Методические рекомендации по организации групповой работы
методическая разработка

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekom._po_gruppovoy_rabote.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации групповой работы

I этап. Планирование групповой работы на уроке

В последнее время, когда ценность активных методов возросла, в педагогической литературе часто встречаются рекомендации использовать групповую работу на уроке, говорят об эффективности ее использования для решения широкого круга задач. Однако, по мнению исследователей РО, речь должна идти о выращивании групповой работы, точнее, умений детей, необходимых для успешного совместного поиска. Результатом (идеальной формой) этого процесса становится, как сформированная у учащихся способность организовывать работу группы (планировать действия; распределять роли; соблюдая нормы сотрудничества реализовывать задуманное; представлять свои выводы в виде модели, схемы и т.д.), так и самостоятельное инициирование детьми совместной работы. И если на первом этапе, который описан выше, учитель предлагает школьникам поработать в паре, группе, то уже на втором этапе (2-3 классы) инициатива постепенно передается детям. Поэтому, говоря о планировании учителем групповой работы на уроке, мы имеем в виду определение и создание, ситуаций, где возможно (но необязательно состоится) ее инициирование детьми, а так же детальное продумывание организационных моментов.

Таким образом, планируя урок, выстраивая его содержание, учитель продумывает следующие моменты.

1.   Место и задачи групповой работы, на, уроке.

Напомним, что необходимость объединения детей в группы для выполнения задания возникает в следующих случаях:

  • задача не может быть решена индивидуально;
  • совместное обсуждение значительно ускоряет процесс поиска решения;
  • специфика задания такова, что требует распределения операций (которые нужно выполнить для получения результата) между членами группы.

Выращивание групповой работы фактически предполагает одновременное формирование нескольких видов способностей: способность к «коллективному мышлению» для нахождения способа решения определенного класса задач; способность организовать совместную работу; способность к рефлексии. Эти способности, являясь, с одной стороны, необходимым условием эффективного совместного поиска, с другой стороны, могут быть сформированы только в процессе постепенного выращивания групповой работы.

На первом этапе (1 класс) основной задачей групповой работы является овладение детьми нормами сотрудничества, обучение способам организации совместного обсуждения. Конкретно-практические задачи (математические, лингвистические или др.) служат средством для проведения такой работы, позволяют сделать совместный поиск содержательным. После того, как правила работы группы освоены (в основном, соблюдаются самостоятельно) школьниками, акцент переносится на поиск, конструирование учащимися способа решения определенного класса задач.

9

2.        Состав групп и место их расположения.
Принципы   формирования   групп   и   их   количественный   состав   подробно   описаны

Г.А.Цукерман в работе «Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина» и др.

Желательно, чтобы смена форм работы сопровождалась сменой партнеров по обсуждению и сменой места расположения учащихся в классе, в т.ч. сдвиганием парт, перестановкой стульев.

3.        Продолжительность работы групп.

Групповая работа обычно является кульминационным моментом урока, требующим от ребенка умственного и эмоционального напряжения, поэтому продолжительность ее должна быть небольшой. Временные рамки лучше задавать более сжатыми, при необходимости продлевая время. По мере того, как способ работы становится привычным для детей, соблюдение регламента отслеживается строже. Оптимальное время работы малых групп в начальной школе 5-7 минут, полный цикл: групповое обсуждение, межгрупповой диалог и рефлексия совместной работы - 15-20 минут.

4.        Возможные варианты решения.

Учитель продумывает варианты решения, которые могут быть предложены детьми, учитывает возможные «переносы» прежних способов действий и составляет свои вопросы детям в подобной ситуации. Однако практика показывает, что часто педагогу не удается «увидеть» все детские варианты, поэтому нужно быть готовым достаточно быстро вместе с детьми проанализировать их. В этом случае наиболее эффективным оказывается такой способ организации работы: учитель спрашивает «как рассуждала группа?» и предлагает учащимся задать группе вопросы «на понимание».

