"Система подготовки младших школьников к муниципальным и республиканским олимпиадам"
статья на тему

Разгуляева Марина Владимировна

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_uchitelya_nachalnyh_klassov_mbou.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1»

Разгуляевой Марины Владимировны

по теме « Система подготовки младших школьников к муниципальным и республиканским олимпиадам»

24.08.2015г.

Слайд 1.

Мало иметь хороший ум, главное его хорошо применить.

                                                                                                     Декарт.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности его представителей.

Слайд 2.

Система работы с одарёнными детьми  предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей

Слайд 3.

 Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями? 

  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  • Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
  • Умение координировать свои действия с действиями родителей.
  • Умение консультировать родителей и учащихся.
  • Профессиональная зрелость.
  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Способность к самоанализу.
  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
  • Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Среди многочисленных приёмов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

С чего же начинается система подготовки учащихся к олимпиадам?

Слайд 4.

Алгоритм работы

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • диагностику
  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
  • работать по  принципу «солёного огурца» (Вокруг ребенка надо создать такую обстановку чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями.) (В.Ф.Шаталов)

3.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
  • оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
  • предусмотреть возможность отдыха, релаксации
  • не превращать работу группы в пустое времяпровождение
  • наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
  • основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно и т.д.

5. Решаем задачи.

  • нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию
  • создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. Работаем руками.

Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, приборами и т. д.

7. И не останавливаемся.

Слайд 5.

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Слайд 6.

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
  • элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
  •  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения
  • использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)
  • уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач

Слайд 7.

Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?

  • зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
  • зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
  • целевое изучение  литературы
  • создание опорных схем, таблиц и т.д.

                                                                                                                                                                                     

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

  • Учителю-предметнику в работе необходимо:
  • Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

Слайд 8.

Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута  учащегося.

ФИО учащегося. Класс  Предмет

  • № задания
  • Тема
  • Что прочитать
  • Какие понятия необходимо выучить
  •  Какие задачи нужно решить.
  • Результат выполнения задания

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

 1.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.

2. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация

Слайд 9-12.

 А  теперь немного практики

Выявление одарённых детей  начинается с момента прихода ребёнка в школу. Я хочу предложить тест-вопросник для родителей, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности. Тест состоит из 23 вопросов, отвечать нужно да или нет.  Да- 1 балл, нет-0 баллов.

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10.  Боится ли темноты?
  11.  Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12.  Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  1.  Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  2.  Был ли удачен этот замысел?
  3.  Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  4.  Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
  5.  Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  6.  Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  7.  Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  8.  Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  9.  Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  10.  Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
  11.  Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов 

  • От 20 до 23 баллов — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
  • От 15 до 19 баллов— ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
  • От 9 до 14 баллов— большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
  • От 4 до 8 баллов — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
  •  Менее 4 баллов — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Слайд 13-15.

И ещё один небольшой тест, состоящий из 7 вопросов, выявляющий способность к творчеству.

Мой ребенок способен:

  1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
  2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
  3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
  5. Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
  6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
  7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

  • 35-28 баллов — высокий уровень креативности;
  •  27-17 — средний;
  •  16-0 — низкий.

   Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы, и ребенок еще может измениться.

Слайд 16.

Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной на раскрытие творческого потенциала детей, являются занятия кружка «Умники и умницы», которые проводятся на основе рабочей тетради О.Холодовой «Юным умникам и умницам», построенной на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы».  В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина и обоснованность мышления, его критичность.

Для подготовки к олимпиадам, конкурсам и викторинам  собираю в специальную папку задания прошлых лет и затем предлагаю их выполнить ученикам в урочное и внеурочное время. Некоторые ученики на уроке помимо программного материала выполняют несколько заданий олимпиадного характера повышенного уровня сложности.

Обязательна работа над ошибками. Если ученик не смог справиться с каким-либо заданием, то можно его направить на путь решения с помощью дополнительного вопроса или предложенного рисунка. Ребёнок должен попытаться ещё раз выполнить задание самостоятельно. Лишь в редких случаях можно показать готовое решение и объяснить его, но важно, чтобы ученик понял, как оно получено.

Немаловажную роль в работе со способными детьми играет положительное отношение родителей к подготовке ребёнка, их поддержка. Родители становятся союзниками и помогают готовить детей (покупают книги, помогают пользоваться ресурсами Интернета), тем самым вносят весомый вклад в успехи своих детей.

Важным моментом является подведение итогов участия в олимпиадах. Дети – участники отличаются от других учащихся инициативностью, развитыми интеллектуальными и творческими способностями.

Показателями эффективности реализации системы работы с детьми по подготовке к олимпиадам считаю: удовлетворённость детей своей деятельностью; повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях;  совершенствование компетенций.

Слайд 17-18.  

Олимпиадные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки младших школьников к олимпиадам

В докладе представлена игровая методика обучения на уроках по английскому языку. ...

Презентация на тему " Система подготовки младших школьников к олимпиадам"

В данной презентации представлена система работы по подготовке учащихся начальной школы к предметным олимпиадам....

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ

Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады....

Основные принципы подготовки младших школьников к участию в олимпиадах по английскому языку

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Преимущества систематического обучения детей иностр...

Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...

Семинар-практикум : "Система подготовки младших школьников к ВПР и итоговым проверочным работам: методические решения"

Данные методические рекомендации помогут учителю начальных классов оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 1 - 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО; осуществить диагност...

"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"

В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...