Выступление по методической теме "Системно-комплексная диагностика образования выпускника начальной школы"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Материал раскрывает систему работы по организации  диагностики предметных и метапредметных умений  младших школьников на примере внедрения методик в работе с учащимися одного класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-комплексная диагностика качества образования выпускника начальной школы

Системно-комплексная диагностика (СКД) на уровне одного класса является составляющей модели системно-комплексной диагностики школы и должна выстраиваться в её логике. При этом не вызывает сомнений, что реализации данной модели должна осуществляться с учётом специфики каждого отдельно взятого класса: ступени обучения, возрастных и социально-психологических особенностей обучающихся и т.п.

Апробация модели на уровне выпускного класса начальной школы осуществляется  в экспериментальном режиме классным руководителем  в следующей последовательности:

Первый этап (подготовительный). На данном этапе был проведён анализ комплексной модели системно-комплексной диагностики в школе (результаты представлены в параграфе 2.2.), а также были определены основные критерии, показатели и методики анализа и оценки качества образования выпускника начальной школы с позиций системно-комплексной диагностики, которые стали основными её компонентами.

На втором (основном) этапе (2012-2013 г.г.) осуществлялось  измерение показателей качества в рамках критериев на основе отобранных диагностических методик. При определении данных параметров мы исходили  из комплекса критериев и показателей их оценки, характеризующих качество образования в общеобразовательном учреждении, а именно:

  • образовательные результаты: обученность; обучаемость; творческие достижения обучающихся;
  • сформированность системы универсальных учебных действий – уровень учебно-познавательной мотивации и развитие познавательных интересов; уровень сформированности самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативные умения;
  • валеологические ресурсы – состояние здоровья; валеологическая устойчивость к изучению школьных предметов; уровни комфортности и тревожности;
  • социально-педагогический показатель – духовно-нравственные и социально-ценностные ориентации учащихся.

Таким образом, был осуществлён отбор критериев, показателей и диагностических методик, которые приведены ниже.

Критерий 1: Образовательные результаты.

Показатели:

  1. Академическая успеваемость (средний балл).

  Методика: средний балл оценок за триместр, за год.

       высокий уровень    средний уровень       низкий уровень

 

                       

                               

Рис. 4. Обученность за I триместр

                   

 Рис. 5. Обученность за II триместр

Рис. 6. Обученность за III триместр

Рис. 7. Обученность за год

  1. Психологическая готовность к обучению в среднем звене.

Методика: комплексный тест.

Методика «Пиктограммы» заключается в исследовании особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. Классный руководитель поочередно называет слова или словосочетания, а ученик каждому слову рисует картинку, по которой потом сможет вспомнить какое – либо слово.

Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) заключается в исследовании степени концентрации и устойчивости внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Учащийся просматривает бланк ряд за рядом и вычёркивает определённые указанные в инструкции буквы или знаки.

     высокий уровень       средний уровень        низкий уровень

Рис. 8.  Психологическая готовность к обучению в среднем звене.

Критерий 2: Сформированность системы универсальных учебных действий.

   Показатели:

  1. Мотивация.

Методика: Н. Г. Лусканова  «Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов».

        Для изучения уровня школьной мотивации учащихся начальных классов предложена методика, состоящая из 10 вопросов. Вопросы отражают отношение детей к школе, к учебному процессу (Приложение 5).

 высокий уровень       средний уровень        низкий уровень

Рис. 9. Учебная мотивация

  1.  Самоорганизация учебной деятельности.

Методика: классный руководитель прослеживает процесс формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников.

   высокий уровень       средний уровень      низкий уровень

Рис. 10. Самоорганизация учебной деятельности

Критерий 3: Духовно-нравственные и социально-ценностные ориентации учащихся.

Показатели:

  1. Уровень воспитанности (на основе самооценки).

Методика: Н. П. Капустиной «Оценка уровня воспитанности» для начальной школы. Тест-опросник предназначен для использования классными руководителями и включает для оценки 5 качеств личности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника (Приложение 3).

   высокий уровень     средний уровень      низкий уровень

       

Рис. 11. Самооценка воспитанности

  1. Уровень воспитанности (на основе оценки учителя).

Методика: наблюдение классного руководителя над уровнем воспитанности младшего школьника

Рис. 12. Воспитанность, оценка учителя

  1. Поведение в школе.

Методика: наблюдение классного руководителя за поведением учащихся

   высокий уровень       средний уровень        низкий уровень

Рис. 12. Поведение в школе

  1. Уровень социализации.

4.1. Социальный статус в классном коллективе.

Методика: анализ классного руководителя  социального статуса детей в детском коллективе

   высокий уровень       средний уровень        низкий уровень      

Рис. 13. Социальный статус в классном коллективе

4.2. Навыки коллективной работы

Методика: наблюдение классного руководителя за умением учащихся работать в коллективе, команде.

   высокий уровень       средний уровень        низкий уровень

Рис. 14. Навыки коллективной работы, умение работать в команде

  1.  Коллективистские мотивы участия в делах класса, школы

 Методика: О. В. Лишиной «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

        Главная цель данной методики – это определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности. Учащимся предлагается опросник, который при анализе делится на 4 блока. Каждый из них состоит из четырёх вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности (Приложение 4).

