Конспект урока музыка «Картины, изображающие музыкальные инструменты». (УМК Школа России 3 класс)
материал по музыке (3 класс)

Пяткова Кристина Геннадьевна

Задачи урока:

Образовательные:

Получение  знаний о музыкальном инструменте  – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского; знакомство с музыкальными произведениями  для скрипки Чайковского, Вивальди, Паганини; введение музыкального понятия “Каприс”.  

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И.; Чайковский, «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Каприс № 24» Н. Паганини; понимание особенностей музыкального жанра «Каприс».

Метапредметные УУД:

- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности; формирование  информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения. формирование коммуникативных компетенций.

Личностные УУД:

- понимание эмоциональной силы музыки  и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

-формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

-осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, творческий, словесный.

Оборудование: Компьютер, доска,  музыкальный центр, фортепиано.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

8 ноября, пятница                                                                                                Учитель начальных классов:

МБОУ «СОШ № 11»                                                                                                  Ивченко Елена Ивановна

Класс 3 «А»                                                                                                                 Руководитель практики

Урок 2                                                                                                                Колотухина Яна Александровна

Время: 08:50-09:30                                                                                        Студент ЧПК №1:

Кабинет 110                                                                                                        Пяткова Кристина Геннадьевна

«Картины, изображающие музыкальные инструменты».

Цели урока:

  1. Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно-смычковом инструменте; знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями; знакомство с музыкальными произведениями:

Задачи урока:

Образовательные:

Получение  знаний о музыкальном инструменте  – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского; знакомство с музыкальными произведениями  для скрипки Чайковского, Вивальди, Паганини; введение музыкального понятия “Каприс”.  

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И.; Чайковский, «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Каприс № 24» Н. Паганини; понимание особенностей музыкального жанра «Каприс».

Метапредметные УУД:

- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности; формирование  информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения. формирование коммуникативных компетенций.

Личностные УУД:

- понимание эмоциональной силы музыки  и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

-формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

-осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, творческий, словесный.

Оборудование: Компьютер, доска,  музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

2 мин

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»

Запись в журнале отсутствующих.

Подготовиться к уроку,
настроиться на работу на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Актуализация знаний

3 мин

Звучит «Мелодия»  К. Глюка.

- Как называется услышанное нами произведение? Кто его автор? Из какого музыкального произведения этот отрывок?

- Какой инструмент солирует?

- Как звучит голос флейты в этом произведении, какое настроение передаёт флейта?

- Давайте вспомним, а что мы узнали о флейте на прошлом уроке?

- А сейчас мы послушаем ещё одно произведение, которое тоже называется «Мелодия», но автор его П.И. Чайковский. (Слушают «Мелодия» П. И. Чайковского)

- Как вы думаете, похожи ли эти произведения: «Мелодия» Глюка и «Мелодия» Чайковского, и чем они отличаются друг от друга?

- Верно, мы слышим солирующее звучание другого инструмента, и вы правильно определили, что это скрипка. (показ скрипки).

Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке.

Индивидуальные ответы.

Познавательные:

- повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные:

- умение строить грамотное, красивое сообщение.

Регулятивные:

- контроль;

- коррекция.

Личностные:

- формирование интереса к музыке;

- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

3.

Постановка цели урока

3 мин

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка».

А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент  и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки.

Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.

Познавательные:

- самостоятельное выделение темы и целей урока;

Регулятивные:

- планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- умение слушать и размышлять.

Личностные:

- формирование интереса к музыкальным занятиям.

4.

Изучение нового материала

7 мин

Посмотрите на репродукцию картины К. Петрова-Водкина «Скрипка». Попробуйте описать этот инструмент.

А теперь мы послушаем сообщение о скрипке, которое подготовил ________________.

Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из  ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.

Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.

Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

- Давайте сейчас ещё раз послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом?

(Звучит запись произведения).

- О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?

- Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты.

- Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем,  как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

(Звучит произведение А. Вивальди. Гроза.  Из цикла «Времена года»).

- Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».

- Как звучала эта музыка? Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.

Работают с учебником: описание-рассуждение о репродукции к картине.

Слушают музыкальное произведение и пытаются представить, о чём рассказывает скрипка.

Слушают фрагмент «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди

Делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины рисует музыка, как она звучит (напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно...) и

обосновывают выбранное название произведения.

Познавательные:

- самостоятельный поиск и выделение информации;

- осознанное построение речевого высказывания;

- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями.

- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения;

Регулятивные:

-прогнозирование.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией.

Личностные:

- формирование интереса к музыке.

