоящая работа, я устала, но хочу ещё» - К
  • «Погода отличная, солнце помогает глазам и уму» - К
  • «Листья шуршали под ногами, приятно строить углы из них» - А
  • «Побольше бы таких уроков» - К, А, В.

На формирование учебных компетенций направлены упражнения, связанные с решением проблемы, когда полученных знаний достаточно, чтобы сделать своё «открытие». Например, группе даётся задание найти способ вычитания двузначного из двузначного для случая, когда количество единиц первого разряда уменьшаемого меньше количества единиц первого разряда вычитаемого; самостоятельное изучение в группах тем по предмету «Окружающий мир» делением текста на части, затем спикер группы обучает по данной теме весь класс; самостоятельная подготовка и проведение заданий для минутки чистописания, словарной работы, устного счёта; взаимопроверка различных заданий.  

  1. Заключительная диагностика с помощью родителей, психолога и педагога.  

Урок – экскурсия. 1 класс.

        Тема: Виды углов.

Цели:

  1. Познакомить с видами углов в окружающем мире.
  2. Научить определять вид угла (прямой, тупой, острый).
  3. Развивать у учащихся внимание, наблюдательность, память, речь, мышление, способность ориентироваться в окружающем мире.

Ход урока.

  1. Доэкскурсионная подготовка. Каждая из 7 групп получает домашнее задание по подготовке теоретического материала об углах.

  1. Проведение экскурсии.  Беседа о технике безопасности и правилах поведения на экскурсии. Получение «спикером» группы своего маршрутного листа с заданиями:
  • По описанию движения группы найти пакет с макетом угла.
  • Рассказать всё, что известно об этом угле.
  • Посмотрите вокруг и найдите этот угол в различных объектах.
  • Сконструируйте угол из подручного материала.
  • Достройте этот угол до любого объекта и расскажите, как его можно использовать в хозяйственной деятельности.
  • Покажите этот угол своими телами.
  • Как называется ваш угол?
  • Почему он так называется?  

 

  1. Обработка экскурсионного материала. Сделать макет угла из любого материала для наглядного пособия.

  1. Подведение итогов экскурсии.
  • С какими видами углов познакомились на экскурсии?
  • Как определить вид угла?
  • Где в окружающем мире мы встречаемся с углами?
  • Что было необычного на уроке?
  • О чём расскажите родителям?
  • Хотите пригласить их на следующий урок?
  • Если урок понравился, то почему?
  • Если не понравился, то почему?  

 

Урок – экскурсия. 2 класс.  

        Тема: «Единица измерения – метр.

        Цели:

  1. Познакомить с новой единицей измерения длины – метром.
  2. Дать представление о метре и соотношении его с дециметром.
  3. Развивать коммуникативные способности при работе в группах.
  4. Развивать математическую речь.
  5. Развивать умение сравнивать единицы длины.

Ход урока.

  1. Доэкскурсионная подготовка. Мы отправляемся на экскурсию в школьную столовую. Какие правила необходимо соблюдать в целом на экскурсии и в столовой в частности? Наша задача сегодня определить, сколько человек может сидеть за столами одновременно. Что нужно сделать для этого? (определить размеры, т.е. измерить длины стен, определить периметр, определить размеры столов и стульев). У каждого из вас есть изготовленный «дециметр». Давайте попробуем воспользоваться им.
  2. Проведение экскурсии. Как вы считаете, удобно ли использовать дециметр для измерения длин стен столовой? Почему? Предложите решение проблемы (объединиться по несколько человек и склеить «дециметры»). Образуется несколько групп с разным количеством детей. Проводят измерения и подсчёт. В результате данной работы дети приходят к выводу, что считать удобно не всем. Если оказывается группа из десяти человек, то они легко доказывают, что их объединение самое удобное. Вопрос – почему? Если такой группы не окажется, то необходимо подвести детей к такому решению проблемы. Как называется эта единица измерения? Зарисуйте план столовой в масштабе, измерьте размеры стола и стула.
  3. Обработка экскурсионного материала. Изготовление метра, размещение на плане столовой вырезанных столов и стульев, с учётом удобных проходов, подсчёт стульев и выдача результатов работникам столовой и администрации школы.
  4. Подведение итогов экскурсии.
  • Что такое метр?
  • Когда удобно пользоваться метром, а когда дециметром?
  • Что было сегодня труднее: договориться или исполнять задания урока? Почему?
  • Какие единицы длины вам известны? Когда удобнее пользоваться ими?
  • Как измеряли длину наши предки? А наши соседи по планете?
  • Где можно найти ответы на эти вопросы?
  • Если хотите, узнайте и расскажите нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"

          Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ ТНР

Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ  ТНР....

Статья "Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"

Данная статья содержит несколько приемов, которые я использую на уроках литературного чтения по формированию читательской компетенции....