Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Ильина Юлия Александровна

Конспект урока музыки  по теме:

 Музыкальный портрет
1 класс

Программа «Музыка»
 Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1_klass.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ильина Юлия Александровна,

ГБОУ лицей №395

Красносельского района

Тема урока: Музыкальный портрет.

Цель урока: Выявление взаимосвязи музыки и жизни.

Художественно-педагогическая идея: Музыка – язык чувств и мыслей человека. Музыку создает человек и создаёт её для людей, выражая в музыке понятные многим мысли и чувства. Музыка рассказывает о жизни.

Задачи урока    

Образовательные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  • На примере попевки «Звонкий звонок» учить обращать внимание детей на  изменение характера музыки в зависимости от жизненных обстоятельств, и отражение этого изменения в музыке.
  • На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского учить обращать внимание детей на то,  как характер музыки выражает характер человека.
  • На примере песни «Самая хорошая»  формировать у учащихся вокально-хоровые навыки: вместе начинать и заканчивать песню, слушать паузы, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Развивающие.

  • На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского создать условия для развития умения раскрывать замысел автора.

Воспитательные.

  • На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского провести с детьми  личностно-коммуникативную рефлексию.

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод пластического интонирования как своеобразный бессловесный анализ «проживания» музыкального образа.

Технологии:

  • технология художественно-образного преподавания;
  • технология игрового обучения;
  • здоровьесберегающие технологии.

Музыкальный материал

Оборудование

1. Звонкий звонок (попевка)

 - текст попевки на доске;

- этикетки «мажор», «минор»

2. «Три подружки» Д.Б.Кабалевский

- этикетки с названием пьес «Резвушка», «Плакса», «Злюка»;

 - этикетки «темп», «динамика»;

 - CD 1 класс № 1-31;

 - хрестоматия по музыке для 1 класса

3. «Самая хорошая»

 В.Иванников

- ноты и текст песни

Ход урока.

Учитель:  Начать наш  урок мне хотелось бы со знакомого вам музыкального произведения.

(исполнение учителем попевки  «Звонкий звонок»)

В. – Ребята, вы узнали, что сейчас прозвучало?

О. – «Звонкий звонок».

Учитель:   Правильно, это попевка «Звонкий звонок»

В. – А почему я сказала не «песня», а попевка?

В. – Чем отличается попевка от «песни»?

О. – Попевка короткая, в ней мало слов.

В. – Молодцы! А кто вспомнит, сколько настроений было в этой попевке?

О. – Два: весёлое и грустное; мажорное и минорное.

В. – А почему оно меняется?

О. – Потому что настроение в музыке зависит от ее содержания (настроения детей).  Когда звонок звенит с урока, дети радуются, потому что можно отдохнуть, можно поиграть, приготовиться к следующему уроку. А когда звонок звенит на урок, детям грустно, потому что опять надо трудиться.

Учитель:  Ребята, давайте исполним эту попевку.

(исполнение попевки детьми)

Учитель:  Молодцы! Представьте себе,  что  урок был интересный и нам не хочется, чтобы он заканчивался. И вот на самом интересном месте звенит звонок на перемену.

В. – Изменится ли настроение в попевке?

О. – Да. Звонок на урок – мы радуемся, звонок на перемену – грустим.

Учитель:  Давайте исполним.

(исполнение попевки детьми)

Учитель:  Молодцы!

В. – Что же мы с вами изобразили в этой попевке: сам звонок или наше к нему отношение?

О. – Наше отношение, настроение.

В.  – Совершенно верно. А как вы думаете, можно с помощью музыки, создать портрет человека?

О. – Да.

В. – Какой это будет портрет? О чём же нам расскажет музыка?

О. – О характере человека, о его настроении.

Учитель: У композитора Д.Б. Кабалевского (учитель показывает портрет композитора) есть музыкальное произведение, которое называется «Три подружки», в котором он изобразил  характер  трёх совершенно непохожих друг на друга девочек.

В. – Вот интересно, сможем ли мы с вами понять какой характер у каждой девочки?

О. – Да.

Учитель:  Итак, давайте послушаем первый музыкальный портрет.

(слуание в записи  «Резвушки")

В. – Ребята, что мы можем сказать об этой девочке? Какая она по характеру?

О. – Весёлая, добрая, озорная.

В. – Давайте представим себе, что она сейчас делает?

( исполнение учителем первой фразы «Резвушки»)

О. – Подпрыгивает.

О. – Прыгает в скакалку.

В. – А почему вы так решили?

О. – Музыка движется то вверх, то вниз, прыгает через ступеньки.

( исполнение учителем первой фразы «Резвушки»)

В. – Ребята, а как бы вы назвали эту девочку, исходя из её характера?

