Открытое занятие по музыке С.Прокофьев "Петя и Волк"
план-конспект занятия по музыке (2 класс)

Номаль Инга Юрьевна

В этой сказке действуют такие герои: Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк и охотники.  Каждому действующему лицу в этой сказке Прокофьев дал свою музыкальную тему, которую исполняет определённый инструмент.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному  и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева Петя и Волк»

Тип урока -  освоение новых знаний

Категория участников: младший  школьный возраст                                                         Форма урока - урок - сказка.

Цель урока:  знакомство с серьёзной симфонической музыкой на примере симфонической   сказки С.С. Прокофьева  «Петя и волк», названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.

Задачи:

  1. Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;
  2. Сформировать знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра и умений различать их по тембру, внешнему виду;
  3. Научить определять героев сказки по характеру музыки;
  4. Поощрять проявление творческой активности детей;
  5. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к прослушиваемым музыкальным произведениям, воодушевлять их к высказыванию о характере музыкальных произведений;
  6. Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
  7. Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

Методы обучения

Словесный:  беседы «Творчество композитора С.С.Прокофьева», Что такое «Симфонический оркестр»?

Наглядный: карточки с изображение симфонического оркестра, музыкальный словарь с новыми терминами: «Тема», «тембр»,

Практический: повторение и закрепление ранее изученного материала

Обьяснительно-иллюстративный: показ презентации с помощью ИКТ.

Педагогические технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества

Методическое обеспечение: слайдовая презентация, упражнения и практические задания.

Планируемые результаты урока: познакомятся с инструментами симфонического оркестра, научатся различать тембры музыкальных инструментов, слышать темы действующих лиц в исполнении музыкальных инструментов..

Метапредметные:

Познавательныеформировать умения эмоционально воспринимать музыкальные произведения,  давать образную характеристику прослушанного произведения.

Регулятивныеформировать  умение слушать музыкальное произведение, оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию.

Коммуникативныеуметь  слушать, вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Личностные: научиться выражать свое отношение к искусству и музыке, формировать самосознание, позитивную самооценку.

Оборудование:

  • Музыкальный центр, мультимедийное оборудование,
  • Симфоническая сказка “Петя и Волк”, текст.
  • Портрет композитора: С.С. Прокофьева
  • Ширма, театральная кукла – волк
  • Рисунки сказочных героев
  • Рисунки и фотографии музыкальных инструментов симфонического оркестра

Демонстрационный материал: предметные рисунки музыкальных инструментов; портрет композитора С.С.Прокофьева; карточки «Симфонический оркестр».

Музыкальное сопровождение: С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», темы героев; песня «В гостях у сказки» (слова Ю. Ким, музыка В. Дашкевич)

Подготовительная работа:

     1. Работа с литературой

2. Подбор музыкального оформления

3. Подбор иллюстраций

4. Оформление наглядного материала

5. Оформление презентации

     6. Написание конспекта занятия

Ход занятия:

I. Организационный момент

  1. Музыкальное приветствие

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть «доброе утро» длится до вечера!

 (здравствуйте, ребята)

Музыкальное приветствие по кругу

2. Музыкальная разминка (зарядка)

Вдох-выдох

Педагог: Что помогает нашему голосу быть сильным? (ответы детей) (ДЫХАНИЕ)

- Как называется правильное певческое дыхание? (диафрагмальное) Будем тренировать наше дыхание, сделаем дыхательную разминку

  1. Понюхаем вкусный аромат цветка на счёт 1,2 - сделаем задержку – на счёт 3,4   и медленно выдохнем на счёт 5,6,7,8
  2. На счёт 5,6,7,8 - медленно выдыхаем на цветочек со звуком «ф»
  3. Сделаем «волну» со звуком «ш»

тихо – громко;  громко - тихо (на одном дыхании тихо – громко – тихо)

  1. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на поезде, мы будем ехать на разных поездах и у каждого будет свой звук. Давайте попробуем изобразить грузовой  поезд – «Ж-Ж-Ж»

                    скоростной  поезд – «Ш-Ш-Ш»

                    почтовый поезд – «Ч-Ч-Ч»

      поезд тормозит – «ззз»

      выпускает пар – «с-с-с»

Педагог: Что обладает силой, громкостью, тембром,  …(ГОЛОС). Что помогает нам проговаривать слова? (ответы детей)

 Будем разогревать наш голос и не забудем про дыхание. Для этого разогреем наши мышцы. Сделаем удивлённое лицо, зажмуримся, вытянем губы трубочкой, широко улыбнёмся.

Сделаем вдох и на выдохе произнесём медленно – «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки», далее делаем вдох и посчитаем Егорок, соединяя руки.

Споем с вами звукоряд, но не с названиями нот, а со звуком «бр». Вверх – четвертями, а вниз – восьмыми.

Мне кажется наш голосок готов к работе.

Попевка «Колокольчик»

Постановка темы и целей урока.

Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Догадайтесь о чём пойдет речь?

Легенда, предание народное,
Ребята её обожают.
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (сказка).

А вы любите сказки? Я предлагаю вам красиво исполнить песню и погрузить нас всех в этот удивительный сказочный мир.