5.        Способы фиксации результатов совместной работы.

Группы должны получить от учителя ясные ориентиры: какого рода результат ожидается от их обсуждения, и в какой форме он должен быть отражен. Результат совместной работы может быть зафиксирован в виде модели (схемы, рисунка), алгоритма действий, словесной формулировки. В начале освоения процедуры представления результата, задается один из способов его фиксации (чаще, это модель). Со временем (3-5 класс), когда задачи групповой работы усложняются, ребятам можно предложить отразить найденный (сконструированный) способ решения в виде модели, сформулировать правило, записать порядок действий, которые необходимо осуществить, применяя способ (алгоритм). Важно приучить детей оформлять результаты работы четко и аккуратно, ориентируясь на то, чтобы быть понятыми другими. Представление результатов на отдельных листах, позволяет экономить время урока и делает более мобильным обсуждение, создавая возможность группировки и перегруппировки способов (вариантов) решения.

Желательно продумать заранее расположение записей на доске, определив на ней место результатов работы групп. Понятно, что сориентироваться, найти удобный для обсуждения вариант расположения листов с результатами можно только на уроке. Конечно, никаких жестких канонов здесь не существует, однако могут быть полезны следующие советы.

■ Если среди результатов есть одинаковые, но по-разному представленные, хорошо вначале расположить листы произвольно, а затем предложить детям посмотреть и найти разные варианты решения. В ходе обсуждения происходит перегруппировка работ (выделяется группа «одинаковые»).

10

  • В случае, когда все способы, предложенные детьми, различны, и среди них есть один близкий к общепринятому, желательно его поместить последним, чтобы иметь возможность обсудить все варианты.
  • Если группы решали разные задачи (3-5 класс), обсуждение окажется эффективным при последовательном вынесении каждой группой результатов своей работы, которое сопровождается отчетом (пояснениями, рассказом).

II этап. Проведение групповой работы.

Наиболее распространенным в практике развивающего обучения способом организации учебной дискуссии является межгрупповой диалог.

Порядок работы при этом способе таков:

  1. Постановка проблемы.
  2. Образование групп, распределение ролей в малых группах.
  3. Групповой диалог.
  4. Представление результатов обсуждения.
  5. Межгрупповой диалог.
  6. Подведение итогов.

Момент объяснения целей и задач, момент образования групп и момент начала выполнения задания необходимо разделить во времени.

Постановка задачи для групповой работы требует особой четкости, она должна быть сформулирована коротко и понятно для детей.

Далее, учитель дает время (2-3 минуты) для выбора группы и ее размещения. Если задания для всех групп одинаковые, то одним из способов образования групп может стать назначение педагогом лидера (или организатора) для каждой группы, который набирает себе группу.

Прежде, чем группы приступят к работе, необходимо предложить им повторить задание. Это обязательный элемент начала совместной работы. Позже, когда детьми освоены нормы и правила сотрудничества, педагог, наблюдая за работой групп, лишь проверяет, поняли ли учащиеся задачу, правильно ли ее сформулировали.

Вначале взрослый помогает организовать работу группы:

  • обсуждает с детьми способы распределения обязанностей, соблюдение норм сотрудничества;
  • задает или конструирует вместе с детьми положительные образцы;
  • учит фиксировать результаты работы четко и аккуратно.

В дальнейшем, мера помощи группе уменьшается, учитель «вмешивается» в работу группы по коллективной просьбе, в которой должна быть точно сформулирована проблема. Г.А. Цукерман пишет об этом так: «Её [дискуссию в группе совместно работающих детей] организует взрослый, но, раз начавшись, эта работа далее не требует соучастия взрослого».

Особое внимание необходимо уделить постепенному выращиванию организаторов групп. Функции организатора детально изложены СТ. Танцоровым в пособии «Групповая работа в развивающем обучении». Учитывая возраст учащихся начальной школы, видимо, можно говорить о нескольких основных функциях организатора, выполнению которых нужно специально обучать детей.

