Проект урока по музыке "Картинки с выставки"
презентация к уроку по музыке (2 класс)

Шмелева Елена Валентиновна

Урок 2 класса в разделе "В концертном зале" в теме "Картинки с выставки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_i_differentsirovannaya_kartinki_s_vystavki.rar786.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: М. П. МУСОРГСКИЙ.

«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

Задачи: дать определение термину «сюита»; познакомить с творчеством М. П. Мусоргского; показать на примере пьесы «Картинки с выставки» переосмысление композитором художественного образа в музыкальном произведении.

Музыкальный материал: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского.

Изобразительный ряд: эскизы В. А. Гартмана, карточки для игры «Картинка».

Ход урока

I. Повторение.

-        Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам посетить
картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть, нам нужно
найти ключ, отпирающий дверь. Этим ключом станут правильно
выполненные задания. Готовы? Тогда начинаем.

1.        Блицопрос.

  • Что такое «программное произведение»?
  • Что такое миниатюра?
  • Назовите любую «сказочную картину» А. К. Лядова.
  • Вступление бывает в начале или в конце произведения?
  • Что такое «темп»?
  • Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
  • Как называется спокойная, монотонная песня с частыми повторами?
  • Как называется «музыкальная реплика», которая применяется для характеристики героя и которая неоднократно появляется в произведении?
  • Как называется большое количество людей, поющих вместе?
  • Кто такой «солист»?

2.        Игра «Картинки».

На карточках изображены предметы. Учитель показывает одну карточку - дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет, и спеть хотя бы один куплет.

Можно взять песни из мультфильмов, например «Антошка», «Крошка енот» и т. д., или разученные песни.

-        Поздравляю вас, пройдя нелёгкую дорогу загадок и вопросов, вы честно заслужили ключ от выставки. Давайте откроем
дверь и посмотрим, что же там интересного.

II. Знакомство с музыкой М. П. Мусоргского.

Расположить эскизы Гартмана по порядку, а от одного до другого нарисовать дорожку.

  • Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника.)
  • Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М. П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название сюита - от французского «последовательность, ряд».

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное. Оперу «Борис Годунов» не допустили к постановке в театре, и Мусоргскому пришлось её редактировать. А между тем в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов,  юмора  и  музыкальных шалостей.

Звучит фрагмент из романса «Нянюшка».-        

Вслушайтесь в эти слова:

...Я ничего не сделал, нянюшка,

Я чулочек не трогал, нянюшка!

Клубочек размотал котёночек,

И пруточки разбросал котёночек.

А Мишенька был паинька,

Мишенька был умница.

А няня злая, старая,

У няни носик-то запачканный;

Миша чистенький, причёсанный,

А у няни чепчик на боку.

-        Музыка очень чутко реагирует на все интонации текста,
подчеркивает комизм причитаний Мишеньки, потому что, судя
по звучанию темы, Мишенька совсем и не паинька, а хитрый и
довольно хулиганистый мальчик. Музыка помогает понять то,
что спрятано за текстом.

«Картинки с выставки» были написаны как отклик на работы художника В. А. Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению, В. А. Гартман умер, когда ему было всего сорок лет. Через год после его смерти была организована выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован ею. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки». Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках. Каждая из девяти пьес - это небольшая сценка. Скрепляет этот музыкальный цикл пьеса «Прогулка», где Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине.

Всего картинок - девять, но мы остановимся на трёх.

«Балет невылупившихся птенцов».

В. А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупки. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».

  • Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)                                                  
  • Верно. Теперь взгляните на эту картинку. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
  • Действительно, праздничная избушка. А Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».

  • И как же зовут хозяйку? (Баба Яга.)
  • Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания, с завываниями и прыжками.)
  • Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается, и вот уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер ее величавый, торжественный. Эта картинка символизирует мощь русского народа.

Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».

- Мы прослушали фортепианную версию цикла. Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал их переложение для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.

III. Разгадывание кроссворда и разучивание песни.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Можно предложить учащимся кроссворд как вариант закрепления пройденного материала.

По горизонтали:

  1. Автор прослушанного музыкального цикла. (Мусоргский.)
  2. Название цикла - «... с выставки». (Картинки.)
  3. Для какого инструмента он был написан? (Фортепиано.)
  4. Название последней пьесы - «Богатырские ...». (Ворота.)

По  вертикали: название многочастного цикла, состоящего из контрастных пьес.

IV. Итог урока.

  • Что же нового мы сегодня узнали? Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
  • Вспомните названия прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)
  • Сколько всего пьес в цикле? (Девять.)
  • Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
  • Есть ли версия для оркестра? (Да.)
  • Молодцы! К следующему уроку подберите эпиграф к пьесе «Избушка на курьих ножках». Это может быть какой-то отрывок из сказки с описанием избушки и Бабы Яги или фрагмент стихотворения. Можно сочинить эпиграф самим, но помните, что он должен быть коротким и образным. Урок окончен, до свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Тест к уроку музыке "Картинки с выставки"

учебник "Музыка" Е. Д. Критская...

Конспект урока: "Журналы для детей. Выставка детских журналов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: "Журналы для детей. Выставка детских журналов."...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Проект "Урок как сценарий"

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...