Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Приставко Надежда Геннадиевна

Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и  их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применение их на практике. Урок помогает учащимся приобщиться к традициям русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka.docx36.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ г. МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №992

Конспект интегрированного урока

изобразительного искусства и музыки – 1 класс.

Тема урока:

«Широкая Масленица в звуках и красках»

Урок разработали:

Учитель изобразительного искусства

Кутилина Л.В.

Учитель музыки Приставко Н.Г.

г. Москва

2011г.

Конспект современного интегрированного урока

изобразительного искусства и музыки в 1 классе

Тема урока: « Широкая Масленица в звуках и красках»

Тип урока: Интегрированный

Цели урока: Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и  их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применение их на практике.

Задачи урока:

1)Образовательные: знакомство с традициями праздника Масленицы и отражение его в творчестве художника                    Б.М. Кустодиева «Масленица» и в музыкальном произведении  Н.А. Римского-Корсакова - фрагменте из оперы «Снегурочка».

2)Воспитательные: прививать интерес к произведениям музыкального и живописного искусства и воспитание любви к народным традициям.

3)Развивающие: развитие внимания, памяти,  творческого воображения, музыкального восприятия, умения и навыков в рисовании разными средствами и методами. Развитие вокально-хоровых навыков.

Оборудование урока: экран, проектор, телевизор, музыкальный центр, компьютер (презентация), шумовые музыкальные инструменты, раздаточный материал, кисти, краски, фломастеры, восковые мелки, наглядный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Звучит русская народная мелодия.

- Дети входят в класс.

-Приветствие:

  • Учитель музыки: (поет) Здравствуйте, ребята!
  • Дети:                       (поют) Здравствуйте, учитель!
  • Учитель музыки: (поет) Добрый день!
  • Дети:                       (поют) Добрый день!

- Проверка к готовности урока.

II. Введение в тему урока.

-Вступительная беседа.

-Название темы урока.

  • Учитель музыки: Как вам  кажется, музыка, под которую вы вошли  в класс предназначена для слушания каждый день или она должна звучать в какой-то особенный, запоминающийся день?
  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: А какой же праздник мы с вами празднуем целую неделю?
  • Учитель ИЗО: Если вы отгадаете загадку, тогда узнаете, как он называется: «Едят до икоты, кричат до перхоты, поют до надсаду, танцуют до упаду».
  • Отвечают дети: МАСЛЕНИЦА

III. Объяснение и закрепление нового материала.

  1. Работа с 1-9 слайдами презентации:

(Беседа как называются дни, когда празднуется масленица).

-  открывается 1-ый слайд презентации:

  • Учитель ИЗО: Да, ребята, это Масленица. Очень любили ее и величали различными ласковыми словами. Как вы думаете, какими?

-  открывается 2-ой слайд:

  • Отвечают дети:
  • Учитель ИЗО: - А почему мы так любим масленицу?

        -  Что еще вы знаете о праздновании Масленицы?

                                   - Сколько дней она празднуется?

  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: - Да, действительно, Масленица длится 7 дней

и каждый день имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.

- открывается 3-ий слайд:

  • Учитель музыки:

- Понедельник:– «Встреча», в этот день встречают Масленицу:

  строят горки, делают соломенную куклу-Масленицу,           устраивают качели. Санный поезд, запряженный ряжеными,  проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.

- открывается 4-ый слайд:

- Вторник: - «Заигрыши», с утра наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, играют и танцуют.

- открывается 5-ый слайд:

- Среда: - «Лакомка», теща приглашает зятьев на блины, а зятья приносят подарки и расписные пряники.

        - открывается 6-ой слайд:

                - Четверг: - «Широкий разгул»

  • Учитель музыки: как вы думаете, глядя на слайд, что делали в четверг?
  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: Вы правы. В этот день катались на санях, устраивали театральные представления, проходили кулачные бои, ходили по домам с бубнами, балалайками и начинали петь колядки. Давайте и мы с вами станем участниками Масленичного гуляния и заведем хоровод.

2)  Динамическая пауза: (пластическое интонирование)

- Дети водят хоровод  под песню «Мы давно блинов не ели».

- открывается 7-ой слайд:

- Пятница: - «Тещины вечеринки». В этот день зятья угощают своих тещ блинами. Зять обязан лично пригласить тещу.

- открывается 8-ой слайд:

- Суббота: - «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка. Она должна преподнести золовкам подарки.

- открывается 9-ый слайд:

  • Учитель ИЗО:

- Воскресенье: - «Прощеное воскресенье». В этот день торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью. В этот день все друг у друга просят прощение и прощают все обиды. И вы не забудьте в этот день попросить прощения у своих родных и близких.

  1. Работа с 10- 12 слайдами презентации:  

(Беседа о художнике, изображавшем масленицу).

  • Учитель ИЗО: Наш народ очень любит этот праздник. Всенародная любовь к Масленице нашла отражение в творчестве известных русских художников.

- открывается 10-ый слайд:

- Одним из таких художников был Б.М.Кустодиев. Сейчас вы видите его автопортрет.

  • Ребята, что такое автопортрет?
  • Отвечают дети.

- открывается 11-ый слайд:

- Посмотрите на картину Б.М.Кустодиева «Масленица».

  • Какими художественными приемами смог художник передать красоту природы и праздничное настроение Масленицы.
  • Отвечают дети.
  • Учитель ИЗО: Да, действительно деревья все в инее, небо яркое, разноцветное, и в нем стаи птиц кружат. Снег пышный, рыхлый. Из труб дым в небо поднимается, везде нарядные церкви видны, из-за маленьких домиков выглядывают. Сани мчатся,  везут их лошади в узорных уздечках.

