Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России". 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока музыки,

проведенного в 4 классе

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Пастуховой Екатериной Лукьяновной

Преподаватель: Шевченко Е.И.

_______________________

Зерноград

2018г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Класс: 4

Тема урока: Цвет и звук: «Музыка витража»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель: узнать о влиянии музыки на цвет, и о роли витража в музыкальных произведения.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

1.Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

2. Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;

3. Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 

1. Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания(ПУУД);

2. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений(КУУД);

3. Формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений(РУУД);

4. Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности(КУУД).

направленные на достижение предметных результатов обучения: 

1. Познакомить с значением витража в музыкальных произведениях(П1);

2. Воспитывать интерес к музыке на примере музыкальных произведений (П2);

3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус (П3).

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: фрагмент музыкального произведения О.Мессиана «Рождество Господне», О.Мессиан «Пастухи», Г. Фрид «Ветер»

Зрительный ряд: картины витражей, калейдоскоп.

Материалы для учащихся: учебник по музыке В.В. Алеева, 4 класс, вторая часть; Рабочая тетрадь В.В.Алеева.

Материалы для учителя (оборудование):учебник по музыке В.В. Алеева, 4 класс, вторая часть;  Рабочая тетрадь В.В. Алеева;  Рабочая программа  В.В. Алеева; фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал (слова песни).


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивация к учебной деятельности

Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. Самоопределение к деятельности.

Вход под музыку: «До, ре, ми звуки музыки»;

- Здравствуйте ребята, это 4б класс, тогда я не ошиблась. Я слышала, что в 4б классе учатся внимательные, любознательные, трудолюбивые дети и мне захотелось с вами познакомиться, меня зовут Екатерина Лукьяновна и сегодняшний урок музыки проведу у вас я.

- Входят под музыку: «До, ре, ми звуки музыки»;

Приветствие учителя;

ЛУУД(Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности);

- Создание ситуации успеха в обучении;

Формирование готовности восприятия учебного материала;

2.  Актуализация опорных знаний

- Ребята, кто был внимательным на прошлом уроке и скажет мне, что нового и интересного вы узнали?

-Верно, а кто же автор этого произведения?

-Отлично, вы хорошо усвоили материал прошлого урока.

-Мы узнал о подводном царстве, и познакомились с произведением- «Океан-море синее»

-Н.А.Римский-Корсаков.

КУУД(Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений);

- Повторение;

 - Беседа;

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности):

3.3.  Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности)

3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)

3.3.  Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности)

3.3.  Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности

3.2.2. Вокально-хоровая работа (исполнение распевок, попевок, вок.хор.упражнений; повторение или разучивание песни)

3.3.  Первичное закрепление

3.2.3.Музыкально-ритмические движения (музыкально-двигательная разминка, музыкальная пальчиковая гимнастика, элементы ритмики)

3.2.5. Творческое задание

(Виды музыкальной деятельности на уроке музыки  могут меняться местами в зависимости от цели и задач урока)

3.4.  Повторение и включение в систему знаний

-Ребята, представляете вчера готовилась к сегодняшнему уроку и наткнулась на необычный предмет, с которым вы наверняка знакомы.

В глубь трубы всмотрись: как в сказке,

Там в узор сложились краски.

Трубочка — не микроскоп.

А цветной…(калейдоскоп)

-Верно! А кто мне скажет, что же такое мы видим в калейдоскопе?

-Узоры, геометрические фигуры, верно, а кто-нибудь что-то подобное видел на стекле?

-Правильно, витражи.

Подводит к теме урока.

-Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Да, ребята, тема сегодняшнего урока: «Музыка и витражи», а также поговорим о цвете и звуках.

Целеполагание

- Как вы думаете, могу ли витражи звучать или рассказывать о музыке?

 - Да ребята, вы правы;

-А какую цель мы с вами поставим на урок?

- Сегодня мы попытаемся найти ответы на ваши вопросы.

Чудо-прибор калейдоскоп знают все. Глядя в глазок «волшебной трубки», вращая её, можно наблюдать сменяющиеся разнообразные узоры из цветного стекла. Между этими узорами немало общего, при том все они отличаются друг от друга.

