Выступление по теме "Развитие профессионального и творческого потенциала учителя в условиях ФГОС"
статья

Сыромятникова Елена Ильинична

В статье раскрыты качества личности современного учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ КР ОО «Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов

Сыромятниковой Е. И.

с. Кривчиково, 2019 год

     Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска,  нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

    Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: 
– научным психолого-педагогическим мышлением
– высоким уровнем педагогического мастерства, 
– определенной исследовательской смелостью, 
– развитым педагогическим чутьем и интуицией, 
– критическим анализом, 
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

    Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное мастерство необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.

    Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

    Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.

    Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– информированность о нововведениях;

– материальная база.

    Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.

Критерии успешности учителя

Педагогические

  1. Уровень обученности наших учеников
  2. Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.
  3. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
  4. Образование педагогов и повышение квалификации
  5. Способность к самоанализу, рефлексии
  6. Инновационная деятельность

Психологические

  1. Интерес, мотивация
  2. Сознательное обучение
  3. Взаимоотношение в системе «ученик-учитель»
  4. Учёт индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя

  1. Эмоциональность
  2. Выразительность речи
  3. Творческое начало личности.

Главные признаки творчества

оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов

взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание.

Уровни творчества педагогов

-педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности;

-педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.

Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе. 

Рекомендации преподавателю по развитию творческих способностей

1. Факторы, способствующие развитию творческой активности

  • система дидактических умений,
  • анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование,
  • система стимулирования педагогического труда

2. Источники творчества

  • изучение опыта коллег,
  • чтение научной литературы,
  • картотека интересных фактов,
  • вопросы учащихся, которые анализируются,
  • общение с коллегами, друзьями, учащимися.

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

3. Условия для творческого развития преподавателя

  • нравственно-психологический климат коллектива,
  • стимулирование к нестандартным решениям,
  • материальная база,
  • свобода критики,
  • проведение дискуссий,
  • влияние личности руководителя,
  • наличие свободного времени.

4. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося

  • педагогический такт,
  • способность к сочувствию,
  • сопереживанию,
  • артистизм,
  • умение ставит неожиданные вопросы,
  • создание проблемных ситуаций,
  • поощрение учителем детского воображения

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

6. Формы педагогического творчества

  • творческие группы: проблемные, инициативные;
  • разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели учителя и учащегося.

Модель учителя, развивающего творческую активность учащихся

  • Доброжелателен и чуток.
  • Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
  • Имеет высокий уровень интеллекта.
  • Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.
  • Широкий круг интересов и умений.
  • Имеет живой и активный характер.
  • Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
  • Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
  • Имеет творческое мировоззрение.
  • Обладает жизнестойкостью.
  • Имеет позитивную Я – концепцию.
  • Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
  • Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Коммуникабельность.
  • Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

8 заповедей творческой личности.

1. Будь хозяином своей судьбы.

2.Достигни успеха в том, что ты любишь.

3.Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4.Строй свои отношения с людьми на доверии.

5.Развивай свои творческие способности.

6.Культивируй в себе смелость.

7.Заботься о своём здоровье.

8.Старайся мыслить позитивно.

    Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей  повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой. Рефлексивная диагностика, вопросы себе помогают создавать рефлексивную среду с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность.

    Вопросы самому себе заставляют задуматься над собственным личностным ростом:

  • Что я ценю в себе больше всего?
  • Как я умею восстанавливать силы?
  • Удача любит меня или я – удачу?
  • От чего зависит мой внутренний настрой?
  • Чему я удивляюсь больше всего?

    Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в школе. Приоритетные правила трёх «П» (принять, познать, признать) и правила трёх «Д» (добросердечие, добропорядочность, добросовестность).

    Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...

Развитие творческого потенциала учителя на основе технологии педагогического целеполагания

Здесь представлен теоретический материал и фрагмент урока с использованием данной технологии...

Развитие профессионального и творческого потенциала учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете : "Развитие профессионального и творческого потенциала учителя начальных классов в условиях ФГОС"...

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС НОО

Тема моей работы: Реализация творческого потенциала педагога в сфере педагогической деятельности. В работе мы найдем значения и важность проявления творческого мышления в процессе работы учителя. Мы у...

"Творческий потенциал педагога в условиях реализации ФГОС"

Выступление на пкдагогическом совете....

Развитие творческого потенциала педагога, как условие успешной педагогической деятельности.

Начнём с анализа самого главного слова  в моей теме «Творчество».               Творчество – это все, что н...