Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся с ЗПР
статья

Морозова Лариса Анатольевна

Материал для учителей начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование мультимедийных средств обучения

на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся с ЗПР»

Учитель начальных классов

ГБОУ школы-интерната г.о. Самары

Морозова Л.А.

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать слов и ребенок усвоит их налету»

К.Д. Ушинский

   В современном мире происходит модернизация образования, что обуславливает важные изменения в организации педагогического процесса в образовательных организациях. Меняются и применимые в образовательном процессе технологии.

   В своей педагогической деятельности учитель постоянно использует традиционную наглядность: различные схемы, таблицы, рисунки, карты, необходимые для качественного усвоения материала младшими школьниками. Но технический прогресс требует современных решений для модернизации учебной деятельности. На смену традиционной наглядности пришли мультимедийные средства, новые инструменты познания и демонстрации материала. Использование ИКТ способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

    Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования целостной личности учащегося.

     Мотивационная и познавательная сферы детей с ЗПР, так же как, впрочем, и другие стороны его психики, дисгармоничны с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами». Наиболее ярко это проявляется в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему обучению в школе. Для детей с задержкой психического развития характерны: отставание в развитии мышления, причём отмечается недоразвитие практически всех мыслительных процессов; поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней.

   Для таких детей характерен низкий уровень выполнения учебных и не учебных заданий обуславливается рядом причин:

- повышена утомляемость;

- непонимание и непринятие концепции «Я – ученик»;

- наличие отрицательных мотивов, негативно влияющие на познавательные интересы;

- низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы;

- бедность словарного запаса.

    Для повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся с ЗПР в коррекционной школе используется большой набор средств организации и осуществления процесса обучения — наглядные, словесные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, разнообразные, как традиционные и нетрадиционные технологии.

   В начальной школе невозможно провести урок без применения средств наглядности. И здесь возникают проблемы: где найти и как лучше его продемонстрировать. Особенно актуальны в начальной школе уроки с использованием мультимедийных технологий.  Дети с ЗПР имеют отставание в развитии всех форм мышления, более низкий уровень восприятия, неустойчивость внимания, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

  • Интернет в повышен учебной мотивации детей с ЗПР:
  • расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • дает возможности для профессионального роста;
  • открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  • позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    В повышении учебной мотивации детей с ЗПР:

  • расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • дает возможности для профессионального роста;

Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Мультимедийные технологии являются на сегодняшний день наиболее востребованным направлением использования информационных технологий в сфере образования.

Технология мультимедиа – это технология, которая обеспечивает одновременную работу со звуком, видеороликами, анимацией, статистическими изображениями и текстами в интерактивном режиме.

Одной из основных возможностей и преимуществ средств мультимедиа в образовательном процессе является одновременное использование каналов восприятия учащегося в процессе обучения (воздействия графической, аудио (звуковой) и визуальной информации).

   Мультимедийные технологии могут применяться при проведении практически всех видов учебных занятий, на различных этапах урока.

     В своей работе я использую:

- аудиовизуальные;

-визуальные;

-звуковые средства обучения.

     Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и запоминанию материала. Презентации облегчают показ рисунков, фотографий, графиков. Кроме того, используя анимацию и вставки видео фрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов.

Использование мультимедийных средств обучения способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

   Уроки на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

     Сопровождения, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются большим подспорьем на любом этапе урока.

     Слайды, выведенные на большой экран, – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель. может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.

      За все время своей педагогической деятельности мною было разработано большое количество презентаций практически по всем учебным предметам начальной школы для детей с ЗПР, а также для внеклассной работы. Да, это очень кропотливая работа и отнимает много времени, но это того стоит.

    Применение аудиовизуальных средств обучения использую не только на уроках ознакомления с новым материалом, но и на занятиях обобщения, систематизации и контроля знаний.

Например,

а) Презентация по окружающему миру «Природные зоны России. Пустыни» 4 класс. Изучение нового материала.  Презентация разработана для учащихся с ЗПР по учебнику Плешакова А.А.

https://disk.yandex.ru/i/tNxBBgxhwz0DeA

б) Презентация по математике. 1 класс. Обобщение изученного. Презентация разработана для учащихся с ЗПР 

https://disk.yandex.ru/i/_I-EtECjlLfuog

в) Интерактивный  тест по литературному чтению «Люблю природу русскую. Зима» 2 класс  Контроль знаний. Презентация разработана на основе шаблона Баженова А.А.

https://disk.yandex.ru/d/DU1nXGi8IgLuIQ

г) Физкультминутка «Дорожная»

https://disk.yandex.ru/i/99X_OS8qZZ5lzg

д) Презентация для внеклассного занятия по правилам поведения в лесу «Однажды в сказочном лесу»

https://disk.yandex.ru/d/3flM9g2ORbIDTA

     В своей практике я начинала с распространённым средством демонстрации учебного материала: презентации. Потом решила создавать и применять видеоролики. Конечно я ищу и нахожу на просторах Интернета нужные видеоролики к урокам, но мне всегда хотелось создать что-то свое, уникальное.

Самостоятельно созданные видео фильмы позволяют:

- отбирать и комплектовать материал в соответствии с целями урока,

- совмещать аудио, видео и иллюстративный материалы,

- определять длительность демонстрируемого материала,

- учитываются индивидуальные особенности класса.

      У младших школьников небогатая жизненная практика, особенно у детей с задержкой психического развития, и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи видеоролика мы можем подобрать иллюстративный и аудиоматериал в качестве дополнения к учебнику.

Видео могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для определения темы урока.

2. Как сопровождение объяснения учителя.

3. Как физминутку.

  Мною уже было создано несколько видеороликов по окружающему миру.

Один из них учебный ролик «Зона арктических пустынь». Тип урока: урок "открытия" новых знаний.

Технологическая карта урока

 https://disk.yandex.ru/i/lg0eZPCZUemU1Q

Видеоролик

https://disk.yandex.ru/d/hs4LrQlhEIl_-A

     Работая над роликом, подбирая видео и иллюстративный материал, главного персонажа, озвучивая его, я получила истинное удовольствие, даже не смотря на большое количество времени. А потом, показывая ролик, видя неподдельный интерес своих учеников, активное участие детей на уроке, решила продолжать создавать подобные видео уроки.

     Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Аудиовизуальные средства обеспечивают вовлечение младшего школьника в учебный процесс путём привлечения внимания, повышают уровень мотивации к обучению и способствуют развитию восприятия, позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

     

.

Используемые ресурсы:

Горбунова, Г.А. Формирование мотивации к учению / Г.А. Горбунова. - Уфа. : Вост. ун-т. - 2005.

Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. .[Текст]/ Н. Борякова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2002

Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)//http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/22/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole-umk-shkola

https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-tiekhnologhii-na-u.html

https://scienceforum.ru/2019/article/2018014786

https://koshkina-push-eldigino.edumsko.ru/articles/post/2777802

https://урок.рф/library/ispolzovanie_multimedia_tehnologii_v_nachalnoj_sh_074700.html

https://www.calameo.com/books/0040816089dbdb66ff16a

https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1615


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Возможности использованияИКТ в начальной школе....

Презентация к докладу на областной научно-практической конференции "Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе".

Презентация содержит материал по  использованию документ-камеры в различных видах работы в учебной и внеурочной деятельности....

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность предлагаемого материала повышает уровень овладе...

Использование мультимедийных средств обучения в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Использование мультимедийных средств обучения  в начальной школе  как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся...

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучащихся»

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...