А вон ребята катаются на салазках, в снежки играют.

- открывается 12-ый слайд:

  • Учитель ИЗО: На тему Масленицы Б.М.Кустодиев написал не одно полотно. Следующая картина называется «Масленичное гулянье».
  • Какие приметы Масленицы вы здесь видите?
  • Отвечают дети.

- открывается 13-ый слайд:

4) Работа с 13-14 слайдами.

    (Беседа о композиторе, написавшем оперу «Снегурочка»)

  • Учитель музыки: Ребята, Масленица нашла свое отражение в творчестве не только художников, но и русских композиторов. Одним из них был удивительный неповторимый композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков. Однажды, прочитав сказку русского писателя А.Н.Островского «Снегурочка», композитор решил озвучить ее и получилось большое музыкальное произведение – опера «Снегурочка».
  • А кто из вас знает, что такое опера?
  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: В этой опере есть эпизод, который посвящен Масленице, а вот какому ее дню – угадаете сами.

- Дети слушают сцену из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Прощай, Масленица».

- открывается 14-ый слайд:

  • Учитель музыки: Так какому дню посвящена эта сцена?
  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки: Молодцы.

-открывается 15-ый слайд:

 5) Работа с 15 слайдом.

   (Объяснение учителем приемов и методов украшения блинов).

  • Учитель ИЗО: Ребята, а мы ведь с вами забыли про вкусное-вкусное угощение, которым лакомились на Масленицу.

-Какое ?  

  • Отвечают дети: БЛИНЫ.
  • Учитель ИЗО: А знаете, ведь блин – это символ солнца. И сегодня мы с вами будем украшать блины, которые вы  видите перед собой.

- Ребята, а как вы думаете, чем украшали блины?

  • Отвечают дети:

  • Учитель ИЗО:

- Как же мы можем украсить наши блины, и какие способы и  методы при этом мы будем использовать?

- Как композиционно  правильно расположить узор на блинах?

  • Объяснение учителем о разных приемах и методах украшения блинов:
  1. Можно украсить в виде декоративной композиции, используя методы травного, цветочного, геометрического орнамента, используя при этом чувство ритма и цветовое восприятие, правильно заполняя пространство круга (центр и края).
  2. Так же можно придумать свой образ. При этом используя творческую фантазию (в виде разных животных или сказочных героев).

- Не забываем, что для украшения мы можем использовать разные знакомые методы и приемы рисования (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка), не забываем, что декоративный рисунок в круге – это равномерное чередование каких-либо элементов.

-Скажите ребята, а как надо держать кисточку при использовании метода примакивания, тычка?

  • Отвечают дети:
  • Учитель ИЗО: Не забудьте, что цветовая гамма должна быть яркой, насыщенной и контрастной.

-открывается 16-ый слайд:

 

IV. Творческая работа детей:

Дети под музыку П.И.Чайковского начинают рисовать узоры на блинах.

-открывается 17-ый слайд

  • Учитель музыки: Знакомит детей с пословицами и поговорками, связанными с Масленицей.

 

V. Подведение итогов:

  • Учитель ИЗО:

-На каком празднике мы с вами сегодня побывали?

-Какое блюдо обязательно готовят на масленицу?

-Посмотрите, какие красивые блины вы сегодня приготовили.

  Символом чего является блин?

  • Отвечают дети:
  • Учитель музыки:

-Какой композитор и художник помогли нам услышать и увидеть Масленицу?

-Что нового сегодня вы узнали про Масленицу?

  • Отвечают дети:
  • Учитель ИЗО: В какой день Масленичной недели принято просить друг у друга прощение?

- открывается 20 слайд:

VI. Оценка деятельности учащихся.

    Анализ работы класса на  уроке.

Спасибо большое вам ребята. Вы сегодня замечательно работали и успешно справились со всеми заданиями.

ЛИТЕРАТУРА:

Интернет – ссылки

1. Н.А.Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни»  М., Государственное музыкальное издательство, 1982.

2. Соловцов А. «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества»

    М., Музыка, 1984 («Классики мировой музыкальной культуры»)

3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». – М., 1989.

4. Шпикалова Т.Я.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» - М., 1979.

5. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М., 1981.

6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в на  чальной школе» - М., 2006.

7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник.- М., 1998.

8. История празднования Масленицы.                     http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/maslenichnaya/

          9. Масленица в песнях и загадках.  http://maslenica.my1.ru/index/0-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»

Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...

План-конспект интегративного урока технологии и изобразительного искусства на тему: «Городецкая роспись»

В соответствии с требованиями ФГОС сегодня урок должен включать в себя интегративные формы. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать ...

Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство)

Данный интегрированный урок разработан в УМК "Школа 21 века" . На уроке показана взаимосвязь двух видов искусства, создана атмосфера сотворчества, развивается умение коллективной работы и коллективног...

Презентация к интегрированному уроку музыки и изобразительного искусства "Широкая Масленица в звуках и красках"

Данная презентация содержит много наглядных и познавательных материалов для изучения традиционного празднования Масленицы на Руси, и поможет пробудить творческие и познавательные способности детей, ра...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Подснежник"

Урок расчитан для обучающихся во 2 классе. В уроке использованы интересные методы и приёмы обучения.  В уроке прослеживается связь между музыкой и изо, на примере музыкального произведения "...