Выдающиеся произведения из стеклянного материала представлены в искусстве витражей.

-Как вы уже подметили, витраж-это картина или узор из цветного стекла. Как правило, витражи расположены в окнах архитектурных сооружений.

Со времён средневековья до нас дошли витражи, украшающие соборы западноевропейских стран. Обычно образцы, запечатлённые на них, связаны с сюжетами из Библии.

-Я вам предлагаю посмотреть на витражи, которые представлены в учебнике на стр.22-23.

-Рассмотрите внимательно, на стр.22, это деталь витража какого собора?

-Верно, этот собор находится в 90 км от Парижа.

-Что же такое витраж?

-И где используются витражи?

-Совершенно верно.

-А сейчас я хочу познакомить вас с французским композитором Оливье Мессианом, именно он использовал в музыке эффект витража. «Я могу точно сказать, что моё предпочтение относится к красочной, переливчатой музыке…похожей на церковные витражи, на божественную радугу», -говорил композитор.

Одно из произведений О. Мессиана, в котором приведён эффект витража, называется «Рождество Господне»

Включение фрагмента произведения О.Мессиана «Рождество Господне»:

-Дети, о чем нам рассказывает музыка?

-Какое настроение передает музыкальное произведение?

-Да, такое настроение передает музыкальный инструмент орган, из-за которого получается такая тревожная и не спокойная мелодия.

-А сейчас я предлагаю вам послушать другое произведение О.Мессиана «Пастухи»

Включение фрагмента произведения О.Мессиана «Пастухи»:

-Что вы испытываете, когда слышите это музыкальное произведение?

-Верно, а нет такого ощущения будто солнышко светит на витражное окно, и оно сияет разными цветами?

-Сейчас, я попрошу вас обратится к рабочим тетрадям, откройте стр.56.

-На странице 56 текст песни Г. Фрида, стихи А. Бродского «Ветер», просмотрите внимательно все слова, всем понятны слов?

-Если нет вопросов, тогда давайте же споем!

(Раздает текст песен и разучивает вместе с детьми)

Предлагает пропеть выученную песню.

-А сейчас я предлагаю выполнить движения под музыку.

Встаньте и выйдите из-за парт, расправьте плечи и сделайте вдох и выдох.

-Для начала улыбнитесь, и повторяйте за мной(руки на поясе, на слова куплета поднимаем руки верх и задерживаем их вверху делая плавные махи в стороны, на слова припева «Ветер»-Делаем руками кругообразное движение и останавливаем руки на поясе в исходное положение, и так повторять всю песню)

-А сейчас совместим наши движения с пением, запевай!

-Мы и спели и с танцевали, а сейчас я предлагаю вам необычное задание, я уверена, оно вам точно понравится, откройте страницу 58 в рабочей тетради, прочитайте задание: (Послушайте органную пьесу О.Мессиана «Пастухи». Постарайся передать свои впечатления в рисунке (можно в виде витража). Подумай о цветовом воплощении художественного образа). Мы уже с вами поговорили об этом музыкальном произведении. Верно?

-Я думаю, что для вас будет это помощью, но а сейчас я снова включу вам это произведение, постарайтесь выразить все, что чувствуете.

-Кто справился с заданием покажите свою готовность, и мы проведем выставку ваших работ.

-Вижу, что вы все постарались и хорошо выполнили задание.

-Ребята, кто мне ответит, о чем мы сегодня с вами разговаривал на уроке?

-А что такое витраж?

-Молодцы, правильно.

-А кто мне ответит в творчестве какого композитора используется эффект «музыкального витража»?

-Совершенно верно, я вижу вы очень хорошо усвоили тему нашего урока.

-А какую же цель мы сегодня с вами поставили?

-А как вы считаете, достигли мы этой цели?

-А значит, наш урок прошел не зря.

-Слушают учителя;

Отгадывают загадку;

-Калейдоскоп.

-Узоры

-Геометрические фигуры

-Да, на стекле мы видим расписные виражи.

-«Витражи»;

-«Витражи и музыка»;

-«Музыка и витражи».

-Могут

-Узнать о роли витража в музыке.

-Узнать как звучат и рассказывают витражи в музыке.

