«Особенности реализации примерных программ по предмету «Музыка» начального о основного общего образования (2015г.)»
учебно-методический материал по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Тишкина Наталья Владимировна

 Основные направления содержания музыкального образования в 1 – 4 классах начальной школы.

   Виды музыкально-практической деятельности, направленные на усвоение раздела «Музыкальная грамота» в начальной школе. 

   Основные направления содержания музыкального образования  в  5 – 8 классах основной школы.

Виды музыкально-практической деятельности, способствующие формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перечислите основные направления содержания музыкального образования в 1 – 4 классах начальной школы.

1 класс. Мир музыкальных звуков. Ритм – движение жизни. Мелодия – царица музыки. Музыкальные краски. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальная азбука или где живут ноты. Я – артист. Музыкально-театрализованное представление. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды.

2 класс. Широка страна моя родная. Музыкальное время и его особенности. Музыкальная грамота. «Музыкальный конструктор» (музыкальные формы). Жанровое разнообразие в музыке. Я – артист. Музыкально-театрализованное представление. Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

3 класс. Широка страна моя родная. Хоровая планета. Мир оркестра. Музыкальная грамота. Формы и жанры в музыке. Я – артист. Музыкально-театрализованное представление («Моя Родина», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и др.).

4 класс. Песни народов мира. Музыкальная грамота. Оркестровая музыка. Музыкально-сценические жанры. Музыка кино. Учимся, играя. Музыкально-театрализованное представление.

  1. Назовите виды музыкально-практической деятельности, направленные на усвоение раздела «Музыкальная грамота» в начальной школе.

А) Слушание объяснение учителя о звуках, о знаках-нотах, о скрипичном ключе, нотоносце, звукоряде.

Б) Работа в рабочих тетрадях. Учиться писать скрипичный ключ.

В) Игра «Ручной нотоносец».

Г) Пение звукоряда вверх и вниз (например- до.ре.ми.фа,соль,ля.си – кошка села на такси…)

Д) Подбор по слуху попевок для усвоения типов мелодического движения.

Е) Пластическое интонирование. Игра «Солнышко. Туча» Для усвоения темы «Лад»

Ладошка вверх с раскрытыми пальчиками – солнышко (светлая, радостная интонация) Лад – мажор.

 Кисть вниз- туча с дождиком. Лад -минор.

Ж) Музыкально – ритмические движения для изучения метроритма ритмические упражнения. Двух и трех дольность- восприятие и передача в движении.

З) Музицирование – игра на металофоне, на клавиатуре.

И) Инсценирование.

К) Работа с учебником.

Л) Коллективное обсуждение (диалог с учителем, анализ ответов детей)

М) Диалоговое обсуждение (работа в парах).

Н) Подбор ассоциативного ряда. (Подбор картин к звучащей музыки к теме «Лад». «Музыкальные жанры» и др.)

  1. Перечислите основные направления содержания музыкального образования  в  5 – 8 классах основной школы.

--Музыка как вид искусства.

--Народное музыкальное творчество.

--Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

    -- Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

--Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

--Современная музыкальная жизнь.

                --Значение музыки в жизни человека.

4. Назовите виды музыкально-практической деятельности, способствующие формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

А) Слушание музыки.

Б) Беседа, анализ музыки  (работа в группах, работа в парах, составление вопросов о музыке, оценивание учениками ответы на поставленные вопросы)

В) Хоровое или сольное пение.

Г) Иллюстрации к музыке.

Д) Музицирование  детьми на свирелях, гитаре, фортепиано.

Е) Просмотр видео о композиторах, о исполнителях, фрагментов опер, балетов, мюзиклов и т.д.

Ж) Написание мини сочинений к музыки.



Предварительный просмотр:

Развитие процесса восприятия музыки в 6 классе

 на примере жанров песен и романсов.

( Метапредметные результаты, формируемые в работе с учащимися)

                                    Музыка 6 класс  Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская.

               тема «Образы романсов и песен русских композиторов»

.

Таблица.

№ п/п

  • Задание.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе его выполнения

1

Послушайте романс А. Варламова «Красный сарафан». Почему его называли русской песней и нередко помещали в сборниках народных песен?

Познавательные УД.

  1. Во время слушания усваивать элементы музыкального языка романса. Его музыкальный образ.
  2. Выявлять  дефицит информации – жанр романс, песня, аккомпанемент, сольное исполнение.
  3. Получать информацию о композиторе А. Варламове
  4. Получать информацию о традициях русского народа, о русских национальных костюмах( сарафан, кокошник, детали одежды). Плетение кос у девушек и женщин.
  5. Выявлять особенности тембра женского певческого голоса.
  6. Запоминать знания о музыкальном диалоге.
  7. Выполнение творческого поиска в сети интернет.

Домашнее задание: Найти русские народные костюмы. Распечатать на цветном принтере.

Коммуникативные Уд:

  1. Уметь выражать свои мысли в дискуссии, диалоге с учителем.
  2. Публично представлять ответы на вопрос «Почему его называют русской песней» ?
  3. Работа в коллективе класса.

Разучивание романса по группам. 1группа исполняет роль девушки.2- роль матери.

Регулятивные уд:

  1. Самостоятельно составлять алгоритм правильных ответов

что мелодия романса плавная, как в русских протяжных песнях, что в романсе как и в песни есть куплетная форма, есть и аккомпанемент. Распевы гласных, как в рнп.

