ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья

Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. А когда задаёшь ученику вопрос, связанный с историей Воронежского края, то выясняется, что у него очень скудные знания в этой области. Большинство школьников, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей края. Многие не знают, как жили люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, какие традиции они чтили, как украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания своих учеников, что они являются носителями культуры.

Неслучайно в последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков. «Где родился, там и пригодился», – известная пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, а я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и внеурочное время. Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления.

Современный мир значительно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе – формирование у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде. Важно начинать заниматься изучением истории родного края с младших классов. С 1 класса я начинаю проводить интегрированные уроки. Интеграция краеведения в изучение предметов общеобразовательного цикла – важный фактор воспитания сознательного гражданина и патриота.

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
         Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. Для повышения их заинтересованности использую и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто
быстрей найдет?»: какие животные и растения в нашей Воронежской области находятся на грани исчезновения или уже исчезли?
        При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Они с большим желанием участвуют в проектно- поисковой деятельности по темам «Родословная моей семьи», «Сказки Воронежской земли».

     Изучение  краеведческого материала  в  школе , особенно  в   начальной , воспитывает в ребенке патриотизм, гордость за свою страну и за свой край. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Школьник, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом.

Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Поэтому важно знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края.    В своей работе краеведческий материал я использую на разных уроках. По окружающему миру провожу открытые уроки: «Наш край, поверхность нашего края», «Водоёмы нашего края», «Растительный и животный мир»; внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о Воронеже», «Храмы Поворинского района», «Школа Поселковая, тропиночка знакомая».

        Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

      Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

              -Умение применять свои знания в решении практических задач.

              -Умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

              -Познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

          -Создает условия для  работ  исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников  краеведение  помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Краеведческий материал учит ребёнка знать свою историю, историю своего края, помогает школьнику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой Родине.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА     В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ...

Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....

Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем....

Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...