Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
статья по русскому языку

Степанова Мария Евгеньевна

Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarno-orfograficheskaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Словарно-орфографическая работа в начальной школе.

Всем известно, что орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. является одной из ведущих. Ведущей проблемой в курсе русского языка в начальных классах является формирования орфографического навыка,  от степени сформированности которого,  зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах. Структура орфографического действия довольно сложна для младших школьников. Трудность состоит в том, что ученик должен сам пройти шаги орфографического действия:

  • найти орфограмму;
  • определить ее тип;
  • наметить способ решения;
  • определить последовательность шагов решения задачи;
  • выполнить намеченную последовательность действий;
  • написать слово в соответствии с решением орфографической задачи;
  • осуществить самоконтроль.

Но также, программа начального обучения по русскому языку дает обязательное усвоение ряда слов (словарные), правописание которых не проверяется, а основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить.

Термин «трудные слова»: это слова, имеющие в современном языке непроверяемые и трудно проверяемые написания.

Трудные слова делят на следующие группы:

  • слова, трудные для учащихся с точки зрения:

 1) написания (велосипед),

 2) написания и произношения (комбайнёр, с глазу на глаз);

 3) написания и значения (жокей, без удержу);

 4) написания и связи с другими словами (перила);

 5) написания, значения и связи с другими словами (реагировать);

 6) написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель).

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы Cловарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка [7]. Поэтому одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы (Лободина Н.В., Прудинкова А.В, Ладыженская Т.А, Баранов М.Т.), выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Учитель в процессе работы может связать различные виды словарной работы с содержанием занятий:

  • работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
  • работа может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок);
  •  словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит и др.).

Хорошая память. – это залог успеха в работе над трудными словами.Любая недооценка памяти ребенка, умения запоминать и воспроизводить, может принести немалый вред, особенно в начальных классах, где у детей еще мало знаний и опыта, позволяющих строить сложные цепи рассуждения, т.е. решать грамматико-орфографические задачи, делать самостоятельные выводы. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено только запоминанием.Процесс запоминания облегчается привлечением к восприятию различных анализаторов: зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные органы восприятия и быть достаточно разнообразными.

В работе со словарным словами условно выделяются несколько разделов:

  • объяснение нового слова для запоминания;
  • закрепление, включение его в речевую практику;
  • лексические значение

Все части взаимосвязаны и применяются на уроках в теснейшей зависимости друг от друга, переплетаются, дополняя одно другим.

Этапы работы с словами с непроверяемыми орфограммами:

  1. Предъявление нового слова
  2. Работа над запоминанием, включение в активный словарь ребенка
  3. Проверка уровня усвоения

Приведем пример некоторых видов работы со словарными словами:

1 этап

  • загадка
  • картинка, желательно с образным выделением проблемного места
  • описание признаков \лексическое значение
  • ребус
  • предъявление слова синонима\антонима
  • анаграмма
  • игра «Найди лишнее слово\картинку»
  • составить слово из проблемных букв других словарных слов
  • собрать из букв, слогов
  • кроссворд
  • и т.д.

2 этап

  • проговаривание слова правильно, с выделением проблемного места
  • проговаривание по слогам
  • уточнение лексического значения слова
  • подбор синонимов \ антонимов \ однокоренных слов
  • составление словосочетаний \ предложений
  • картинки – ассоциации
  • слова – ассоциации (кАрман-дырА)
  • стишки-рифмовки
  • тематические группы для запоминания
  • запись слова , выделяя другим (зеленым) цветом орфограмму
  • вставить в слова пропущенные буквы
  • запись слов по алфавиту, постановка ударения. деление на слоги, выделение нужный буквы
  • разделить слова на группы по разным критериям
  • в конце каждой домашней работы , ребенок прописывает слово целую строчку, но не менее 5 раз , используя зеленую ручку
  • синквейн
  • письмо по памяти четверостиший, в которых есть словарные слова

Одеяло убежало,
Улетела 
простыня.
И подушка, 
как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)

  • списывание и трактование фразеологизмов\пословиц со словарными словами (Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).)

3 этап

  • картинный диктант
  • карточки - слова с «окошечками»
  • диктант, в котором надо записывать только слова  по заданному признаку (например, только 1 склонения…)
  • зрительные диктанты
  • творческий диктант\диктант по лексическим значениям
  • диктанты самих учеников по цепочке выбранные ими слова
  • вспомнить и записать все слова на заданную букву, при проверке с проговариванием  дописывать слова, которые вспомнили товарищи
  • кроссворды составленные учителем
  • кроссворды , составленные учениками дома
  • найти и исправить ошибки в записанных на доске\карточке словах

Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами. Необходимо предлагать учащимся задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и цели  лексические, т.е.  направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию детского словаря. Только в таком случае работа станет содержательной,  интересной для детей, а значит  и более эффективной, так как  всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.

Литература

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
  2. Кулакова Н.В., Автушко Л.И., Веккессер М.В., Мамаева С.В. СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
  3. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
  4. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
  5. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
  6. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2003.
  7. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.
  8. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20542


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА     В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ...

Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....

Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеклассной работе....

Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...