-Слушают учителя;

-Обращаются к учебникам, открывают стр. 22-23, рассматривают представленные картинки витражей.

-Деталь витража Шартрского собора.

-Витраж-это это картина или узор из цветного стекла.

-Витражи используются на окнах, на архитектурных сооружениях.

Слушают учителя;

Слушают фрагмент произведения О.Месиана «Рождество Господне».

Отвечают на вопросы учителя по музыкальному произведению:

-О чем-то необычном, словно туман какой-то…

-Какая-то тревога, страх, но потом тишина и спокойствие.

Слушают учителя

Слушают фрагмент другого произведения.

-Спокойствие, как будто мы сейчас смотрим внутрь калейдоскопа.

-Есть, искристые цвета мелькают из-за солнечного света.

Открывают рабочие тетради на стр.56

Просматривают слова, если есть трудности, задают вопросы учителю.

Разучивают песню

Поют выученную песню

-Встают из-за парт, расправляют плечи и делают вдох и выдох.

Слушают задание учителя.

Повторяют за учителем.

-Поют и выполняют движения, повторяя за учителем.

Слушают учителя;

Открывают страницу в рабочей тетради и читают творческое задание.

-Верно

-Слушают музыкальное произведение, выполняют задание.

Показывают свою готовность.

Демонстрируют свои рисунки и рассказывают о них.

-Мы разговаривали о витражах, как они отражаются в музыке.

-Витраж-это картина или узор из цветного стекла.

-Эффект «музыкального витража» использовался композитором Оливье Мессианом.

-Цель нашего урока была: узнать о влиянии музыки на цвет, и о роли витража в музыкальные произведения.

-Да, достигли

КУУД(Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности);

Воспитывать интерес к музыке на примере музыкальных произведений (П2);

Воспитывать интерес к музыке на примере музыкальных произведений (П2);

ЛУУД(Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности);

ПУУД(Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания);

КУУД(Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений)

ПУУД(Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания);

КУУД(Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений);

КУУД(Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений)

ПУУД(Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания);

ЛУУД(развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству);

КУУД(Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности);

РУУД(формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений)

- Подводящий диалог;

- Метод проблемной ситуации;

Рассказ;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод стимулирования занимательным содержанием;

Создание эффекта удивления;

Метод содержательного анализа произведения

Беседа;

Упражнение;

Метод наблюдения за музыкой

Объяснение;

Показ.

Объяснение

Беседа

Демонстрация

Анализ

Повторение

Подведение итогов

Закрепление материала

4. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, сегодня на уроке вы хорошо работали, были очень внимательны и активны. (Раздаю ноты); 

- Обратите внимание на доску, на ней изображён скрипичный ключ и нотные линейки, раскрасьте ноты в ваш любимый цвет и распределите свои ноты на линейке:

- Если у вас всё получилось на уроке, то приклейте ноту на верхней линейке;

- Если же были затруднения, но вы в дальнейшем будете стараться, то расположите ноту в нижней части линейке.

Дают рефлексивную оценку своей работы на уроке;

- Раскрашивают ноту в любимый цвет и распределяют её на нотной линейке.

ЛУУД(Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;

- Создание ситуации успеха в обучении;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС "Знаки препинания в музыке" (3 класс).

3 класс, 2 четверть, 4 урок Тема урока: Знаки препинания в музыке. Цели: дать представление о том, какие существуют знаки препинания в музыке; развивать умение определять их на слух; использ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и для формирования умения использовать их в рисовании  подм...

Технологическая карта урока изобразительного искусства - "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: Цвет как средство выражения. Тихие цвета. Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создание условий для ознаком...

Технологическая карта урока изобразительного искусства - "Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет»" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОТема урока «Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить с ос...

Технологическая карта урока технологии. Тема:"“Цветы” в технике оригами"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умения выполнять изделие “Цветы” в технике оригами.Задачи урокаДидактические:Изучить понятие “оригами&r...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения", 2 класс

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через рисование подмалевка весеннего пейзажа....

Технологическая карта урока на тему "Музыкальные инструменты". Предмет: Музыка.1класс.

Технологическая карта урока на тему "Музыкальные инструменты". Предмет: Музыка.1класс....