Презентация: «Игры и упражнения по обогащению словарного запаса старших дошкольников»
презентация к уроку (1 класс)

По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. И главным инструментом познания мира является слово.

     Слово помогает понять и освоить его, помогает осознать себя как индивидуальность, является средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Поэтому от объёма словаря, от точности и правильности понимания значения слов, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст зависит успешность речевой деятельности, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. Поэтому важно постоянное общение взрослых с ребёнком и насколько полноценным оно является, будет зависеть объём и качество словаря дошкольника.

Чем совершеннее речь ребёнка,  тем успешнее будет его обучение в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_po_obogashcheniyu.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения по обогащению словарного запаса старших дошкольников Автор: Засядько В. К. ГБОУ Школа № 1056

Слайд 2

По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. И главным инструментом познания мира является слово. Слово помогает понять и освоить его, помогает осознать себя как индивидуальность, является средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Поэтому от объёма словаря, от точности и правильности понимания значения слов, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст зависит успешность речевой деятельности, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Слайд 3

Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объём словаря во много зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ребёнку . Ребёнок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления должны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким образом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. Поэтому важно постоянное общение взрослых с ребёнком и насколько полноценным оно является, будет зависеть объём и качество словаря дошкольника. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Слайд 4

Игры и упражнения по обогащению словарного запаса детей старших дошкольников «Из чего сделано?» Цель: учить детей классифицировать предметы по определённым признакам. Ход игры: взрослый просит ребёнка посмотреть вокруг и назвать только те предметы, которые сделаны из пластмассы (дерева, металла, стекла, бумаги, железа и т. д., а затем произнести: «Игрушка из пластмасса, значит она пластмассовая, дудочка из дерева, значит она деревянная и т. д .». «Найди противоположное слово» Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. - Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Луна видна ночью, а солнце. (днем). Огонь горячий, а лед. (холодный). Тополь высокий, а шиповник. (низкий). Река широкая, а ручей. (узкий). Камень тяжелый, а пух. (легкий). Редька горькая, а груша. (сладкая). - Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней. (темно). Если сумка не тяжелая, то она. (легкая). Если нож не тупой, то он. (острый).

Слайд 5

«Отгадай, что это!» Цель: учить сравнивать предметы Материал: предметные картинки Ход игры: выкладываем картинки перед ребёнком просим запомнить их, затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый переворачивает 1-2 картинки. Ребёнок открывает глаза и задаёт вопросы: «Живое, не живое? Из чего сделано? Какой формы? Это создано человеком (если не живой предмет) и т. д.». После отгадывания взрослый меняется ролью с ребёнком, теперь ребёнок переворачивает картинки, а взрослый угадывает.

Слайд 6

«Кто или что лишнее?» Цель: учить классифицировать предметы и дать обобщающие понятия Ход игры: Взрослый называет ряд предметов и просит ребёнка назвать какой лишний, объяснить почему. Например: «Курица, сова, индейка, гусь. Лишняя сова, т. к. курица, индейка, гусь – это домашние птицы, а сова дикая птица» и т. д. « Что делают?» Цель: учить подбирать нужные глаголы Ход игры: Взрослый называет слово, например «Звезда », а ребёнок должен подобрать как можно больше глаголов к нему (светит, горит, сверкает, блестит , скрипит, темнеет , тает) и т. д.

Слайд 7

«Всё наоборот» Цель: активизация словарного запаса. Ход игры. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: Длинный -. короткий, глубокий -. мелкий, мягкий -. твердый, легкий -. тяжелый, тонкий -. толстый, густой -. редкий, жидкий, сильный -. слабый. Говорить -. молчать, смешить -. довести до слез, разрешить -. запретить, падать -. вставать, смеяться -. плакать, зажечь -. потушить, помогать -. мешать

Слайд 8

«Назови ласково» Цель: активизация словарного запаса, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: взрослый называет животного, а ребёнок его ласково Белка – белочка, обезьяна – обезьянка, медведь – медведушка , бегемот – бегемотик , ёж – ёжик, слон – слоник, заяц – зайчик, лев – лёушка , лось – лосик , леопард – леопардик , морж – моржонок и т. д.

Слайд 9

«Опиши, какая (какой, что делает ?)» Цель: активизация словарного запаса. Ход игры: взрослый просит описать членов семьи, например мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет. Бабушка - … Дедушка - … Папа - … Брат - … Сестра - …

Слайд 10

Предлагаю принять во внимание перечисленные выше игры, активно их применять в своей работе как на занятиях так и в индивидуальной работе с детьми. Дидактические игры вызывают интерес к занятиям, повышению внимания, речевой активности, что способствует лучшему усвоению учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса детей

Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря. «По дороге домой»Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая...

Презентация Игры и упражнения по развитию речи

Методические приемы по развитию речи на уроках русского языка и чтения...

Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной коорд...

Презентация: «Игры и упражнения по обучению дошкольников звуковому анализу слова»

Умение правильно разбирать слова на звуки - развитие умения правильно писать в будущем. Также развивается фонетический слух. Фонетический разбор слова дети изучают в первом классе, но к этому вр...

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к чтению»

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит усп...

Презентация: «Игры и упражнения для дошкольников с грамматическим содержанием»

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.Игра – единственная форма ...