Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Сазонова Татьяна Анатольевна

Разработка к уроку по теме:

«Инструменты симфонического оркестра

 в симфонической сказке С.С. Прокофьева

«Петя и волк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petya_i_volk_razrabotka.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Сазонова Т.А. – учитель музыки. ВСОШ №2.

 Разработка к уроку по теме:

«Инструменты симфонического оркестра

 в симфонической сказке С.С. Прокофьева

«Петя и волк».

                                       

                                                                   

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: воспитать музыкальную культуру обучающихся.

Задачи урока: 

  1. Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
  2. Развивать звуковысотный  и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.
  3. Воспитать  культуру слушания симфонической музыки.

Оборудование: 

  1. Компьютер.
  2. Презентация урока;
  3. Интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Методы: 

  1. Проблемный метод (диалог-беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  2. Просмотр и прослушивание симфонической сказки.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

                   Музыкальное приветствие «Здравствуйте, третьеклассники!

Ответ обучающихся: Здравствуйте, Татьяна Анатольевна!».

Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».

Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз. 

Учитель: Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?

Примерные ответы учащихся: по голосу.

Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение.

(Слайд 3 - тембр)

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете,  есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы учащихся: Да, есть!

Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

  1. Новая тема (20 минут + 15 минут)

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

                     *****

С болота, поросшего ряской,[1]

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.  (Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори

Примерные ответы обучающихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы обучающихся: «Петя и волк»

Учитель: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев.

(Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это  сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра.  С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Давайте послушаем эту  симфоническую сказку.

Дети слушают.

Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин.  (Слайд 5 - лейтмотив)

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив. Давайте послушать дальше.

(Слайд 6 – пионер Петя)

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы.

Учитель: Понравилась музыка?  Как вы думаете, какой  характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Примерные ответы обучающихся:  

- Веселым, озорным, радостным.

- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

Учитель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка.

 (Слайд 8 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

Примерные ответы обучающихся:

- Веселое, радостное, счастливое.

- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

  Учитель: Не плохо!

Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы обучающихся:

- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

Учитель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Примерные ответы обучающихся:

- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

- Иногда она останавливается.  

Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

- Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы обучающихся: да!

Учитель: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны -  инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

- Что вы можете сказать о лейтмотиве  этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы обучающихся:

-Музыка изображает Волка опасным хищником.

- Это злой Волк!

-Слышно как он воет.

Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.

Примерные ответы обучающихся:

-Это барабаны!

- Ударные инструменты!

Учитель: Правильно, тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.

Итог урока.

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой опрос. Вопросы задают  обучающиеся друг другу. Понравилась ли тебе эта музыка? Почему  она тебе понравилась? Какая проблема затронута в этом произведении? Какими средствами музыкальной выразительности композитор  раскрывает образы героев? Почему он выбрал такой темп?  А почему ты считаешь, что волк отрицательный персонаж?  Какой по характеру тот или иной герой? Какие инструменты изображают персонажей?  Какие динамические оттенки используются в музыке?  Если бы тебе представилось право что-то изменить в музыке, чтобы ты изменил и почему?  

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"

Оркестр – большой коллектив музыкантов. Самым большим по составу и самымбогатым по своим возможностям является симфонический оркестр.Симфоническим называется оркестр, составленный из несколь...

«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева«Петя и волк»....

Открытый урок на тему "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"

На уроке знакомимся со сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева.С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной фо...