Использование мультимедийных средств обучения в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
статья

Есмагулова Татьяна Викторовна

Использование мультимедийных средств обучения  в начальной школе  как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных средств обучения  в начальной школе  как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Целью и основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков учащихся сама по себе, а набор ключевых компетенций. Поэтому перед учителем  стоят задачи усилить направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Для этого необходимо, на наш взгляд, применять интерактивные и коммуникативные методы обучения. Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов  позволяет поднять учебный процесс на новый уровень.

Учитель должен стремиться к созданию таких условий для каждого учащегося, выбирать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения  в начальной школе. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика выступает учитель. От ученика требуется сосредоточенность, внимание. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их склонностей, интересов и т.д. Внедрение в учебный процесс мультимедийных программ не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. В первую очередь, безусловно, важна компетентность педагога в своей предметной сфере. Не менее важен профессионализм учителя в работе с учащимися, опыт и желание постоянно совершенствоваться. Однако сегодня уже трудно не заметить огромных преимуществ использования информационных технологий на уроке и во время подготовки к нему.

Одной из составных частей моих уроков является мультимедийная презентация, подготовленная мною и/или учащимися. Она удобна и для учителя, и для учеников. Презентации, кроме текста, могут включать картинки, таблицы, графики, видео и музыкальное сопровождение. Они используются мной на уроках для достижения разных целей – при обучении навыкам говорения, проведения тестовых заданий, для демонстрации богатейшего материала по страноведению, на этапе изучения нового материала, при опросе и т.д. Мною были разработаны блоки уроков на темы: «Телевидение: за и против», «Проблемы молодежи», «Путешествие по родному краю», «Охрана окружающей среды», «Здоровый образ жизни», «Путешествие по Вашингтону», «Лондон – столица Великобритании», «Кумиры молодежи»  и др. Собрана большая коллекция видеоматериалов –  видеокассеты, DVD-диски, систематически используемые мною на уроках и во внеурочной деятельности с целью сделать свои занятия интереснее и нагляднее.

Составление презентации требует большой подготовки по подбору материала, продумыванию структуры презентации, выбору оформления и т.д. Очень часто презентации являются примерами для работ учащихся по прохождению темы. Вначале дети – только благодарные зрители, но постепенно становятся активными участниками процесса. Ученики 4  класса делают презентации о себе по пройденным темам «Моя семья», «Хобби», «Моя квартира», «Моя школа», «Семейные праздники», «Мой день». На слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им рассказывать. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке.

В работах младших школьников это не только рассказы о фактах своей жизни, но и попытка выразить свое отношение к происходящему вокруг. Следующей формой работы являются проекты. Интерес к мультимедийным технологиям настолько велик, что школьники с удовольствием сами создают компьютерные текстовые работы и мультимедийные проекты. В основном большинство проектов выполняются моими учениками в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала. Работа над исследовательским проектом – это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов. Он интересен и по силам тем учащимся, которые увлечены данным предметом и хотят быть настоящими исследователями, получить навык работы с научной литературой, а также научиться практическому применению знаний в области информационных и компьютерных технологий. Эти знания, умения и навыки обогащаются и шлифуются в процессе исследовательской деятельности.

При создании проектов мы активно используем социальную проблематику, что, по нашему мнению, повышает интерес учащихся к предмету. Результаты проектной деятельности мы представляли на  семинарах, конференциях  различного уровня и использовали на уроках. Убеждена, что работа над проектом – эффективный способ достижения главной цели изучения иностранного языка: овладеть этим языком, не ограничиваясь временными рамками урока. Творческий проект как форма внеурочной деятельности по предмету и средство повышения мотивации учащихся незаменим, на наш взгляд, при проведении  КВН, «круглых столов», конкурсов газет, при подготовке к концертам .

Я считаю, проект может успешно интегрироваться в традиционную систему обучения языку. Для учителя такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разного возраста. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что   такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку, т.е. является антисрессовой и здоровьесберегающей.                                                                 Для снятия усталости после предыдущих уроков и для восстановления работоспособности целесообразно использование музыки и песен, которые содержат богатый  материал. Исполнение песен под фонограмму или «караоке» способствует развитию  произносительных и грамматических навыков, пополнению словарного запаса, отработки речевых навыков, а также ознакомлению учеников с элементами культуры страны изучаемого языка и эмоционально окрашивает занятие. После такого «отдыха»  дети с удовольствием продолжат работу на уроке.

Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс доступом к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет, журналов, энциклопедий. Просмотр и чтение англоязычных сайтов помогает совершенствовать навыки чтения и учит детей ориентироваться в информационном потоке. Презентация – важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. Можно погулять по Великобритании, Шотландии, Лондону, Вашингтону, Нью-Йорку. Никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления. Результатом использования компьютера и материалов Интернета на уроках и внеклассных занятиях считаю творческую атмосферу общения и повышение мотивации изучения. Роль учителя – стать организатором общения, помощником и речевым партнёром учащегося.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Использование мультимедийных

средств обучения  в начальной школе

как условие повышения мотивации

и познавательной активности учащихся.

Подготовила : Есмагулова  Т.В.

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Открытый урок по русскому языку

 на тему : « Слово и словосочетание».

3 класс

Подготовила : Есмагулова  Т.В.

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Использование мультимедийных средств обучения в целях повышения качества образования.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность предлагаемого материала повышает уровень овладе...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучащихся»

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...