  1. Аргументировать предлагаемые варианты ответов.
  2. Давать оценку ( быть в роле «критиков») в групповой работе исполнения романса по ролям. А (исполнительская группа)

планирует свое исполнение в коллективе.

  1. Умение регулировать голосовую интонацию по ролям: Мягкий, легкий тембр сопрановых голосов -образа дочери. И интонация немного поучительной, но мягкой с тембром меццо- сопрано (альтовых) голосов- образ материю «Не век тебе пташечкой звонко распевать, легкокрылой бабочкой по цветам порхать…»

2

Послушай и спой романс М. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». Найди определения того эмоционального состояния, которое возникает у тебя при его исполнении.

Познавательные УД.

  1. Во время слушания выявлять и характеризовать существенные признаки жанра романса
  2. Выявлять лирический образ романса «Жаворонок». Роль аккомпанемента, его изобразительность.
  3. Получать информацию о композиторе М.Глинки и поэте Н. Кукольнике
  4. Во время исполнения романса «Жаворонок» выполнять вокально хоровые навыки:

- дыхание,

-  интонирование,

- артикуляция.

Коммуникативные Уд:

  1. Выражать себя (свою точку зрения) в дискуссии и диалоге.
  2. Выполнять основные навыки пения в ансамбле.

Регулятивные уд:

  1. Самостоятельно составлять алгоритм правильных ответов при определении своего эмоционального состояния. ( Лиризм, умиротворение, душевный покой).
  2. Владеть способам  самоконтроля при пении, точное соотношение текста   и мелодии.
  3. Давать оценку 

в групповой работе исполнения романса.

4 планировать свое исполнение в коллективе.

3

Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина? Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания?

Познавательное уд.:

  1. Получать знание  о романсе «Я помню чудное мгновенье» как жемчужину русской вокальной музыки.
  2. Выявлять и характеризовать существенные признаки жанра романса. Куплетная форма.
  3. Запоминать и систематизировать знание по истории создания романса, посвященный А.П. Керн.
  4. Выполнить поисковую работу в сети интернет по биографии М.И. Глинки.

Коммуникативные уд

  1. Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем.
  2. Выполнять работу в парах, при работе с текстом учебника, при нахождении изменения музыки в соответствии с характером текста.
  3. Исполнять романс по трем группам.

Каждая группа по два куплета-четверостишья. Группы поют, выполняя свои интонационные задачи.

Регулятивные уд.

  1. оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения переживания.
  2. Самостоятельно составлять алгоритм правильных ответов при определении своего эмоционального состояния романса.
  3. Умение аргументировать ответы своих одноклассников.
  4. Давать оценку их вокального исполнения.

4

Послушайте песню М. Матвеева «Матушка. Матушка, что во поле пыльно». Какие интонационные особенности создают драматический характер. Чем отличается интонации вопросов дочери и ответов матери?

Познавательные уд.

  1. Закреплять знания в понятии «музыкальный диалог».
  2. Получать информацию  о приемах развития песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
  3. Выявлять форму произведения. Куплетная форма.
  4. Выявлять разность характеров исполнения образа матери и дочери. Приемы развития:

- темп,

- тембр.

- динамика.

- интонация вопроса и ответа.

   5. Творческое задание

       Написать сочинение (Д/З)

      « Сохранились ли традиции,    

      переданные в песне М.

       Матвеева «Матушка, матушка,

       что во поле пыльно» в

      современном мире России?»

Коммуникативные уд.

  1. Слушать и задавать вопросы по заданной теме.
  2. Работа по группам. Исполнение песни по ролям, соблюдая интонацию каждого образа.

 1 группа - образ матушки, 2 группа – образ дочери.

  1. Рассуждение в группах.  «Чем отличается характер контрастных образов» Представить от группы один человек даёт ответ.

Регулятивные уд.

1. Аргументировать ответы одноклассников и свои собственные.

2. Планировать ответы в группах. Составлять и оценивать правильный ответ.

3. Давать оценку певческого исполнения песни.

5

«Рассмотри женские портреты русских художников, современников А. Пушкина и М. Глинки. Какие черты своих героинь стремились подчеркнуть художники?»

Познавательные уд:

  1. Изучение портретов из зрительного ряда учебника.
  2. Овладение первичными умениями анализа изобразительного искусства:

- портрет,

- цветовая гамма,

- колорит,

- выражение лица героинь портрета.

- детали портрета- одежда, аксессуары, прически.

     3.   Поисковая работа.

         Нахождение авторов  

         художников портретов на

         с.166-167 в разделе «Список

          иллюстраций»

Коммуникативные уд:

  1. Работа в группах – поисковая работа с учебником.
  2. умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем
  3. Публично представлять ответы..

Регулятивные уд:

  1. Сопоставление портретов. Нахождение сходства.
  2. Составлять план своего ответа. Художники в портретах передавали нежность, женственность, кротость, очарование.
  3. Аргументировать ответы своих одноклассников.
  4. Брать ответственность за решение своего ответа. Давать оценку художнику портретов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....

Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования.

Темы для выступления на конференции. Новые подходы к оценке качества образовани обучающихся: в контексте современного урока....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» начальное общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» начальное общее образование...