   высокий уровень       средний уровень        низкий уровень      

Рис. 15. Коллективистские мотивы участия в делах класса, школы

        Критерий 4: Валеологические ресурсы. 

        Показатели:

  1. Медицинская группа здоровья.

Методика: классный руководитель распределяет учащихся по группам здоровья согласно данным медицинских карт

   высокий уровень       средний уровень        низкий уровень      

Рис. 16. Здоровье (группы здоровья)

  1. Уровень физической подготовки.

        Методика: анализируется мнение учителя физической культуры по

уровню физической подготовки учащихся.

                 Рис. 17. Уровень физической подготовки

 

Исходя из данных критериев, можно составить диаграмму итоговой оценки класса.

     высокий уровень       средний уровень        низкий уровень

 

                       Рис. 18. Итоговая оценка класса

        

Третий этап (аналитический) стал этапом комплексного анализа результатов и подведения итогов. Проанализировав данные системно-комплексной диагностики, можно проследить, что средний балл класса составляет 4,2 балла. Ни один параметр не достигает значения ниже теоретического среднего – 3,5 баллов.

Сильные стороны класса в целом:

  • обученность за триместры и за год (средний балл 4,7);
  • поведение в школе (4,6 б. по мнению классного руководителя);
  • воспитанность учеников – по мнению классного руководителя и самих учеников, (4,3 б.)
  • уровень физической подготовки, по мнению преподавателя физкультуры (4,3 б.)

А также уровень учебной мотивации (тест) - 4,2 б.

К относительно проблемным областям класса относятся:

  • логическое мышление (решение нестандартных логических задач) - 3,5 б.;
  • коллективизм (тест) - 3,6 б;

Таким образом, выпускники начальной школы овладели опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, воспитаны, адекватно ведут себя в школе и обладают необходимым для успешной адаптации в 5 классе качеством – достаточным (высоким или средним) уровнем учебной мотивации.

        

Выводы

Таким образом, системно-комплексная диагностика представляет собой систему деятельности в образовательной системе общеобразовательного учреждения, которая осуществляется систематически и постоянно; обладает свойством целостности, охватывая все компоненты образовательного процесса и субъектов педагогической деятельности; включает комплекс видов и форм диагностики, которые могут быть реализованы как поэлементно, так и в комплексе; между разными видами диагностики устанавливаются связи, взаимодействия и другие связи, характерные для открытых систем; дает научно обоснованные и достоверные данные о системных изменениях в общеобразовательном учреждении.         Системно-комплексная диагностика является средством анализа и управления качеством образования и обеспечивает необходимые организационно-педагогические и психолого-педагогические условия развития образовательно-воспитательной среды общеобразовательного учреждения в соответствии с предъявляемыми современным обществом требованиями к качеству образования.

        При помощи модели системно-комплексной диагностики, в школе отрабатывается механизм самооценки как инновационного пути оценки итогов работы силами школьного менеджмента, на основе имеющихся и находящихся в разработке систем мониторинга изменений в образовательной  системе.

        Результативность системно-комплексного подхода к управлению качеством образования школьников в целом оценивается по следующим инвариантным показателям, отражающим процесс целостного развития растущего человека: дидактический показатель (обученность), психологический показатель (мотивация и развитие познавательных интересов), социально-педагогический показатель (духовно- нравственные и социально-ценностные ориентации учащихся).

Данные показатели легли в основу для разработки микромодели системно-комплексной диагностики на уровне выпускного класса начальной школы, которая включает следующие критерии и показатели оценки качества образования выпускника начальной школы: 1) образовательные результаты (академическая успеваемость, психологическая готовность к обучению в среднем звене); 2) сформированность системы универсальных учебных действий (школьная мотивация, самоорганизация учебной деятельности); 3) духовно-нравственные и социально-ценностные ориентации учащихся (воспитанность, поведение, социализация, готовность к коллективной работе, социально-коллективистская мотивация); 4) валеологические ресурсы (медицинская группа здоровья; физическая подготовка).

        Системно-комплексная диагностика как форма анализа качества образования дает надежные, математически грамотные и статистически обеспеченные результаты, которые могут быть использованы как  в индивидуальной педагогической и воспитательной работе с учениками, так и при стратегическом планировании образовательной деятельности ОУ в целом. Она удобна, наглядна и проста в применении. Обработка данных, занесение их в единую электронную базу и последующий статистический анализ с помощью программы  Excel не требуют каких-либо специальных знаний и в принципе доступны любому педагогу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....

Выступление на методическом объединении «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».

Тема. «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»....

Выступление на педсовете "Модель выпускника начальной школы"

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.Каким должен быть выпускник начальной школы,...

Выступление на заседании МО на тему "Портрет выпускника начальной школы"

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования  знаний, установок, личностных ор...

Выступление на педсовете по теме:"Модель выпускника начальной школы"

В презентации представлен материал о том, как должен выглядеть ученик, завершивший обучение на ступени, начального общего образования....

Педсовет; выступление "Портрет выпускника начальной школы"

Представлена презентация и текст выступления по теме "Портрет выпускника начальной школы". В статье описаны критерии качеств,которыми должен обладать выпускник....

Диагностика сформированности действия планирования у выпускников начальной школы

Умение составлять план, или планировать, одно из наиболее важных регулятивных универсальных действий, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена ныне действующими Ф...