5.

Первичное закрепление изученного материала

4 мин

- Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини, и поработаем с нашими  словарями эмоциональных терминов.

(Слушание произведения

Н. Паганини «Каприс № 24»).

- Скажите, звучание какого инструмента вы услышали?

- Какая музыка была по характеру?

- Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему?

Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро.

Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть.

Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к  своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе?

Так и в музыке- всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность- всё это сочетается в жанре

 «Каприс». Основная особенность- свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке.  Можем ли мы назвать виртуозом  Н. Паганини?

Физкультминутка.

Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока.

Заранее подготовленные дети, (увлечённые музыкальной деятельностью, с высокой познавательной активностью) рассказывают о творчестве виртуозного итальянского скрипача Н. Паганини и о жизни скрипичного мастера Антонио Страдивари.

Познавательные:
- расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки;

- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;

- знакомство с музыкальным жанром «Каприс».

Регулятивные:

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению.

Коммуникативные:

- умение слушать;

- умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию;

- участие в коллективном обсуждении проблем урока.

Личностные:

- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

6.

Закрепление изученного материала

6 мин

- Перед вами лежат небольшие тесты по теме нашего урока. Возьмите листочки и попробуйте выполнить их. Если вы согласны с утверждением в тесте, то напротив него ставите знак плюс (+), если не согласны – знак минус (-).

Тест.

1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент…

2.Родина скрипки – Россия…

3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки…

4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» - А. Вивальди…

5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор…

6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма…

Ответы.

  1. +
  2. +
  3. +
  4. +

- Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте – «4»;

Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника.

Работают с тестами по теме урока, определяя верность или неверность утверждений. (Самостоятельная работа).

Взаимопроверка по коллективно созданному эталону.

(Обсуждение правильных ответов).

Оценивание собственных работ.

Познавательные:

- развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулятивные:

- умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном;

- осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;

- оценивание качества усвоения.

Коммуникативные:

- взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.

Личностные:

- формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.

7.

Вокально-хоровая работа

9 мин

1.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка)

2.Дыхательная гимнастика.

3.Распевание.

4.Разучивание новой песни «Скрипочка и слон».

- Показ песни « Слон и скрипочка»  учителем.

- Разучивание по фразам.

- Пение трудных мелодических оборотов.

- Работа  над текстом.

-Показ игры на воображаемой скрипке в 1  и 3 куплетах.

- Исполнение с движением.

Коллективно-исполнительская деятельность.

Познавательные:

- знакомство с мелодией и словами новой песни.

Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;

- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностные:

- формирование исполнительских навыков;

- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

8.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

2 мин

Групповое: выучить слова песни «Скрипочка и слон»

Индивидуальное: Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах.

Слушают домашнее задание.

Познавательные:

- поиск и чтение художественных произведений о скрипках и скрипачах.

Регулятивные:

- целеполагание.

9.

Подведение итогов. Рефлексия

4 мин

- Ребята, а с какой темой мы сегодня с вами познакомились?

- Что узнали нового?

- С каким инструментом вы познакомились?

Рефлексия «Яблоня творчества».  

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Плоды – информация понятна, полезна. Урок прошел  плодотворно.  

Цветок – информация понятна. Но есть вопросы.

Жёлтый листик – «чахлый», урок был не интересен. Информация не понятна.

Ребята, я очень рада, что всем было вес понятно. А наш урок окончен. До свидания! До новых творческих встреч!

Выход под музыку (Adam Szabo ultra (original mix)

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные:

- осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки на тему "Музыкальные инструменты" для 1 класса

Во вложеных файлах находится презентация к уроку музыки в 1 классе на тему "Музыкальные инструменты". Для прослушивания звучания этих инструментов необходимо обязательно скачать и вставить музыкальные...

Презентация для урока музыки по теме "Музыкальные инструменты в загадках"

Презентация предназначена для проведения уроков музыки и внеклассных занятий в начальных классах.Она знакомит детей с музыкальными инструментами на примере загадок.Презентацию можно использовать на лю...

Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС...

Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.

Конспект урока музыки  по теме: Музыкальный портрет1 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина...

Конспект урока Музыка по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка" (УМК "Школа России" , 3 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.Знакомство с...

Урок музыки на тему "Музыкальные инструменты и их звучание".

Класс: 3-Б.Предмет: Музыка.Тема раздела: В концертном зале.Тема урока: Музыкальные инструменты и их звучание.Тип урока: изучение нового материала.Цель: сформировать понятие о народных музыкальных инст...