Исполнение песни «В гостях у сказки»

Педагог: Вы так красиво исполнили песню, что её услышали герои очень многих сказок (на ширме висят рисунки героев сказок) ….

За ширмой показывается Волк.

Волк: Здравствуйте, ой куда это я попал? Я слышал, здесь так красиво пели дети. А я очень люблю музыку… и петь тоже люблю… у-у-у

Педагог:  Здравствуйте, а вы кто?

Волк: Я…Волк…Зубок.

Педагог: Ну так вот, уважаемый Зубок,  вы попали на музыкальное занятие в центр дополнительного образования. Мы с ребятами очень любим сказки сегодня хотим попасть в этот удивительный  мир.

Волк: -  Я тоже сказки люблю, я ведь тоже из сказок. Вот вы, ребята, знаете сказки, в которых есть я?  (ответы детей)

Волк: (плачет) нет, я не такой… Я хороший Волк, я петь люблю. Люблю оперы и балеты. Концерты там разные слушать. У-у-у. Я добрый волк. А нет ли какой – нибудь музыкальной сказки про меня?

Педагог: Знаешь, Волк, ты не плачь. Ты сегодня пришёл к нам на занятие…. А занятие у нас музыкальное. И, так как мы с ребятами любим музыку, мы сегодня расскажем тебе  про одну музыкальную сказку, в которой тоже есть волк. Это сказка про Волка и мальчика Петю. Симфоническая сказка русского композитора С.С. Прокофьева «Петя и Волк».

- Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? 

(Ответы детей)

Педагог: - Это музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр.

И мы сегодня познакомимся с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки «Петя и Волк». 

(Педагог обращает внимание детей на рисунок «Симфонический оркестр»)

- Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. А для этого я предлагаю вам собрать музыкальное слово из этих букв.

 (дети работают в команде)

                                   Слово «ТЕМБР»

Педагог: Как каждый человек имеет голос, присущий только ему, так и каждый инструмент имеет свой неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты. В данной сказке каждый персонаж изображается каким-то похожим на него по характеру звучанием музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется.

 В этой сказке действуют такие герои: Петя, Птичка, Утка, Дедушка, Охотники, Волк

Только отличие от тебя, Зубок, у волка из этой сказки совершенно другой характер.

Волк: А какой – другой?

Педагог: А вот послушайте музыку, которая звучит при появлении Волка, и догадайтесь! (слушают)  

(ответы детей)

Педагог: Мрачная, страшная мелодия. А кто её исполняет?  (показ картинки валторны)

- Вы когда – нибудь видели охотничий рог? Вот он. (показ рисунка охотничьего рога) В этот рог трубят охотники. И этот инструмент сделан из охотничьего рога. Это валторна. В оркестре, у Прокофьева, их  - три.

                      (показ картинки с тремя валторнами).

 И для каждой валторны композитор написал свою партию.  Ещё там были ударные,  как вы думаете, зачем композитор добавил ударные инструменты?

                           (ответы детей)

Педагог: Чтобы мелодия Волка казалась более грозной. Они помогают лучше нарисовать образ Волка. А теперь запоминайте новые музыкальные термины. Мы сейчас прослушали тему Волка.

Волк: Послушали тему? Как это?

Педагог: Каждому действующему лицу Прокофьев дал свою музыкальную тему, которую исполняет определённый музыкальный инструмент. Инструменты в оркестре, как актёры в театре – играют своих героев. Поэтому, когда персонаж появляется, обычно звучит его тема.

-  Композитор сочинил эту сказку в 1936 году всего лишь за 4 дня!!! Она стала очень знаменитой. Во всём мире и взрослые, и дети знают и любят симфоническую сказку С.С. Прокофьева. Что же необычного в этой сказке, что она стала знаменита на весь мир?

Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Ведь многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Исполнялась эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом был педагогический смысл сказки. Итак, вы запомнили, как называется музыка, изображающая любой персонаж в музыкальном произведении (ТЕМА)

(показ музыкального слова ТЕМА- это…)

(показ презентации «Петя и Волк» музыкальные инструменты)

Тему Пети озвучивает скрипка, альт, виолончель и контрабас. Это струнно- смычковые музыкальные инструменты. Их звучание напоминает голос человека. (0:39)

Теперь появляется Птичка. Её озвучивает флейта. Она звучит тоненько и высоко. (0:55)

Утку озвучивает гобой. Он звучит голосом пониже. Даёт немного тяжёлый и неуклюжий звук. Кажется, как будто утка крякает. (1:06)

Следующий инструмент – кларнет.  Он озвучивает кошку. Она ходит очень мягко на своих бархатных лапках. (1:28)

Одним из самых низких инструментов является фагот. Этим инструментом Прокофьев изобразил дедушку, любящего поворчать. (1:44)

Флейта, гобой, кларнет и фагот – это деревянные духовые инструменты.

