ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
материал по теме


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Основные этапы исследовательской работы (по Савенкову А.И.):  

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9.    Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Долгун Е.. 46 группа КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2

1.ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ГРАНИ НАУКИ» HTTP://PEDAKADEMY.RU/?PAGE_ID=119 Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Слайд 3

2. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ«СВЕТ ПОЗНАНИЯ-2018» HTTPS://OPEN-HANDS.RU/SVET-POZNANIYA Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Слайд 4

ПЕРЕЧЕНЬ НОМИНАЦИЙ КОНКУРСА: Исследовательская работа: астрономия и космонавтика Исследовательская работа: иностранные языки Исследовательская работа: информационные технологии Исследовательская работа: история Исследовательская работа: краеведение Исследовательская работа: литература Исследовательская работа: математика Исследовательская работа: музыка Исследовательская работа: окружающий мир Исследовательская работа: робототехника Исследовательская работа: русский язык Исследовательская работа: технология Исследовательская работа: физическая культура

Слайд 5

3. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «МОЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 2018» HTTP://WWW.KLASSNYE-CHASY.RU/KONKURSY/DEISKIH-PROEKTOV-MOYA-ISSLEDOVATELSKAYA-RABOTA-2018 Цель конкурса: Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников. Задачи: формирование у детей исследовательских умений и навыков; развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы; поддержка творческой активности детей; предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

Слайд 6

4. ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ» HTTP://KONKURSGRAD.RU/ ВЫБЕРИТЕ-КОНКУРСЫ/КОНКУРС-БЛЕСТЯЩАЯ-ИДЕЯ ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»: а) Популяризировать науку; б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям; в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

Слайд 7

НОМИНАЦИИ: • Астрономия и космонавтика; • Техномир будущего: техническое творчество и изобретательство; • Математика и информационные технологии; • Краеведение; • География • Лингвистика (языки: русский, английский); • Литературоведение; • Искусствоведение; • Здравоохранение.

Слайд 8

5.МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "ОТКРЫТИЕ" HTTPS://KPFU.RU/PSYCHOLOGY/MEZHDUNARODNYJ-KONKURS-ISSLEDOVATELSKIH-I-323841.HTML Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. Задачи конкурса: повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников; развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов; обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.

Слайд 9

НОМИНАЦИИ: юный натуралист; юный психолог; юный писатель; юный краевед; юный математик; юный художник; юный языковед.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для младших школьников

  1. Почему тигр полосатый?
  2. Почему у кошки в темноте светятся глаза?
  3.  Разные породы лошадей
  4.  У кого длиннее хвост?
  5. Удивительный мир динозавров-великанов
  6. Как зимует воробей
  7. Ласточка — вестник добра и счастья
  8. Волнистые попугайчики
  9. Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
  10. Мои любимые пингвины
  11. Обитатели водоёмов
  12. Обитатели пресных водоемов
  13.  Почему у камбалы глаза на одной стороне
  14. Комар: казнить нельзя, помиловать…
  15. Кто живет в компьютере?
  16. Кто как приспосабливается к окружающему мир.
  17. Почему бабочки не живут в городе?
  18. Чудесное превращение гусеницы в бабочку
  19. Какую воду мы пьём?
  20. Каким воздухом мы дышим?
  21. Шоколад – вред или польза.


Предварительный просмотр:

Алгоритм проектной деятельности.

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

Проект – это «Пять П»

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация



Предварительный просмотр:

Конкурсы, фестивали проектов в начальной школе

1.Всероссийский творческий конкурс «Природа родного края!»

 Направление: экологическое.

https://оценика.рф/konkursy/priroda-rodnogo-kraya 

Номинации:

  • Рисунок - художественные работы, выполненные в любой технике исполнения (в том числе: коллажи, графика, компьютерная графика);
  • Фотография - постановочные, сюжетные фотоснимки (сюда не относятся фотографии поделок);
  • Поделка - все виды декоративно-прикладного искусства (аппликация, вышивка, выжигание, резьба по дереву, росписи по различным материалам, изделия из дерева, глины и т.п.);
  • Презентация - презентация, коллаж из фотографий
  • Стихотворение - рассказ в стихотворной форме о природе вашего края или населенного пункта;
  • Эссе - описание природы родного края, индивидуальные впечатления и соображения автора (не более 2 страниц).  
  1. Международный детский поэтический конкурс «Волшебная скрижаль-2018»

Направление: творческое.

http://skrizal.speshu-domoy.ru/pravila-bolshogo-detskogo-poehticheskogo-konkursa-volshebnaya-skrizhal 

Цели и задачи:

  • Активизация поэтического творчества детей
  • Выявление творчески одарённых детей среди участников Конкурса
  • Содействие развитию и обогащению литературного процесса, расширению пространства литературной жизни.
  • Привлечение внимания общественности к поэзии юных авторов.
  • Представление поэтических произведений юных авторов читающей публике, издателям, журналистам и критикам.

3. Всероссийский конкурс презентаций и методический материалов для учителей и школьников «Открытые ладони - Весна 2018»

Направление: творческое

https://open-hands.ru/open-hands 

Цель: представление и обобщение передового педагогического опыта, внедрение новых образовательных технологий (ИКТ).

4. Всероссийский конкурс проектов для школьников «Проекториум»

http://obrazshkola.ru/?page_id=840 - Образцовая школа

Направление: исследовательское, творческое.

Цель: Содействие системе проектного обучения согласно ФГОС и решению задач индивидуально-ориентированного обучения, развитие творческих способностей детей и формирование активной позиции учащихся в процессе проектной деятельности

5. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!» 

https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/811-i-vserossijskij-konkurs-sotsialnykh-proektov-obuchayushchikhsya-izmenim-mir-k-luchshemu-2017 

Социальный проект помогает учащимся проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций, способствует самоопределению, пониманию своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Цель конкурса: формирования гражданского сознания и социальных инициатив учащихся.

Задачи конкурса:

- развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии;

- активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли;

- выявление и развитие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности школьников;

- стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников

Социальные проекты

  • «Твори добро»
  • «О дружбе и друзьях»
  • «Дорогою добра»
  • «Моя семья»
  • «Книжкин дом»

Творческие проекты

  • Традиции народа по русским народным сказкам
  • Путь к успеху
  • «Уметь готовить - это здорово»
  • «Семейные праздники и традиции»
  • «Мой город»

Учебные проекты

  • История рядом с нами
  • Сохраним и защитим природу
  • В мире животных
  • Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
  • «Тайна школьного портфеля»

Исследовательские проекты

  • Моя малая Родина
  • Дорогие сердцу улицы
  • Лента времени моей семьи
  • Мой режим питания
  • «Сколько весит здоровье ученика»

Информационные проекты

  • Предсказание природы по народным приметам
  • Война и наша семья
  • Школа будущего
  • Семейные фотохроники
  • Путешествие в космос


Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе;
  2. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. – 2005;
  3. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе;
  4. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010;
  5.  Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников;
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников;
  7. Семенова Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: методическое пособие;
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....