Технологическая карта урока музыки.
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Мещерякова Ирина Александровна

Технологическая карта урока музыки на тему "Героические страницы истории нашей Родины в музыке" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskie_stranitsy_istorii_nashey_rodiny_v_muzyke.docx39.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:

Класс:

Форма:

Тема:

Класс: «4б»

Технологическая карта урока музыки.

Тема урока

Героические страницы истории нашей Родины в музыке

Цель

обогащение представлений детей о том, что в музыке композиторов воспевается любовь к Родине.

Задачи

Воспитательная  воспитание российской гражданской идентичности патриотизма, уважения к Отечеству истории России на примере знакомства с фрагментами героико - патриотической оперы «Иван Сусанин»

Развивающая: Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
познавательная: формировать  мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность и умение размышлять о музыкальных произведениях и выражать свое отношение в процессе исполнения отдельных музыкальных фрагментов; познакомить с оперой Михаила Ивановича Глинка «Иван Сусанин»

Планируемые результаты

-развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства.

-начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека

Основные понятия

Что такое песня, что такое построение (форма) музыки, что такое симфонический оркестр и т.д.

Межпредметные связи

Русский язык.

Оборудование

Листы на них напечатаны слова из песни, презентация

 Задачи этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный этап

Актуализация знаний

Целеполагание

Открытие новых знаний

Знакомство с арией Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

Звучит хор «Славься»

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Исполнении песни «Моя Россия» современного композитора Георгия Струве.

Рефлексия деятельности

  1. Вступительная  часть

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок. Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с оперой «Иван Сусанин» М.И Глинки.

 -Как вы понимаете тему занятия?

- Почему композиторы в своих произведениях обращают нас к страницам истории?

- Можете ли вы назвать произведения, в которых рассказывается об истории нашей страны? (Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева).

И мы с вами сегодня продолжим знакомиться с историей нашей страны через музыку русских композиторов и попробуем определить, что хотят композиторы показать нам через свои произведения.

  1. Основная часть

А поможет нам в этом разобраться музыка русского национального композитора Михаила Ивановича Глинки.

Знаком ли вам этот композитор? Может вы слышали его

произведения и сейчас можете их назвать?

- Как вы думаете, почему Михаил Иванович Глинка считается национальным русским композитором?

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий  композитор  усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года  после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.

Ребята, как вы думаете, что такое опера?

Опера – музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.

 Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра (антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

- Так вот в основу оперы М.И. Глинки лег рассказ о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина.

- Знакомо ли вам это имя? В основу содержания оперы лег этот исторический факт.

Иван Осипович Сусанин - это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги  пытались сделать своим  проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам.

 Сегодня мы послушаем фрагмент оперной музыки, а называется она ария. Ребята как вы понимаете, что такое ария? (это сольный оперный номер, в котором герой поет о себе.)

Перед тем как начать прослушивание песни нам нужно немного отдохнуть.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. (2 раза)

-Прослушайте внимательно, обратите внимание на начало. О чем рассказывает И. Сусанин?

(Речитатив. Величественно.)

Чуют правду!

Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!

- Как вы понимаете эти строки?

- Можем ли мы назвать это начало певучим, напевным?

-  на что больше это похоже? (на разговор).

- Подобное пение в опере называют речитативом.

Речитатив – певучий разговор.

- Слушаем дальше, что волнует Ивана Сусанина. О чем он нам расскажет своей арией?

(Певуче.)

Ты взойдёшь, моя заря!

Взгляну в лицо твоё, последняя заря. Настало время моё!

Господь, в нужде моей ты не оставь меня!

Горька моя судьба!

Ужасная тоска закралась в грудь мою, терзает сердце скорбь…

Как страшно тяжело на пытке умирать…

- О чем поет Иван Сусанин?

- Что значит последняя заря?

- Какое время настало для него?

- К кому он обращается? (к Господу).

Для чего? (просит силы духа, потому что он как любой другой человек боится смерти, но он не может свой страх показать врагам. Ему нужна крепость духа. Он понимает, что участь его неизбежна).

