Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Зараева Татьяна Леонидовна

Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков

Цели урока:

  • Познакомить с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
  • Участие в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.
  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
  • Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

  • Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).
  • Н.А. Римский-Корсаков. Белка. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Аранжировка для детского оркестра Г. Струве (игра на детских музыкальных инструментах).
  • Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).
  • Во саду ли, в огороде.  Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).

Дополнительный материал:

  • Картинки.
  • Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова.
  • Презентация к уроку
  • Детские музыкальные инструменты

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

  1. Сообщение темы урока.

Скажите ребята, а вы любите море? А что такое море? А кто из вас когда-нибудь был на море? (За правильные ответы раздаю «кораблики»).

Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Представьте себе, что мы на этом корабле. Он называется «Алмаз».

Скажите, а это корабль современный или старинный? А как вы догадались? Мы с вами поплывем на этом корабле не одни. Ведь никто из нас не умеет управлять кораблем. Скажите, а кто управляет кораблем? Конечно, капитан – это человек, который знает все о морском деле. И это будет великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сегодня мы познакомимся с этим удивительным композитором-сказочником Н. А. Римским-Корсаковым. Николая Андреевича Римского-Корсакова справедливо называют композитором-сказочником. Лучшие его произведения написаны на основе известных сказок: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» …

Итак, наше морское путешествие начинается.

Звучит «Звук волн»

Почему же композитор, и вдруг капитан? – спросите вы. Сейчас мы познакомимся с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым поближе, и вы все поймете.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье.

Перед вами дом, где родился и провел свое детство Римский-Корсаков.

Первоначальное общее и музыкальное образование маленький Ника, как его звали домашние, получил дома. С детства его влекло к музыке. Мама композитора научила маленького Нику любить всё прекрасное.

По семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. Так Николай стал кадетом. Там он изучал не только военные науки, но и продолжал обучаться игре на фортепиано.

Получив звание офицера, он отправляется в трехгодичное плавание на клипере «Алмаз». Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти за время путешествия.

За время этого долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, испытал океанские штормы и штили. Это послужило композитору источником вдохновения. С большим мастерством композитор живописал средствами музыки разные явления природы.

Писать музыку в каютных условиях было не так легко, ведь не было рояля. Как только корабль заходил в порт, Римский-Корсаков бежал в близлежащий ресторан, где был инструмент, чтобы сыграть то, что сочинил в пути.

Вернувшись из плавания, Николай Андреевич понял, что море он, конечно же, очень любит, но всю свою остальную жизнь хочет связать с музыкой.  В своем творчестве он часто обращается к морской тематике, у него есть чудесные картины моря.  И сейчас мы послушаем одну из них, а вы подумайте и скажите, какое море изображено на этой музыкальной картине, и куда, как вы думаете, мы поплывем под эту музыку?

Звучит «Интродукция» к 2 акту оперы «Сказка о царе Салтане»

            На фоне музыки читаю:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет…»

После прослушивания предлагаю детям продолжить, повторяю вопросы. (ответы детей)

Конечно, мы приплыли на сказочный остров Буян.

А из какой сказки этот остров? Правильно, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди». А о чем эта сказка? (ответы детей)

Ребята, а кто написал эту сказку? Верно, Александр Сергеевич Пушкин.

А вот Н.А.Римскому-Корсакову так понравился сюжет этой сказки, что он написал музыкальную сказку, точнее, оперу «Сказка о царе Салтане».

Ребята, может быть, кто-нибудь скажет, что такое опера? Верно, это спектакль, в котором действующие лица поют. Но, оказывается, совсем необязательно петь, чтобы показать какой-нибудь сказочный образ, как вы только что убедились сами, на примере картины моря.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие чудеса происходили в «Сказке о царе Салтане». (Ответы: белочка, 33 богатыря, царевна-Лебедь). А кто эти чудеса совершал? Правильно, царевна-Лебедь.

А вот Римский-Корсаков изобразил эти три чуда при помощи музыкальных красок. И сейчас мы познакомимся с ними. Итак, перед вами - белочка.

 «Ель стоит перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет…

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.»

Звучит «Три чуда – «Белочка»

Ребята, как композитор показал нам образ белочки? Какая была музыка? (Ответы детей: высокая, легкая, быстрая, отрывистая и т.д.)

А какие инструменты звучали? (обратить внимание на треугольник). 

А вы узнали эту мелодию? Вспомните сказку – ведь белочка пела песенку. Какую?

Правильно, русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Игра на детских музыкальных инструментах русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Ну, а мы идем по острову Буяну, посмотреть следующее чудо – 33 богатыря.

 «…Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

            Все стройны как на подбор –

            С ними дядька Черномор…»

Звучит «три чуда – «33 богатыря»

Скажите, ребята, а эта музыкальная картина отличалась от предыдущей, от образа Белочки? А чем отличалась? Какой характер музыки? (ответы детей)

С помощью чего получился такой характер и образ? (жанр – марш, инструменты – весь оркестр, соло трубы – фанфары, динамика – громко).

На острове Буяне нас с вами ждет еще одно – последнее – чудо. Верно, это Царевна-лебедь.

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть –

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как-речь-то говорит –

Словно реченька журчит…»

Звучит «Три чуда - Лебедь» 

 Ребята, скажите, а по этой музыке можно сказать – молодая царевна или старая, добрая или злая, красивая или нет?        

А как композитор передал, что царевна-Лебедь красивая и молодая? (Мелодия плавная, инструменты – флейта и скрипка, звучит нежно и напевно. Похожа на песню.)

     Согласны ли вы, что каждое из чудес мы можем не только услышать, но и увидеть в музыке?

Молодцы, ребята. Понравилось вам наше путешествие? Но, к сожалению, пора нам с вами и домой отплывать. Давайте попрощаемся с гостеприимным островом Буяном.

Звучит «Интродукция» к 2 акту оперы «Сказка о царе Салтане»

На фоне музыки говорю:

Что ж, ребята, вот и закончилось наше морское путешествие. Но мы не будем прощаться ни с морем, ни с капитаном – НА. Римским-Корсаковым. Еще много раз мы будем с ними встречаться, но уже на других уроках.

Вокально-хоровая работа.

     Г. Струве, стихи А. Пушкина. «Ветер по морю гуляет…» (пение).

  1. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, участвовали в исполнении оперных фрагментов с использованием детских музыкальных инструментов.

А сейчас посмотрите, сколько корабликов вы собрали, посчитайте их, и мы все посмотрим, кто сегодня был самым активным и внимательным.    

(Выставление оценок)

  1. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к фрагменту «Три чуда» оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.

Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....

Поурочное планирование уроков музыки 1 класс по программе Критской.

Конспекты уроков по музыке 1 класс. Программа Критской....

Календарно - тематическое планирование 1 - 4 класс по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классы по ФГОС...

Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Вечный солнечный свет в музыке! Имя тебе Моцарт»

Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Вечный солнечный свет в музыке! Имя тебе Моцарт»...

Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак "Картинки с выставки"

Урок музыки во 2 классе по программе В.В. Алеев, Т.Н. Кичак "Картинки с выставки"...