Доклад « Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию предметного преподавания ».
материал на тему

Таран Татьяна Анатольевна

     В последнее время  именно в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

      ГКОУ « Специальная ( коррекционная) общеобразовательная   школа-интернат №25 »

                                                   с. Красногвардейское

   

                                     Выступление  на МО

« Интеллектуальное развитие   младших школьников через    интеграцию предметного           преподавания  ».

                                                                                Учитель: Таран Т.А.

                                       

                                     с. Красногвардейское          

                                                    2018г.

      В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира.

С моей точки зрения в основу такого комплексного образования ложится идея интеграции, которая является движущей силой интеллектуального развития младших школьников, повышает мотивацию в учебе.

     В последнее время  именно в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. Практика подтверждает хорошую интеграцию чтения и русского языка, чтения и музыки, математики и труда, ознакомления с окружающим миром и изобразительного  искусства или труда.

    Учитель может проводить не один интегрированный урок, а 2-3 урока подряд, объединяя три и более предмета: обучение грамоте – письмо – математика; чтение – музыка – рисование; ознакомление с окружающим миром – музыка – изобразительное искусство – труд. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса – интегрированном блоке.

   Проводя эти уроки по разным темам школьного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий. А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание; которое и есть целостное представление о мире. Для меня как для преподавателя начальной школы очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

    Например, при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина»  предлагала различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например, инсценирование сказки и так далее.  

  Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает интерес к учёбе (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов.

Так в первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо
очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача
учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней
учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не
потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.
Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к
процессу познания и активизирует деятельность.
   Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, 
и изобразительное искусство.
   В третьем классе можно интегрировать чтение, русский
язык, окружающий мир и изобразительное искусство.
   В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты
интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в
начальных классах по новым программам.


   Приведу фрагмент интегрированного урока русского языка и труда.

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Приёмы обработки бумаги.
В начале урока учитель сообщает тему занятия "Одушевлённые и неодушевленные предметы". Говорит, что сегодня попробуем разобраться, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. И ещё предстоит выполнить поделки из бумаги.  Изучение новой темы начинается с отгадывания загадки о снегурочке и снежинке. Учащиеся  описывают  подробно, всё что знают о данных объектах.  Далее изготавливают их. После рассматривают свои работы и называют отличия. Дети говорят всевозможные варианты. Учитель же добивается, чтобы в ответах прозвучало, что снегурочка - живое существо, а снежинка - неживое. После этого даётся понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет. Дети приводят свои примеры. Затем выполняется упражнение на закрепление. Учитель диктует слова, дети разделяют их на два столбика: одушевлённые и неодушевлённые. Упражнение проверяется. В конце урока учащиеся составляют рассказ о своих героях. Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового узнали на интегрированном уроке русского языка и трудового обучения. Данный урок прошёл интересно, живо, без шума. Дети работали увлеченно. При работе с ножницами развивается моторика мышц рук. При рисовании по шаблонам работает воображение, фантазия. При составлении и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь. И самое главное на этом уроке дети узнали, какие предметы мы можем отнести к одушевленным, а какие к неодушевлённым.

  Далее приведу фрагмент интегрированного урока:  «Формирование вычислительных навыков. Правописание безударных гласных. Природные зоны России».

 -Посмотрите на карту.  Какая огромная наша страна! Общая протяженность границ России 60933 км. Из них 38808 км – морские границы. Составьте уравнение и найдите длину сухопутных границ.    Х + 38808 = 60933

   Земля наша огромная, но каждый маленький кусочек страны, каждая пядь, как говорили в старину, дорога русскому человеку. Просклоняйте имена существительные 1 ряд – суша, 2 ряд – море. Будьте внимательны с безударными падежными окончаниями.

-Итак, первая наша остановка – зона арктических пустынь.  Скажите, где находится эта зона? Чем она интересна? Запишите под диктовку предложение, объясняя правописание безударных гласных.

Белые пустыни Арктики – это зона островов, лежащих около Северного полюса.

Белые пустыни Арктики – большие и обширные. Их площадь равна площади прямоугольника со сторонами 3000000 км и 9 км. Давайте найдем площадь Арктических пустынь.

    -Отправляемся дальше. Следующая зона – тундра.  Где расположена эта зона?

Составьте предложение из слов, объясните правописание безударных гласных. Оленеводство, занятие, тундры, население, основное. Разобрать по составу слово оленеводство.

Давайте решим задачу. Одно нанайское поселение держит 2 стада оленей по 210 голов в каждом, а эскимосское поселение – 3 стада оленей по 172 голов каждом. Сколько всего голов оленей в этих поселениях?

- Следующая зона – зона лесов. Где располагается эта зона? На какие подзоны можно ее разделить?  Самая широкая часть тайги 2000 км, самая узкая часть – 500 км. Во сколько раз узкая часть тайги меньше широкой? Запишите и выполните действие   2000 : 500 =

И совершенно естественно, что в этой зоне много животных, ведь питание найти здесь могут многие. 

Запишите предложение, вставьте вместо картинок слова, проверьте написание безударных  гласных.

В тайге живут     разнообразные животные и птицы: кедровка, бурундук, летяга, медведь, зайцы,   полевки.  

-Определите склонение имен существительных – названий животных.

-Следующая  природная зона – степь. Покажите на карте эту зону. Это зона – место, где мы с вами живем. Получается, что мы вернулись домой. Значит, пора подвести итог нашего путешествия.

    Преимущества интегрированных уроков следующие:  интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы

При подготовке и проведении таких уроков, я учитываю психологические особенности учащихся, стараюсь оптимально отбирать методы, средства и формы обучения. Применяю педагогические технологии, предполагающие построение учебного процесса на игровой, развивающей, опережающей основе. Использую в педагогической практике различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную работу.

    Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам.  Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно интегрировать.

Развитие интеллектуальных способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели – формирование интеллектуально развитой личности.

        

Используемая литература.

1.Грищенко Н.В. Интегрированный урок русского языка и природоведения.  //Начальная школа.  - 1995. - И II. - С. 25-28.

2.Данилюк Д. Я.  Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.

3.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.

4.Лямина 3.Н. Интегрированные уроки - одно из средств

привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. -

1995.  - №II.  - С. 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Доклад "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

           Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Существует ряд приёмов для решения этой проблемы....

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...