Дальше появляется голодный Волк. Его озвучивает не один инструмент, а сразу три одинаковых инструмента – это валторны. Валторны – это медные духовые инструменты. (2:04)

Охотники идут довольно весёлой походкой. Их изображает весь оркестр. (2:23)

Они стреляют из ружей, озвученных большим барабаном и литаврами. Это ударные инструменты.  (2:48)

Вот и все действующие лица сказки. А теперь я предлагаю вспомнить звучание этих инструментов.

(слушание фрагментов из сказки)

Я предлагаю вам, послушав тему героя, найти инструмент, который эту тему исполняет.

(пока звучит музыка, дети находят определённый инструмент, который звучит в данной теме)

Давайте немного отдохнём и сами поиграем. А помогут нам наши собственные инструменты: голос – наш музыкальный инструмент, ручки и ножки.

III. Физ.минутка

"Шумит, поёт, играет:"

Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: "Шумит, поёт, играет:", ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.

Например: Лес? - Что делает? - Шумит (потопать  ногами)

Оркестр? - Что делает? - Играет (похлопать руками)

Хор? - Поёт (пойте звук "А")

Слова для игры:  гроза, певица, поезд, ложки, солист, соловей, рояль, холодильник, балалайка, чайник, ветер, вокальный ансамбль, гитарист, трактор, вода в трубах, гармонь, литавры)

Закрепление новых знаний.

Педагог: На предыдущем уроке мы знакомились с вами с симфонической сказкой «Петя и Волк» на музыку С.С. Прокофьева…

Кто помнит, что произошло в сказке?

Сегодня я предлагаю вам самим поучаствовать в сказке, хотите? Но так как герои в сказке не говорят, потому что за них говорят инструменты, вы проявите свои таланты и с помощью пантомимы будете изображать всё, что происходит в сказке.  А ты Зубок, вместе с нашими гостями устраивайся поудобнее и внимательно слушай…

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. (3:08)

Какая мелодия Пети?( беззаботная, приветливая, весёлая.)

-Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.

(демонстрация муз. инструментов)

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно» - весело закричала она. (4:13)

- Птичка какая? ( Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая.)

Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. (демонстрация муз. инструмента)

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (5:52)

- Какая мелодия утки? (Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. )

Музыка изображает эту походку – неторопливая, важная. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже.

(демонстрация муз. инструмента)

Увидев утку, Птичка слетела на траву. Села рядом. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Они ещё долго спорили. (7:45)

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка... (8:07)

- Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками.

(демонстрация муз.инструмента)

Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. (8:38)

«Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи, сердито закрякала на кошку.

Вышел дедушка.  Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? (10:11)

Какая мелодия изображает старого дедушку? (строгая, неторопливая, ворчливая мелодия.)

Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент.

(демонстрация муз.инструмента)

Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку. (11:46)

И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (12:26)

- Какая тема волка?( устрашающе грозная).

- Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые.

(демонстрация муз.инструмента)

Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. (14:18)

Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка – на другой, подальше от кошки. (15:34)

А Волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами (16:07)

Между тем, пионер Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел все происходящее, нисколько не испугался. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка. (18:05) 

Птичка почти задевала крыльями морду Волка, и он сердито прыгал за ней во все стороны.  (18:35)  Как раздражала птичка Волка.

И, когда Волк пытается поймать птичку, Петя накидывает волку на хвост петлю и затягивает (19:51) Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже (20:10)

Из леса показались Охотники. Они шли по следам Волка и стреляли из ружей (21:44 – 22:53)

Но Петя сказал: «Не стоит стрелять, мы с Птичкой уже поймали Волка! Помогите отвести его в Зоологический сад!»  И вот представьте себе торжественное шествие (24:15) Впереди шёл Петя, за ним охотники вели Волка (24:47)

Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры.

(демонстрация муз.инструментов)

Произведение завершается всеобщим шествием. В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади? Дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

- Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание .

- И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

-  А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

- Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь.

  1. Домашнее задание

Нарисовать понравившегося героя музыкальной сказки «Петя и волк»

Сейчас вы услышите разные утверждения и если не согласны с утверждением, то говорите хором: «Нет, не мы!», и топаете ритмично ногами,  а если согласны — «Ай да мы!» и хлопаете в ладоши

Вы, конечно, молодцы! (ответ)

Вялые все огурцы? (ответ)

Помогаете по дому! (ответ)

И не учитесь плохому! (ответ)

Защищаете детишек! (ответ)

Как наставите им шишек! (ответ)

И не сорите  повсюду! (ответ)

Сами моете посуду! (ответ)

Это кто сейчас ответил? (ответ)

Невоспитанные дети! (ответ)

А раз вы воспитанные дети, давайте с вами попрощаемся, но сделаем это музыкально.

 До- сви – да – ни- я (поют на одном звуке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по музыке с использованием ИКТ На тему: «Марш»

Тема : «Марш»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом. Цель: ознакомление детей с музыкальным жанром марш.Задачи :Познакомить с военно-строевыми, спортивными, походными, торжественными, ...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»

План - конспект открытого занятия  (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

занятие по музыке Опера. "Волк и семеро козлят"

Учащиеся  знакомятся  с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов, учатся   слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслажд...

Музыка 1 класс «Опера Волк и семеро козлят»

Конспект по музыкеТема: «Опера Волк и семеро козлят»...