Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Силенко Елена Владимировна

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.

Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева

«Петя и волк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_dlya_2_klassa_po_teme.docx28.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.

Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева

«Петя и волк».

по программе «Музыка»

Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Силенко Е.В. Учитель музыки

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся  систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о  ярком явлении в музыкальной культуре.

Задачи урока:

- формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

- познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида инструментов, их устройства и  звучания (тембров);

- обеспечить условия для  развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;

- воспитывать музыкальный вкус.

Вид урока: мультимедиа урок  с применением смешанных технологий. 

(Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедийный урок, т.е. урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, является одним из прогрессивных вариантов проведения уроков в современном информационном обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла)

Образовательные технологии:

- технология развивающего, проблемного обучения;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационная технология.

Методы: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия.

Средства обучения:  интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку;  стенд «Инструменты симфонического оркестра»,  индивидуальные карточки с изображением музыкальных инструментов, раскраски.

 

Структура урока

I Организационный этап (2 мин)

  • Музыкальное приветствие
  • Просмотр видеофрагмента

II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)

  • Беседа, объявление темы урока

III. Актуализация знаний (1 мин.)

  • Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов

IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)

  • Беседа с учителем
  • Работа со слайдами презентации «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»
  • Прослушивание аудиофрагментов  симфонической сказки

V. Первичное закрепление (5 мин.)

  • Видеоролик (фрагменты из мульфильма)
  • Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в качестве физминутки»

VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)

  • Отгадывание загадок с использованием карточек
  • Интерактивная игра «Проверь себя»

VII. Информация о домашнем задании (1мин.)

  • Работа с раскрасками

VIII. Рефлексия (1мин.)

Ход урока

  1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие.

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

                        Об этом сказал нам весёлый звонок,

                        Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

                        Вас всех, поздравляю с началом урока!»

- Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с дирижёром…и зазвучит чудесная музыка!

Просмотр видеофрагмента (П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)………………………………………………………….

II. Мотивация, постановка цели урока.

- Красивая музыка? И, наверное, знакомая? Часто звучит с экранов телевизоров, на волнах радиостанций. Может кто-нибудь знает, как называется эта музыка? Называется она «Вальс цветов». И сочинил её великий русский композитор, уже известный вам по первому классу, Пётр Ильич Чайковский (обратить внимание детей к портрету) для балета под названием «Щелкунчик».

-Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты)

- Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый оркестр! Оркестр симфонический.

- Ребята, а кто-нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука» такая – симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)

- Каждый музыкант  оркестра играет на музыкальном инструменте. Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра!

- Вы наверняка, какие-нибудь  музыкальные инструменты узнали! (выясняем, есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации…... 

- Сколько неизведанного! Давайте разбираться. Задача нашей с вами сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса.

………………………………………………………………………….. 

- А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь! Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали на прошлом уроке……………………………………...….. 

III. Актуализация знаний.

- Кто подскажет, как она называлась?  («Петя и волк»)

-Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку? ( С. Прокофьев)…………………………………………………………... 

- Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»?

- В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а сказка–учебник. И написал её С.Прокофьев для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов.

- Давайте вспомним, какие были герои в этой сказке. Назовите их!.......................................................................................................... 

И у каждого из них в сказке своя  музыкальная тема и свои инструменты.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Ну, вот взять хотя бы Петю…………………………………………. 

-Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети?

- Сейчас прозвучит  музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить на слух какие звучат инструменты и  покажите, как на них играют музыканты.

- Вот вы все изобразили скрипку. А на самом деле Прокофьев поручил исполнять роль  храброго Пети главным инструментам симфонического оркестра – скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. Все они входят в струнную группу симфонического оркестра…………………………… Стенд

Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас, целая семья струнно-смычковых инструментов!

- А почему такое странное название «струнно-СМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить ответы детей пояснениями про смычок)

Блиц-опрос: Как играют на…скрипке,

                                      …виолончели

                                      … контрабасе?

- А теперь вспомните,  как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер передаёт музыка? ……………………………………………………. 

СЕРДИТЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ

ВОРЧЛИВЫЙ

Какое слово не подходит?

- А какой инструмент симфонического оркестра  может хорошо сыграть сердящегося ворчуна?

-В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр, разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский язык слово «фагот» означает вязанка дров).

Скажите,  а как звучит голос фагота,  на каких звуках: высоких или низких?

Фагот  относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой группе он самый низкий по звучанию духовой инструмент…………………………………………………………………Стенд

- А кого изображает эта музыка?........................................................ 

Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски композитор нарисовал музыкальный портрет птички!

-Расскажите, какое настроение у этой музыки?

-Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.

Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей сказке роль птички исполняет флейта.

На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И не удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий голосок. …………………………………………………………………….Стенд

-А кому из героев нашей сказки принадлежит эта  музыкальная тема? 

Покажите жестами, как движется это персонаж………………..…. 

- Как, по-вашему, к какой группе инструментов  симфонического оркестра, относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой)

Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется кларнет.

- Как звучит голос кларнета?

Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких бархатных лапок.

- Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых, исполняет птичью роль в этой сказке. Правда, эта птица не умела летать!.................................................................................................... 

- Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием гобой.

- Как звучит голос гобоя?

- На самом деле в этой сказке с гобоем произошла не совсем обычная история. Дело в том, что этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку полную нежности… Голос у него очень певучий. Но некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.

- Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка………………………………………….. 
- На самом деле у  валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда-то они подавали сигнал к началу рыцарских турниров! Валторна умеет исполнять необыкновенно красивые мелодии...

Но оказалось, что если несколько валторн сразу,  в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.

Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ…..…… Стенд

- Своим особенным голосом валторна обязана собственной конструкции.  Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или улитка, очень длинная!  Если эту  узенькую трубку размотать, то длина валторны получится почти три с половиной метра.

V. Первичное закрепление.

- Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке. Давайте ещё раз вслушаемся, как звучат их голоса!(видеоролик).................................................................... 

- Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы  забыли упомянуть? (Охотники)

- Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из ружей. Инструменты какой группы, могут хорошо изобразить выстрелы? (ударная группа)

Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры с войлочными колотушками………………………………………….. 

- Ритмично бьют барабаны! Ритмично двигаются колотушки у литавр! Давайте и мы с вами немного подвигаемся, а заодно и отдохнём. В прошлом году в наших путешествиях по музыкальной стране нам здорово помогала одна весёлая песенка! Вспоминайте……………….…песня с ритмопластикой

VI. Первичная проверка понимания.

- Ну, а сейчас –  загадки! Но отгадывать их мы будем с помощью карточек, которые лежат у вас в конвертиках. Достаньте их и разложите перед собой.

- Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт речь!.................................

Инструмент я очень древний.

К деревянным отношусь.

Мой регистр самый верхний

Этим очень я горжусь!

Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.

                                        (флейта)

Правильность ответов сверяем с доской…………………………… 

«Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!

Уважает меня деревянная родня,

Хоть ворчу я на народ…» -  глухо вымолвил

(фагот)

С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу

(гобой)

Вышла дудочка точёная,
Вся изящная, вся чёрная.

«Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Я на весь известен свет,
А зовут меня….»                          

(кларнет)

Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти различия……………

Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо.
Рог охотничий, считают, мне приходится отцом.
Если б кто-нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить,
Я б трубой  длинной в три метра всех смогла бы удивить!!!

(валторна)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет…

                           (скрипка)

Чуть побольше скрипочки,

А поёт пониже.

Деревянный бочок,

Четыре струнки и смычок…

                             (альт)

Сравнить скрипку и альт между собой и с размером смычка............ 

Кто Это бум? Кто это Бах?
Кто это прячется в медных котлах?
Гром – отвечают подружки
Войлочные колотушки

                                 
(литавры)………………………………………………………. 

- Ну, и напоследок, предлагаю вам поиграть в игру «Проверь себя»………….

………………………………………………………………...…. 

Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать нельзя! Кто знает – поднимает руку и мне «сигнализирует».

VI. Рефлексия (анализ деятельности на уроке).

- Вы большие умницы!(после игры) Ничего не перепутали, во всём разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об инструментах симфонического оркестра)

- А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют, как звучат их голоса)

- Кому-то было трудно или непонятно? Понравилось?

- Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни?

VIII. Информация о домашнем задании.

- Ребята, а кто из вас был с родителями на концерте симфонического оркестра в нашей Курской филармонии?                 Ну, вот, можно смело родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят в состав симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне.

Источники информации:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F2%FF_%E8_%E2%EE%EB%EA

http://www.muz-urok.ru/petya_i_volk.htm

http://www.youtube.com/watch?v=kEXDKQIJkS4

http://megogo.net/ru/view/23717-petya-i-volk.html

http://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=8&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-657-pd-1-wp-16x9_1366x768

Литература:

1. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1985.

2.Музыка в школе №2 – 2010.

3. Шмагина Т. С. Музыка в московских школах.  — М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"

Оркестр – большой коллектив музыкантов. Самым большим по составу и самымбогатым по своим возможностям является симфонический оркестр.Симфоническим называется оркестр, составленный из несколь...

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

Открытый урок на тему "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"

На уроке знакомимся со сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева.С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной фо...