О. – Веселушка.

О. – Хохотушка.

В. – Можно сказать, что она резвая?

Учитель:  Композитор так и назвал этот музыкальный портрет «Резвушка».

(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)

Учитель:  Давайте послушаем следующий музыкальный портрет.

(слушание в записи  «Плаксы")

В. – Что вы скажите об этой девочке?

О. – Она плачет, ей грустно, одиноко.

В. – А почему вы так решили?

О. – Музыка была грустная, печальная, медленная.

В. – А на что это похоже?

(исполнение учителем  первой фразы)

О. –Дождик идёт

О. – Как будто слёзки капают.

В.– Как же мы можем назвать девочку, которая часто плачет?

О. – Плакса.

Учитель:  Композитор так  и назвал этот портрет «Плакса».

(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)

В. – А если бы вам предложили сыграть роль плаксы, как бы вы ее изобразили?

(дети изображают плаксу – головы опущены, трут кулачками глаза, как будто вытирают слёзы, некоторые всхлипывают)

Учитель:  Я обратила внимание на то, что вы почти все головы опустили вниз. Почему? Куда движется мелодия?

О. – Вниз.

 Учитель:  Ну а эту девочку вы точно легко узнаете.

(исполнение учителем  «Злюки")

В.– Что вы можете сказать об этой девочке?

О. – Она злая, грубая, вредная.

В. – Почему вы так решили?

О.– Музыка звучала резко, громко, отрывисто, быстро; ударения (акценты).

 О. – Как будто бы она кричит, топает ногами.

В. – Как мы назовём такую девочку?

О. – Драчунья.

О. – Злая девочка, злюка.

Учитель:  Композитор назвал эту девочку «Злюка».

(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)

В. – А можем мы с вами изобразить злюку?

(дети под музыку изображают злюку, при этом меняется мимика их лиц, некоторые смеются)

В. – А как вы думаете. Почему она злится?

О. – Двойку получила, не купили игрушку…

В. – А почему вы смеялись?

О. – Потому что Злюка какая-то смешная, она смешно злится.

В. – Быть Злюкой это красиво?

О. – Нет.

Учитель:  Музыка показала нам, какие мы бываем некрасивые, когда злимся.

В. –  О чем же может рассказать нам музыка?

О. – О характере, настроении, выразить чувства, эмоции.

В. – А как вы думаете, как композитор относится к этим девочкам?

О. – По-разному. Резвушка ему нравится,  Плаксу он жалеет, а над Злюкой смеется.

В. – А как вы думаете, зачем композитор показал нам таких разных девочек?

В. – А в жизни можно встретить таких девочек?

В. –  А с кем бы из девочек вы хотели бы дружить и почему?

(ответы детей)

О. –  А мне кажется, что это одна девочка. Вначале она была Резвушкой. Потом её обидели, и она стала Плаксой. Над ней смеялись, обижали,  и она превратилась в Злюку.

В. – Какой же вывод можно сделать из этого?

О. – Что не надо никого обижать и обижаться по пустякам, чтобы самому не превратиться в Злюку.

Учитель:  Посмотрите, как на самом деле с помощью музыки можно передать характер человека, нарисовать его музыкальный портрет.

(Домашнее задание: нарисовать портреты девочек)

А закончить наш урок  мне хочется знакомством с новой песней.

(исполнение учителем  песни «Самая хорошая»)

В. – Как вы думаете, ребята, почему я выбрала именно эту песню?

О. – Потому что скоро наступит праздник 8-е марта!

О. – Скоро будем поздравлять наших мама и бабушек.

В. – Какое в ней настроение?

О. – Нежное, радостное, праздничное, доброе, яркое, счастливое…

Учитель:  Давайте разучим эту  песню.

( разучивание песни детьми, 1 куплет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока А.Приставкин «Портрет отца» 4 класс

Цель: 1Познакомиться с произведением, с жизнью людей в годы ВовЗадачи: 1.Знакомство с рассказом «Портрет отца»               2.Зна...

Конспект урока по ИЗО 3 класс на тему: "Портрет"

Конспект урока по ИЗО 3 класс на тему: "Портрет"...

Конспект урока изобразительного искусства 3 класс, «Картина - портрет», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина - портрет»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о портрете; формирование умения учащихся рисова...

Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Картина - портрет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Планируемые результаты:Предметные:знать: как рисуется портрет человека....

Конспект урока по теме: «Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу» (4 класс)

Цели деятельности учителя: повторение раннее усвоенных знаний, формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры; сформировать представления о войне 1812 года; раз...

Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...

Конспект по изобразительному искусству 3 класс. Тема: «Картина – портрет «Мой друг»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Планируемые результатыПредметные:Знать, как рисуется портрет человека;У...