11

Итак, организатор:

  • просит перед началом работы сформулировать задание еще раз, убеждается, что все поняли его смысл;
  • предлагает определенный способ работы, группа обсуждает его;
  • следит за тем, чтобы группа не уходила от обсуждения поставленного вопроса (может остановить обсуждение вопросами «что ты сейчас делаешь?», «зачем ты это сейчас делаешь?» или «что ты хочешь сделать?»);
  • следит за тем, чтобы работали все, а не кто-то один, задавая вопросы: «какие еще версии возможны?» или «кто думает иначе?»

Контроль за соблюдением времени, которое отведено на работу, также является обязанностью организатора. В связи со сложностью, многофункциональностью описанной роли, учитель назначает организаторов групп.

Остальные роли (если это необходимо) самостоятельно распределяются детьми в группе.

По окончании группового обсуждения учитель выясняет у детей «готова ли группа представить результат?», «каждый ли может доложить?» Таким образом, педагог убеждается в том, что все учащиеся могут рассказать о ходе и результатах работы своей группы.

Итоги работы групп подводятся по двум направлениям: как было организовано совместное обсуждение, и какие содержательные выводы сделаны.

Методические рекомендации по организации рефлексии групповой работы предложены в таблице, размещенной ниже.

В тетради «Учусь работать вместе», составленной Кубчинской Н.В., учителем начальных классов гимназии № 18, г. Луцка, описаны как варианты вопросов для оценки каждым своего участия в совместной работе, так и вопросы для групповой рефлексии. Мы сочли необходимым привести здесь две страницы этой тетради.

Страница 1. Я оцениваю мою работу в группе.

Имя        

Дата         

Члены моей группы

__________________        ____________________        __________________

__________________        ____________________        __________________

  • Я слушал/слушала, когда другие говорили.
  • Я предлагал/ предлагала свои идеи.
  • Я спрашивал/спрашивала других об их идеях.
  • Я делился/делилась материалами и инструментами.
  • Я обращался/обращалась к моим партнерам за помощью, когда она мне была нужна.
  • Я помог/помогла кому-то в моей группе.
  • Я сказал/сказала другим, что мне нравятся их идеи.

□        Я соблюдал/соблюдала очередность и старался/старалась, чтобы другие тоже следили за
этим.

12

Страница 2. Оценка групповой работы

В Ч Н Мы всегда убеждаемся в том, что все понимают задание.

В Ч Н Мы выслушали идеи и мысли других.

В Ч Н Мы были очень терпеливыми, когда объясняли самые сложные части задания

друг другу.
В Ч Н Мы делились всеми материалами друг с другом.
Нашим самым большим успехом было        

               ________________________________________________________________________________________

В следующий раз мы ______________________________________________________________

               ________________________________________________________________________________________

III этап. Анализ групповой работы.

Учитель может определить эффективность состоявшейся на уроке групповой работы, ответив на такие вопросы:

  • Произошло ли принятие задачи каждым ребенком?
  • Целесообразным ли было проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи?
  • Удалось ли детям быстро собраться в группы и распределить обязанности? Следили ли организаторы групп за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только мнения «сильных» учащихся?
  • Возникали ли у учащихся проблемы с организацией работы группы?
  • Заботилась ли группа о том, чтобы каждый ее участник мог озвучить результат совместной работы?
  • На чем делали акцент дети при обсуждении результатов групповой работы? Чем она была для них полезна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Данная методическая разработка посвящена проблеме организации сотрудничества школьников в процессе обучения. В ней подробно представлена организация групповой работы на уроках в начальной школе. Данна...

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...

Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.

Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы....

Методические рекомендации к организации внеурочной работы в начальной школе.

Данные методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных клас...

Методические рекомендации по организации коллективной работы у младших школьников на уроках изобразительного искусства

  Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в коллективную работу. Так...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...