- Слушаем целиком. Определим, сколько частей в этой арии?

Ты придешь, моя заря!

Взгляну в лицо твоё, последний раз взгляну… Настало время моё!

В тот горький час!

В тот страшный час!

Господь, меня ты укрепи, ты укрепи!

Мой горький час, мой страшный час, мой смертный час!

Ты укрепи меня!

Мой смертный, мой смертный час!

Ты укрепи меня!

- Сколько частей можем определить? (3 части)

- Что выражают крайние – 1 и 3 части? (смелость, отважность, готовность с достоинством принять свою участь)

- Средняя часть, о чем нам говорит? (просит укрепления силы духа у Господа, не желание показывать врагам свой страх перед смертью).

- Так каким предстает Иван Сусанин в этой арии? (смелым, мужественным человеком; героем)

-Итак, какая это музыка? как она передает свои чувства и состояние героя? (печальная, торжественная, мужественная).

-какой характер у арии? (сильный, красивый своим патриотизмом и мужественный, полный любви к свое Родине).

- Как вы думаете, что могло заставить композитора, Михаила Ивановича Глинку, обратиться к страницам истории своей Родины?

- Не смотря на то, что главный герой оперы Иван Сусанин погибает, в конце оперы, на красной площади в Москве разворачивается такая сцена. Послушаем её: какое настроение в ней мы услышим? И самое главное: почему именно так Михаил Иванович Глинка заканчивает свою оперу?

Славься, славься, ты Русь моя,

Славься, ты Русская наша Земля.

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша Родная страна.

Славься, славься, из рода в род,

Славься, Великий наш Русский Народ.

Врагов, посягнувших на край Родной,

Рази безпощадной могучей рукой.

Слава, слава, Героям Бойцам,

Родины нашей отважным Сынам.

Кто кровь за Отчизну свою прольет,

Того никогда не забудет Народ.

- Какую картину мы с вами услышали? (площадь заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом).

- Какая музыка по характеру?

- Какое впечатление на вас произвело это произведение?

- Что особенного в звучании этого хора вы услышали в конце? (звон колоколов Московского Кремля. Ведь именно на Красной площади происходит это ликование).

- Так как вы считаете, почему таким торжественным хором заканчивается э

Та опера? (ликование, уверенность в том, что «во веки веков, не забудет народ, возвеличит народ подвиг СВЯТОЙ Сусанина», и всех других русских людей).

- В чем святость подвига? (защита Отчизны, готовность в любой момент встать на защиту, любовь к Отчизне).

- Ребята, какие песни об Отчизне, Родине, России вы знаете? А что такое песня? (наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой).

Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

Сейчас мы с вами прослушаем песню, которая  называется  «Моя Россия». Написал её современный композитор Георгий Струве.

-На первоначальном этапе мы будем разучивать под +

-Итак, мы с вами разучим первый куплет, для этого мы его послушаем, вы глазами следите за текстом и в полголоса подпевайте.

Следим глазами за текстом, руки перед собой и исполняем в полголоса

-а теперь попробуем выучить текст, для этого я вам и исполняю для вас 1-вые две фразы вы внимательно их слушаете, а затем за мной повторяете.

Обратите внимание на распев  слов.

На меня, Россия, ты похожа очень.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего ж на маму ты мою похожа.

Припев.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями

-А теперь попробуем исполнить под музыку.

- Молодцы ребята.

Ребята, чем песня отличается от оперы? От Арии? 

Какие вопросы вы бы задали ученику, если бы были учителем, чтобы проверить, как поняли они тему?

Если вам урок понравился, большой палец вверх, если нет- вниз.

Всем спасибо за урок, до свидания.

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Р. принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

-прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру

Л. формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

П. адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения

-удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства

К. вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

Л.формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

К:     Участие в коллективном исполнении движении под музыку.

Р:             Мобилизация сил, умение слушать, замечать изменения характера музыки

Личностные:                Выражать своё отношение и мнение к пониманию материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Технологическая карта урока  музыки в 4  классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...

Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...